Игорь Баринов: Боялись, что будет давка при проходе на площадь…
25 февраля в Москве пройдет общероссийский митинг рабочих, аналогичный тому, что прошел сегодня в Екатеринбурге. Ожидается, что там будет и уральская делегация. Почему же Путин делает ставку на средний класс, а поддержать его выходят рабочие? Чем опасно классовое расслоение? Почему либеральные политические реформы полезны, но выборы губернаторов – потрясение для регионов? Об этом свое мнение во время митинга на Привокзальной Накануне.RU высказал депутат Госдумы Игорь Баринов.
Вопрос: Расскажите, вышедшие статьи Путина – это уже программа или затравка? Кандидат намерен исполнять то, о чем говорит, или пока просто предлагает обсудить?
Игорь Баринов: Конечно, это программные вещи, и надо отдать должное, что Владимир Путин пытается перевести предвыборную кампанию в какое-то конструктивное русло, уйти от болтовни, популизма и пытаться обсуждать, где мы сейчас находимся, куда должны идти и как сделать, чтобы каждый человек почувствовал изменения в своей семье, в своей квартире.
Вопрос: Но есть мнение, что это лишь реакция на определенные настроения в обществе. И вообще, ставка на средний класс – это ставка на кого и для чего она сегодня?
Игорь Баринов: События, которые происходили после выборов 4 декабря, не могут пройти бесследно. Власть не только должно на них реагировать, но она должна опережать их и предвидеть. Мы понимаем, что есть серьезный запрос на обновление в обществе. Людей не устраивают очень многие вещи: засилие чиновничества, коррупция, огромное расслоение между самыми богатыми и самыми бедными. Но мы понимаем, что одномоментно исправить ситуацию невозможно. Это отрыжка, пережитки той переходной экономики, того переходного, по сути, периода, который проходит наша страна. Все это одномоментно не может исчезнуть или перевариться. Все сиюминутные решения – это всегда 17-й год, всегда революция, кровь, трагедия и так далее. Ставка делается не только на средний класс, а на то, чтобы консолидировать общество вокруг идеи развития страны. Очень опасно, когда мы начнем противопоставлять одну социальную прослойку другой. Этого допускать нельзя.
Вопрос: Но ведь сейчас именно такая ситуация?
Игорь Баринов: Сегодняшнее мероприятие как раз говорит о том, что любое отклонение в ту или иную сторону очень опасно. Люди труда, которые своими руками создают прибавочную стоимость, говорят, что у них тоже есть свое мнение, что они должны быть услышаны и что их мнение должны уважать.
Вопрос: Жириновский вчера выступал в Госдуме. 20 лет, говорит он, ждал этого момента. Если сейчас они с Зюгановым перестанут быть такими добрыми и выведут на улицы своих сторонников, то будет вторая Октябрьская. Оппозиция действительно спускает на тормозах протест?
Игорь Баринов: Я думаю, что они никого не сдерживают, а как только могут, пытаются "разогреть" своих сторонников. Но, к счастью, например, на Урале сторонников Жириновского становится все меньше и меньше после того, как оппозиция показывает свое истинное лицо и высказывает свое истинное отношение к людям труда и вообще населению страны. После того, как Жириновский назвал жителей Урала самыми тупыми в стране, я сомневаюсь, что кто-то поддержит его здесь.
Вопрос: Тем не менее, Путин в своей статье делает ставку на средний класс. А на митинги выходят поддержать его рабочие. Вы не видите здесь противоречия?
Игорь Баринов: На митинге не только рабочий класс, очень много было предпринимателей, например. У меня много знакомых, которые давно не являются рабочими, кто-то ушел в бизнес, кто-то стал чиновником. Они пришли, я увидел их здесь. У меня мама позвонила, говорит: "Сынок, во сколько, когда?" Она 38 года, инженер-строитель, но тоже пришла сюда.
Вопрос: Но, как считается, именно средний класс – это те, кто выходили на площади, это те, кто хотел бы "скинуть" Путина. И Путин делает ставку на них, а не на рабочих, которые инициировали митинг сегодня.
Игорь Баринов: Я бы сказал, что на Болотную и проспект Сахарова выходил не весь средний класс, а только какая-то его часть. Говорить о том, что вся масса среднего класса определенно "за" или "против", нельзя. То же самое можно сказать про любую другую прослойку, хотя, конечно, есть пропорции, соотношение "за" или "против" Путина. Повторюсь, это совершенно разношерстные социальные категории. Тот же Евгений Артюх (руководитель регионального отделения "Опоры России", – прим. Накануне.RU) с супругой проводят соцопросы среди малого и среднего бизнеса. Результаты шокируют. У нас на Урале подавляющее большинство предпринимательского сообщества поддерживают Путина. Есть и отрезвление после 4 декабря и, в том числе, у тех людей, которые были недовольны сложившейся ситуацией после выборов в Госдуму. Любому бизнесу нужна, все-таки, прогнозируемость и стабильность. Когда человек не понимает, что будет происходить завтра-послезавтра, он уже с большим риском будет вкладываться в тот или иной проект. Без этого любая предпринимательская деятельность невозможна. Хотя менять предстоит очень многое.
Вопрос: Владислав Сурков, пока был в должности первого замруководителя администрации Президента, говорил, что произошедшее на "Чистых прудах" – это технология. Она описана в книгах и разыграна по всем правилам жанра. Когда же начал собираться митинг рабочих, о нем тоже заговорили как о политтехнологии, о том, что людей туда насильно сгоняют. Что скажете на это?
Игорь Баринов: Я видел представителей оппозиции. Например, Альшевских, Волков были со своими бригадами, которые ходили с камерами к людям и спрашивали: "Вам точно не давали деньги, вас точно сюда не сгоняли?" Я не знаю ни одного ответа, что кто-то пришел сюда не по своей воле. Даже пришлось квотировать (число людей от предприятий, – прим. Накануне.RU), потому что боялись, что будет давка при проходе на площадь.
Вопрос: Сейчас объявлено много политических реформ, но большинство из них отнесены уже к следующим выборам. До этого времени многое может поменяться. Не получится ли так, что и принятых решений мы в итоге не увидим?
Игорь Баринов: Не все реформы отнесены к следующим выборам, например, выборы губернатора вернутся уже этим летом. Новые политические партии начнут создаваться, уже в этом году будут приняты необходимые поправки. Либеральные изменения уже начались.
Вопрос: Что касается выборов губернаторов, то при переходе на систему назначения губернаторы стали запрашивать доверие у президента. Примером тогда стал Собянин. Сейчас Чиркунов объявил, что надо поскорее провести выборы в крае, притом, сам участвовать в них не намерен. Не считаете, что такой запрос на доверие у населения станет массовым? Будут ли аналогичные примеры среди регионов УрФО?
Игорь Баринов: У людей есть запрос на то, чтобы с их мнением считались, им важно чувствовать, что они являются участниками политического процесса. Поэтому такие вещи, как прямые выборы мэров городов, губернаторские выборы, несмотря на всю опасность некоторых негативных процессов, когда идет борьба между финансово-промышленными группами за власть в регионе, это все равно положительно. Потому что человек, проходящий через прямые выборы, встречаясь с людьми, смотря им в глаза, потом все-таки соизмеряет дальнейшую деятельность с мнением людей. Он вынужден работать на людей, если, конечно, он не окончательный мерзавец и популист.
Что касается регионов УрФО, то я не могу решать за губернаторов, хотя вполне допускаю – у нас очень много популярных губернаторов, например, Юревич, Кобылкин, которые проходили через прямые выборы. Вполне вероятна такая ситуация. Хотя прямые выборы – это все-таки потрясение для региона, и нужно ли это – не знаю. Надо спросить у губернаторов.