Американский опыт фальсификаций выборов
Оказывается, в своих попытках превратить президентскую кампанию в бесполезный фарс российские оппозиционеры совсем не одиноки. Похожий скандал разгорается и за океаном. Американские блогеры кричат об "украденных голосах", о фальсификациях, вывешивают протоколы и доказательства обмана и "лайкают" в соцсетях популярного оболганного кандидата, ставшего жертвой самой демократической избирательной системы. О том, почему Россия теперь – Америка, Накануне.RU рассказал известный публицист, писатель и журналист Исраэль Шамир.
Стало известно, что Митт Ромни одержал победу на праймериз в штате Флорида, сообщает Associated Press. Экс-губернатора штата Массачусетс поддержали 47% проголосовавших. А его ближайшего конкурента - экс-спикера Палаты представителей Ньюта Гингрича - 31% избирателей. Экс-сенатор штата Пенсильвания Рик Санторум пока набирает 13% голосов, а конгрессмен от штата Техас Рон Пол замыкает список с 7% голосов.
Митт Ромни, праймериз республиканцев
Флорида считается одним из ключевых штатов и для первичных выборов, и для президентских ввиду того, что в нем проживает немало пенсионеров, активно участвующих в голосованиях. Кроме того, Флорида имеет репутацию "неопределившегося" штата, чей голос станет решающим на президентских выборах 2012 года.
Ранее с президентской гонки сошли сразу несколько республиканцев: губернатор Техаса Рик Перри, экс-губернатор штата Юта и бывший посол США в Китае Джон Хантсман, замешанный в секс-скандале Херман Кейн и бывший губернатор Аляски Сара Пэйлин, пишет РБК.
Однако мало кто знает, что проходящие праймериз республиканцев сопряжены с буквальным "уводом" с гонки Рона Пола, который выступает против военных операций США, а также за аудит ФРС.
Вопрос: На праймериз Республиканской партии развивается скандал с фальсификациями результатов, направленных против кандидата на номинацию от партии на президентские выборы. Расскажите подробнее фабулу конфликта.
Исраэль Шамир: На самом деле там происходят интересные вещи. Рон Пол — самый необычный кандидат на номинацию от Республиканской партии. При всех опросах он всегда побеждает. Каждый раз, когда есть какая-то возможность разделить избирателей по возрасту и прочим вещам, то молодежь до 30 лет голосует за Рона Пола тотально.
Популярность его определятся тем, что Рон Пол выступает против банкиров, против того, что сейчас не нравится многим людям в Америке. Кроме того, он выступает против военных акций американского правительства. Этого достаточно, чтобы происходило тотальное замалчивание его участия в выборах. Газеты и остальные медиа, как правило, сообщают о первом и третьем. О нем не говорят. Если вы "погуглите" республиканские праймериз, Рона Пола вы практически не найдете в заголовках прессы. Таким образом, первая часть фальсификации американских выборов — это замалчивание.
Конечно, существует заговор с деньгами. Рон Пол держится на массовой поддержке американских граждан, суммы, которые ему перечисляют, достаточно крупные.
Вопрос: Эдакий американский Навальный?
Исраэль Шамир: Ну, сходство не очень большое. Этот человек просидел в конгрессе десятилетия, он представитель истеблишмента. Он против финансовой политики Обамы, он и против финансовой политики Буша.
Рон Пол
Вопрос: Давайте вернемся к фальсификациям, что это за история?
Исраэль Шамир: Если мы говорим про непосредственно фальсификацию, там была история невероятная. В Айове праймериз совершенно невероятные. В Айове праймериз несколько необычные, а кокус — голосования активистов. Так вот когда происходило голосование, сначала перенесли место подсчета в неизвестное место, как сказали, чтобы хакеры не достали. Но когда переносили место подсчета, потеряли все данные из нескольких округов. Но, тем не менее, известный в американской политике человек Карл Роув, республиканский "Сурков", он представляет определенные круги и выступает против Рона Пола, заявил, заметьте, еще до окончания подсчета, что Ромни победил с перевесом 14 голосов (из 122 тыс. голосовавших).
Понимаете, потеряны голоса трех округов, подсчет не завершен, как может человек сказать, что кто-то победил на этом этапе? Этого никакой Чуров бы себе не позволил. После окончательного подсчета заявили, что он победил с перевесом в восемь голосов, а на прошлой неделе, когда голоса пересчитали, оказалось, что Ромни не победил, а проиграл. Но это уже так широко не сообщали. Это вы найдете только с помощью Google. Причина фальсификаций проста: кто побеждает на первых праймериз, тот имеет все шансы победить впоследствии, потому что люди предпочитают голосовать за победителя. И хотя оказалось, что Ромни проиграл в Айове, но никто этого, конечно, не запомнит, потому что Роув написал в статье: "Великая победа Ромни". Теперь имя Рона Пола практически не упоминается, газеты печатают таблицы голосований в штатах, там есть все результаты, но 30%, которые получил Рон Пол, нет.
Вопрос: Официальные источники о чем сообщают? В них есть эти 30%?
Исраэль Шамир: Это есть, но этого просто нет на уровне масс-медиа. Если людям никто не скажет, то они и ничего не узнают. К слову, для борьбы с Роном использовались ложные данные опросов избирателей. Так, за день до голосования на сайте Politico сообщалось, что Санторум занимает по опросам второе место c 21% голосов, а Рон Пол — третье место с 18%. Только через несколько часов сайт признал ошибку — Рон получал 22%, а Санторум — только 15%. Но про ошибку не все знали — так многие не определившиеся избиратели были сбиты с толку.
Если мы говорим про Айову, то там, скорее всего, победил Рон Пол, но поскольку потеряны голоса трех округов, поэтому данных мы пока не знаем, а по тем результатам, которые есть, там три кандидата шли грива в гриву, сейчас после пересчета они заявили, что кандидат Санторум обогнал на 20 голосов Ромни, то есть официально, скорее всего, победителем признают Санторум.
Вопрос: А официальное заявление от партии было?
Исраэль Шамир: Партия сразу сказала, что победил Ромни, но были потеряны эти три ящика с голосами. На вопрос, как вы посчитали при таких потерях, в партии заявили, что провели встречу между представителями кандидатов Ромни и Санторума и договорились. Но Рон Пол к этому относится без больших истерик.
Вопрос: А как в этой ситуации задействуется административный ресурс?
Исраэль Шамир: Да, губернатор призывал прямо, в открытую, это сообщалось в прессе. Было объявлено голосование без удостоверений.
Вопрос: Получается, "карусели" изобрели не в России?
Исраэль Шамир: По всякому бывает, например, проводя кокус, они решили обойтись без удостоверения, без фотографий. В интернете активисты рассказывают, что приезжали и "карусели" из других штатов, очень задел Рон Пол сионистов, плакаты: "Если вам дорог – Израиль остановите Рона Пола".
Вопрос: А чем так мешает Рон Пол, объясните подробнее?
Исраэль Шамир: Рон Пол хочет сделать несколько вещей, и каждая из них размером со слона. Он не человек маленьких запросов. Первое, что он предлагает, окончить войны за рубежом. Пока на нас не нападут, говорит Рон Пол, Америка не должна воевать. Он против войны с Ираном, против санкций против Ирана, против активного американского политического экстремизма, считает, что пусть Америка сидит у себя спокойно и починяет свой примус.
Рон Пол также сторонник того, чтобы Америка прекратила денежную помощь Израилю. В экономике Рон Пол призывает провести аудит ФРС. Такого процесса просто никогда на свете не было, никого в документы ФРС постороннего не пускали. Что-то сейчас открывается и это приводит людей в ужас. Создаются триллионы долларов совершенно фиктивных, эти триллионы делятся между несколькими банками, олигархами, говоря по-русски. Также Рон Пол выступает против формирования бюджетного дефицита, распространенная практика формирования бюджета, когда реальных денег нет, но их тратят, допечатывая или закладывая электронно. Рон Пол выступает категорически против этого. Он считает, что государство должно тратить те деньги, которые есть, а не перекладывать на налогоплательщиков то, что они не захотели дать. Иными словами, если Рон Пол победил бы, я думаю, его застрелили бы в ту же секунду, когда бы он подошел к инаугурации. Но если бы ему повезло выжить, мы бы увидели совершенно другую Америку, ту, которая сама производит то, на что живет, Америку Генри Форда.
При этом, Рон Пол безусловно капиталист, даже крайне правый, идеи социализма ему не близки, насколько это вообще может быть.
Вопрос: А насколько фигура Рона Пола маргинальна?
Исраэль Шамир: Есть большое усилие его маргинализировать, действительно. Но сказать, что это удалось — нет. Обычно его называют демагогом, изоляционистом. И, надо признать, за ним не стоит партии. Руководство республиканцев против него и там сейчас идет спор о том, насколько его можно оттолкнуть и маргинализировать. Ведь если его слишком оттолкнуть, он пойдет как независимый кандидат. Этого они сильно боятся. Реалисты считают, что если он пойдет как третья сила, то у него будет 25%, но в Америке ни один третий кандидат больше не брал. В Америке всегда есть третьи кандидаты, но мы просто о них ничего не слышим. Но это все, конечно, гадание на кофейной гуще.
Рон Пол не хочет победить лично, ему амбиция не сильно важна. Он хочет, чтобы победила его концепция. Это бы означало, что есть сектор населения, который хочет такой политики. На конференцию будут посланы селекторы от штатов. Там занимаются торговлей голосами. Его селекторы бы высказались за прекращение войны в Иране и аудит ФРС, за то, чтобы прекратить давать деньги Израилю. Есть опасение у республиканцев, что остановить Рона Пола они смогут, но вот остановить его политику — нет.
Вопрос: Аналогии с Россией просматриваются просто прямые, есть армия фанатов в Facebook, которых официоз не признает и называет "хомячками Пола" (Paul bot's), есть вопросы по легитимности выборов. Действительно ли так похожа ситуация на то, что происходит в России?
Исраэль Шамир: Во-первых, удивительно, что человек, которому без малого 77 лет, стал кумиром молодежи, это вещь интересная и она многое говорит и о поколении и о политике. В России нет такой тотальности СМИ, которая есть в Америке. В России есть пропутинская пресса, "сурковская пропаганда", но есть и огромный корпус и антипутинских медиа, есть огромный аппарат "госдеповской" пропаганды, которая действует в России ничуть не меньше, чем где угодно. Лично, мне кажется, что условно "госдеповский" медиацентр существенно больше, это условно "пропутинская пропаганда". В Америке все-таки этого нет, там СМИ унифицированы невероятным образом, там очень много названий, но когда присмотришься, увидишь, что все более-менее одинаковое.
Вопрос: Вы хотите сказать, главным образом "прогосударственные"? Делятся между двумя разными партиями?
Исраэль Шамир: Государство – нет, оно в Америке не имеет доминирющего фактора. Есть в Америке банки, финансовые структуры, мощность которых больше, чем мощность государства. Голдмэн Сакс, например, — сильнее, чем государство, хотя некоторые уверены, что это одно и то же. Но есть между ними очень много общего, вещи, по которым они всегда между собой договорятся. Безусловно, есть где-то отдушина, где могут высказаться и другие представители общества, чтобы не было ощущения, что никто этого не высказывает.
Вопрос: А оппозиционные СМИ в нашем, российском понимании, там есть?
Исраэль Шамир: Есть 5-6 или 10-12 крупных сайтов, которые заметно оппозиционны. В интернете оппозиционность есть.
Вопрос: А в медиа крупнейших, в этих гигантах, проскакивает эта оппозиционность?
Исраэль Шамир: Нет, там, конечно нет. Там оппозиционности нет и быть не может. Это все как одна машина, 5-10 компаний, ну или 35 — зависит от того, как считать, они настолько сильно переплелись, что оппозиционности там просто нет.
Вопрос: Чтобы понятнее было насчет СМИ, Рон Пол может появиться на общенациональных телеканалах и в газетах?
Исраэль Шамир: Появляется, конечно, демонизировать никого не собираются там. Это не тотальный бойкот, несмотря на попытки. Но свободы там меньше, чем в России. Здесь у оппозиции есть замечательные выходы – куда угодно. В Америке этого нет, но там зато легче с нишами, в России не умеют делать вещи нишевые. В Америке появился если бы Навальный, его бы сумели как-то так в нишевом варианте аккуратно показать, превратили бы в посмешище. Они редко кого-то демонизируют – они стараются осмеять.