"Государство не готово продавать трубопровод. Это философия"
Споры вокруг приватизации госкомпаний разгораются со все большей силой. И теперь на повестку дня уже вышел и "Газпром". В том числе, от кандидатов ждут позиции – нужно ли реструктуризировать и продавать газовую монополию? Прохоров уже заявил, что готов это сделать. Путин утверждает, что с этим вопросом торопиться не стоит, хотя в перспективе не исключил приватизации "Газпрома" (а еще всего год назад такие планы даже не рассматривались). И вдруг – с заявлением выступил предполагаемый премьер Медведев, который считает приватизацию госкомпаний в целом "делом принципа". Экспертное мнение руководителя Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова о том, вокруг чего именно разворачиваются споры, – для Накануне.RU.
"Я думаю, было не совсем правильно говорить, что во власти есть сторонники приватизации и есть ее противники. В конечном итоге, элиты заинтересованы в приватизации. В том числе, Путин – сторонник приватизации, это ясно, но по ряду важных вопросов решение далеко не принято. Борьба идет за нюансы этого процесса.
Есть позиция, скажем, Игоря Сечина и Игоря Шувалова, они кажутся противоположными, но, на самом деле, мы же видим, что Сечин не выступает против приватизации. Он говорит про детали, в том числе, про сроки, схемы, объемы. То есть, идет война не противников и сторонников приватизации, а противников разных концепций приватизации. Путин на встрече с политологами в понедельник говорил о том, чтобы продолжить приватизацию, правда он оговорился, что государственная собственность тоже нужна, привел в пример "Роснефть", которая участвует в балансировке рынка и снижении цен на топливо. Многие посчитали, что тогда он заявил о скорой приватизации "Газпрома", хотя он просто не исключил возможной приватизации в перспективе. Кто что хотел услышать – то и услышал.
На днях на встрече со сторонниками Медведев заявил, что "мы все планы по приватизации доведем до конца, кто бы здесь ни упирался и что бы ни говорил". Не исключаю, что если в будущем правительстве будет больше людей Медведева, то будет больше представлена его позиция. Шувалова, например, тоже можно считать достаточно близким к Медведеву человеком. И я не исключаю, что сторонники более осторожной приватизации могут перейти на работу в ту же президентскую администрацию.
Но, так или иначе, ответственность за все несет президент. И вряд ли именно приватизация будет главной причиной размолвок между Медведевым и Путиным.
Здесь, скорее, идет борьба двух моделей: приватизация – это способ быстро заработать денег, то есть, фискальный инструмент, или же мера, которая позволит нам запустить структурные изменения в экономике, то есть, инструмент институциональный? Путин в своей статье в "Ведомостях" соединил две позиции. По его мнению, самое главное – не фискальная роль, а институциональная. При этом, задешево продавать никто ничего не будет, сказал он. Поэтому я думаю, что борьба моделей будет продолжаться до формирования нового кабинета.
В словах Путина я не услышал однозначного желания реструктуризировать "Газпром". Нужно ли реструктуризировать "Газпром" или не нужно? Ведь вопрос не в приватизации компании. Вы не можете приватизировать "Газпром", предварительно его не реструктуризировав. Иначе вы продаете долю государства в трубопроводной системе. А ведь это, собственно, философия государства – сохранить госконтроль над трубами. Поэтому здесь надо сначала реструктуризировать компанию, а такое решение еще не принято, и об этом Путин сказал прямо. Он сказал, что мы пока к реструктуризации "Газпрома" не готовы. Путин пока не принял для себя окончательного решения".
Руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов