Оппозиция пошла на созыв конституционного совета
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов инициировал созыв конституционного совета, который займется подготовкой поправок в Основной закон. Главный акцент у авторов идеи сделан на сокращении президентских полномочий. Между тем, в Москве уже начались задержания участников еще не состоявшегося митинга 5 марта. Скандалы начались на стадии подачи заявки. Будет ли набирать обороты движение "За честные выборы" после 4 марта, превратится ли оно в движение "За изменение Конституции" или какое-либо еще - мнения экспертов в материале Накануне.RU.
Сегодняшняя осада мэрии Москвы закончилась задержанием трех человек. Представители оргкомитета движения "За честные выборы" пришли подать в правительство Москвы уведомление о проведении 5 марта с 19.00 до 22.00 на Лубянской площади митинга с количеством участников до 10 тыс. человек, однако их опередили представители прокремлевских движений.
"Рано утром в понедельник представители движений "Солидарность" и "Лига избирателей" пришли к зданию мэрии Москвы для подачи заявки, однако увидели, что еще раньше очередь заняли представители таких молодежных движений как "Наши" и "Россия Молодая"", - сказали "Интерфаксу" в пресс-службе ГУ МВД России по Москве.
Завязалась потасовка, в которую пришлось вмешаться сотрудникам полиции. В результате, трое активных участников потасовки были задержаны и доставлены в отдел полиции для привлечения к административной ответственности.
Как выяснилось, потасовку устроил депутат-эсер Илья Пономарев. В ходе подачи заявки Максимом Мищенко - лидером Всероссийской общественной организации "Россия молодая" - на проведение митингов и акций 4 и 5 марта депутат от "Справедливой России" Илья Пономарев, как мог, пытался помешать поставить штампы на документы, описывает эту ситуацию Life News.
Между Пономаревым и Антоном Демидовым - одним из руководителей "Штаба единых действий" - завязалась потасовка, в ходе которой полицейские задержали Демидова.
Тем временем, лидер КПРФ созвала конституционный совет, который должен подготовить поправки в Основной закон.
О намерении поучаствовать в редактировании Конституции рассказали также в ЛДПР и "Справедливой России". Необходимость изменений оппозиционеры объясняют тем, что Конституция принималась в тяжелых условиях противостояния президента и парламента в 1993 году. В нынешних же условиях многие положения устарели и должны быть пересмотрены. Все партии сходятся, например, в том, что должны быть уменьшены полномочия главы государства, пишут "Известия".
О том, будет ли движение "За честные выборы" преобразовано в движение "За изменение Конституции" или какое-либо другое, Накануне.RU рассказали эксперты.
Политолог, эксперт Центра политической конъюнктуры Павел Салин считает, что парламентская оппозиция уже готова согласиться с результатами выборов 4 марта, о разговоры об изменении Конституции через две недели утихнут.
Павел Салин: Это предвыборный шаг. Сейчас власть взяла четкий курс на победу в первом туре, и после того, как Путин побеждает в первом туре, оппозиция соглашается с исходом голосования, и у нее закрывается окно возможностей. После 4 марта никто ей уже не даст поднимать вопрос об изменении Конституции. Это последний предвыборный шаг, направленный на ангажирование электората перед выборами.
Вопрос: Но редактирование Конституции, на Ваш взгляд, необходимо?
Павел Салин: Я считаю, что если просто соблюдать нормы действующей Конституции, то это приведет к фундаментальным последствиям. Если соблюдать законодательство о выборах, то полномочия президента будут де-факто очень серьезно урезаны без всякой конституционной реформы, потому что Путин, в отличие от "нулевых", такой всеобъемлющей поддержкой электората не пользуется. Здесь, на мой взгляд, есть попытка подменить содержание и реальную программу действий виртуальными моментами.
Вопрос: Движение "За честные выборы" после выборов будет набирать обороты? Или, например, превратится в движение "За изменение Конституции" или какое-либо еще?
Павел Салин: В течение недели после 4 марта движение "За честные выборы" будет в центре внимания. 5 марта и 10 марта под флагом этого движения будут собираться люди. Но вся наша оппозиция и те, кто претендует на статус лидера оппозиции, они на самом деле не лидеры, это, скорее, люди, которые обслуживают протесты. Есть у нас некая масса, средний класс, который недоволен тем, что происходит. Но по большому счету пока никто не предложил лидера, и мы видим, что те люди, которые выступают на митингах популярностью не пользуются. Поэтому движение "За честные выборы" в течение недели-двух, может, и будет пользоваться популярностью, но потом оно сойдет на нет. Парадокс в том, что есть политизированный средний класс, который недоволен тем, что происходит в стране, и его численность будет расти, но при этом пока нет лидеров, которые могут претендовать на то, чтобы выражать мнение этого среднего класса. Этот парадокс будет успокаивать власть. Она будет видеть, что лидеров, с которыми можно вести диалог, нет.
Политолог, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, напротив, полагает, что конституционная реформа необходима. В частности, правительство должно формироваться парламентским большинством, уверен он.
Евгений Минченко: Я оцениваю инициативу оппозиции (по внесению изменений в Конституцию, – прим. Накануне.RU) положительно, я считаю, что у нас чрезмерный уровень полномочий президента, очень высокий уровень зависимости от персоналий. Я считаю, что конституционная реформа России сегодня необходима. Власть или вынудят ее принять, или это будет сделано без нее.
Вопрос: Мы сегодня слышим две, так скажем, крайние точки зрения – принять новую "Конституцию под Путина" и сделать из России парламентскую республику. Вы как считаете, какие изменения должны быть?
Евгений Минченко: Я думаю, что России подойдет президентско-парламентская республика. Очевидно, что косметические реформы, предложенные Медведевым, не решают вопрос эффективности институтов, и надо будет проводить конституционную реформу.
Вопрос: По какой модели?
Евгений Минченко: Ответственное перед парламентом правительство и формируемое парламентским большинством. То есть, не президент его предлагает, а коалиция партий или доминирующая партия в парламенте предлагает своих кандидатов. Выборы в Госдуму полностью по партийным спискам с 3-процентным барьером, с возможностью партий или блоков самим определять количество территориальных групп и наличие или отсутствие федеральной части списка.
Вопрос: Что еще?
Евгений Минченко: Прямые выборы членов Совета Федерации по двухмандатным округам от каждого из регионов. Ликвидация национально-территориального деления. Прямая выборность губернаторов без всяких президентских фильтров.
Вопрос: Сегодня президент встречается с представителями несистемной оппозиции. Зачем, как считаете, Медведев пошел на такой шаг?
Евгений Минченко: Это исключительно протокольная встреча, демонстрирующая, что власть идет навстречу пожеланиям оппозиции, я не вижу здесь большого прорыва, я думаю, что это скорее декларативная вещь. Оппозиция показала, что у нее есть человеческий потенциал в виде 100-тысячных митингов.
Декан Высшей школы телевидения МГУ Виталий Третьяков выступает за написание новой Конституции, но в инициативе оппозиции усматривает только предвыборные цели.
Виталий Третьяков: Я давний сторонник изменения Конституции, точнее, говоря, принятия новой Конституции, а не изменения старой. Конституция 1993 года не подходит для реальных политических условий Россия, она составлена как для другой страны. Я готов приветствовать такие инициативы, но в данном случае отмечаю несколько негативных моментов. Инициатива последовала за две недели до выборов, соответственно, пока это не более чем предвыборный шаг. Например, можно дискутировать об уменьшении срока президентских полномочий, но ради этого затевать изменения под таким громким названием нерационально.
Изменение Конституции – это очень сложный, деликатный политический вопрос. Текст новой Конституции – отдельная фундаментальная тема. Как лозунг, это возможно небесполезно, но в настоящее время это именно не более чем лозунг. Вопрос слишком серьезен, чтобы успеть обсудить его за оставшиеся две недели.