База в Ульяновске: оно нам НАТО?
Депутаты Госдумы на заседании в среду в рамках правительственного часа заслушали министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Одной из главных тем разговора парламентариев с министром стала перспектива создания в Ульяновске транзитной базы Североатлантического альянса, с помощью которой американцы будут выводить свои войска из Афганистана. "Коммерцию, конечно, надо учитывать, но мы исходим не только из этого. Мы помогаем той коалиции, которая находится там на основании мандата Совета безопасности ООН, исходя из своих собственных национальных интересов", - отметил Лавров.
"Коалиция получила мандант искоренить в Афганистане угрозу терроризма и наркотрафика. Обе эти угрозы напрямую затрагивают нас, они проявляются на территории наших ближайших союзников. В наших интересах, чтобы эта коалиция достигла успеха", - добавил он. Лавров признал, что соглашение о транзитной базе в Ульяновске пока не одобрено Правительством, и что, вероятно, в ближайшее время подобное обсуждение на высшем уровне состоится.
Он попытался успокоить депутатов-коммунистов, отметив, что все грузы, которые будут проходить через Ульяновск, будут досматриваться, и потому угрозы переброски крупных партий наркотиков не существует.
Подискутировав на тему того, чем закончится для России "туалетный" транзит, депутаты в целом согласились с идеей создания такой базы.
Кликните по изображению для увеличения
Андрей Климов, первый заместитель руководителя комитета Госдумы по международным делам ("Единая Россия"):
-Нам, конечно, важно увидеть текст, который подготовит и подпишет Правительство. Если этот текст не выходит за рамки компетенций Правительства и не требует других процедур, то Дума его ратифицировать не будет. В противном случае нужна будет процедура ратификации, а все, что мы ратифицируем как международное соглашение, будет иметь приоритет над внутренним законодательством. Я не хотел бы комментировать опасения оппозиционеров, которые утверждают, что мы зовем на свои землю оккупантов. Ежедневно на нашей территории находится сотни тысяч иностранных граждан по разным поводам, и называть это оккупацией никак нельзя. Мы получим от этого дополнительные доходы. Правда, эти американцы не будут туристами, но, с другой стороны, если американцы готовы умирать за то, чтобы талибы и прочая негуманно настроенная публика не распространяла свое влияние на Среднюю Азию, то почему бы нам не помочь им добраться до того места, где они готовы умирать за свои ценности? Напомню, что присутствие американцев в Афганистане снимает целый ряд проблем с России. Если люди, которым это не нравится, забыли, что несколько десятилетий назад мы получали наших ребят из Афганистана в цинковых гробах, то им, пожалуй, надо вспомнить об этом. По разным оценкам в Афганистане погибло от 12 до 15 тысяч человек. Я думаю, не надо повторять прошлых ошибок - нужно пользоваться возможностью, когда другие страны выполняют за нас или, правильнее было бы сказать, вместе с нами эту опасную работу! Мы участвовали в санкционировании этой акции на афганской земле, и теперь у нас есть определенные обязательства, которые были оформлены соглашениями и уже были ратифицированы. То, о чем сейчас идет речь, является частным случаем из уже ратифицированных Россией документов. И получается один пиар на пустом месте. Конечно, нам надо понимать, чем закончилась акция, на которую мы давали согласие. Так что, я поддерживаю слова Сергея Лаврова о том, что необходим доклад о том, как выполнялась эта миссия.
Отмечу, что сегодня с Сергеем Лавровым мы говорили на не менее актуальные темы соблюдения прав человека в странах Евросоюза. Впервые в этом году МИД подготовил доклад о состоянии прав человека в мире. Я считаю, что это очень полезный документ и его внимательно будут изучать во всех странах мира. Министр согласился с нашей инициативой о проведении парламентских слушаний, посвященных положению соотечественников за рубежом. Они пройдут в Госдуме в мае. Точную дату мы определим на заседании нашего комитета в четверг. Я думаю, что эти слушания пройдут до майского саммита Россия – ЕС.
Председатель комитета Госдумы по обороне Владимир Комоедов (КПРФ):
- Сергей Лавров продемонстрировал хорошее знание ситуации во всем мире. Но, конечно, противостоять политике США в глобальном смысле мы не можем. Это касается и Ирака, и Сирии, и Ливии, и Египта. Конечно, депутатов очень интересовали транзитные дела. К нам в комитет обратились депутаты с протокольным поручением, и мы обратились к министру обороны, получив следующий ответ: "Правительство России рассматривает возможность транзита и пересадки с железнодорожного на воздушный транспорт". Это будут не военные грузы. Некоторые эксперты даже шутили, что американцы будут перевозить туалеты. Американцы также хотят перемещать и контингент, но пока согласия по этому вопросу не достигнуто. Мы заинтересованы в нормализации ситуации в Афганистане и прекращении наркотрафика, и мы поддерживаем точку зрения министра. Хотя, конечно, коммунисты выступают против любого присутствия иностранных войск на нашей территории. НАТО дышит нам не просто в затылок, а стоит лицом к лицу, особенно в Прибалтике, о которой сегодня тоже шел разговор. Есть о чем беспокоиться! Оказание потенциальным противникам услуг на своей же территории вызывает протест у фракции. Но как председатель комитета я, конечно, за то, чтобы решать афганскую проблему чужими руками, а не смертями наших парней. Мы русской крови в Афганистане уже напились. Я не хотел рассуждать на тему, как нам удержать американцев в Афганистане, они и так пока не торопятся оттуда уходить, хоть и поворачивают оглобли и говорят, что решение об уходе принято. Я думаю, как только НАТО выйдет из этого государства, там сразу поменяется власть. История не учит, а преподает уроки, но мы плохие ученики и не помним недавнего прошлого. Похоже, что выход у нас только один - не быть лопухами и суметь дать достойный ответ на любую угрозу.
Между тем, эксперт Накануне.TV Владимир Анохин считает, что само нахождение НАТОвцев на территории России будет означать, что нас используют "как подстилку".
Озабоченность этим вопросом высказывают и в Государственноом антинаркотическоом комитете. Как рассказал начальник УФСКН по УрФО, заместитель руководителя Государственного антинаркотического комитета Игорь Сёмочкин, появление наркотиков на этой базе сомнительно и будет опасно для престижа любой страны.