"А не распыляется ли корпорация?.." Тюменские депутаты расспрашивали Белецкого въедливо, но заинтересованно
Сегодня гендиректор бывшей корпорации "Урал промышленный – Урал Полярный", а ныне "Корпорации развития" Александр Белецкий выступил с фактически первым системным отчетом по реализации проекта. Депутаты Тюменской облдумы (в которую делегированы представители как юга Тюменской области, так ХМАО и ЯНАО) весьма въедливо разбирались - какова необходимость строить, развивать, создавать тот или иной объект в рамках корпорации. Окончательно убедить Белецкому удалось пока не всех. Некоторые по-прежнему думают, что от первоначальной концепции проекта уходить нельзя. Другие, наоборот, считают, что развитие теперь пойдет быстрее. Но в целом отчет гендиректора депутаты "тюменской матрешки" приняли. Репортаж с заседания думы – в материале Накануне.RU.
Вызвать Александра Белецкого на доклад депутатам удалось со второго раза. Напомним, с отчетом гендиректора корпорации ждали на совет трех дум в феврале, однако тогда этот вопрос был исключен из повестки.
Перед заседанием Белецкий оживленно беседовал с главой "Ямалтрансстроя" Игорем Наком
Надо ли говорить, что Белецкого ждали с нетерпением – за это время множество копий общественного обсуждения было сломано вокруг ребрендинга, в результате которого "УП-УП" превратился в "Корпорацию развития", вокруг возможного банкротства "Полярного кварца", прозрачности работ по строительству моста через реку Надым.
Бывший сотрудник уральского полпредства, а ныне депутат Владимир Ульянов общается с коллегами (на фото рядом с ним - Галина Резяпова) и уже готов поддержать Белецкого
На заседание прибыл сенатор Михаил Пономарев (слева), в свое время работавший заместителем уральского полпреда (2000-2004 годы)
Доблестно выдержав процедуру утверждения пятого вице-спикера Тюменской облдумы, отчеты главы УМВД региона и прокурора области, Белецкий взошел на трибуну и стал рассказывать о сути ребрендинга.
На фото - спикер Сергей Корепанов и лидер региональных "единороссов" Андрей Артюхов
Поскольку первоначальная концепция проекта претерпела серьезные изменения, то, естественно, гендиректору корпорации надо было объяснить депутатскому корпусу - куда ушли бюджетные средства, на что корпорация намерена жить впредь и что и как она будет развивать.
Кто повезет грузы через Северный широтный ход (СШХ)
Белецкий рассказал, что решение по развитию полуострова Ямал, строительству первого в УрФО порта Сабетта серьезным образом изменило концепцию проекта.
"Планируется, что РЖД передаст железнодорожный участок и деньги на достройку Пангода-Коротчаево, со стороны Ямальской железнодорожной компании часть имущества отойдет корпорации, а в дальнейшем СШХ будет принадлежать Ямальской железнодорожной компании, которая будет заниматься его обслуживанием", - сказал Белецкий. Основными грузоотправителями он назвал "Новатэк" (ее доля грузов около 50%), а также такие компании как ТНК-ВР, Роснефть.
"Первоначально планировалось, что СШХ будет финансироваться из федерального бюджета. Но чтобы исполнить проект в сроки, необходимо было привлечение инвестиционных средств, в декабре прошлого года было подписано соглашение с пулом банков, открыто финансирование строительства дороги Салехард-Надым, СШХ будет строиться за счет инвестиционных денег, в первую очередь", - сказал Белецкий. Правда, точных данных по расчетам относительно спроса на сжиженный природный газ, который, как предполагается, будет идти по СШХ, пока не было приведено. Но строительство идет.
"По мосту Надым – поставлены первые две опоры, мы идем с опережением графика около 3 месяцев", - отрапортовал Белецкий.
Однако, по его словам, корпорация должна работать во всех регионах округа, а не только на Ямале. Для этого идет работа по объектам малой энергетики, по котельным. Также корпорация подписала контракт с Транснефтью на создание инфраструктуры нефтепроводов "Заполярье-Пурпе", "Пурпе-Самотлор". Объекты передаются компании "Транснефть" в аренду.
У депутатов вопросов хватало. На фото - Сергей Романов
Полярный кварц, по мнению Белецкого, ждет объединение с Кыштымским ГОКом
Белецкий видит оптимистичное будущее для многострадального "Полярного кварца". В июле-августе 2012 года будет запущена первая очередь завода и получена первая выручка. В 2014 году будет запущен "первый в России завод по переработке высокочистого кварца в рамках соглашения с Роснано", заявил он.
Соответственно, вопрос о банкротстве "Полярного кварца" не стоит и не будет стоять. И вообще, вскоре "Полярный кварц" объединится с Кыштымским ГОКом.
Отвечая на вопрос коммуниста Владимира Чертищева, Александр Белецкий заявил, что ресурсная база южноуральского предприятия рассчитана всего на пять лет. "После запуска первой очереди мы вернемся к вопросу таким образом, чтобы акционеры получили в общем предприятии как минимум контрольный пакет. Кыштымский ГОК считает, что проекты равноценные, но мы так не считаем", - сказал он.
На вопрос о том, хочет ли объединяться сам Кыштымский ГОК, Белецкий ответил так: "Для нас Кыштымский ГОК – это юрлицо, у которого есть акционеры, в том числе Роснано. С одним из акционеров мы об этом говорили. Также я встречался с другими акционерами. Решение о слиянии должно быть обусловлено экономической целесообразностью. В первую очередь, речь идет о добровольном слиянии, что позволит повысить капитализацию".
Про завод по переработке яиц ничего нового сказано не было. Проект нужный, ВТО не за горами. Также Белецкий подробно рассказал и о других новых проектах.
Где деньги?
Вопрос, который очень интересовал депутатов. Депутат Николай Барышников поинтересовался, в какую сумму сейчас оценивается уставный капитал корпорации и какую часть составляет доля Тюменской области.
Ответ был таков: "То ли 10 млрд, то ли 11 млрд руб.". Позже в беседе с журналистами он также не смог пояснить в цифрах, но по поводу доли региона ответил четко – 30%.
Дмитрий Горицкий спросил, будет ли повышаться уставный капитал в 2012 году.
Как выяснилось, будет. "Как вы знаете, в результате деления Ямальской железнодорожной компании часть имущества была передана ОАО РЖД, часть – станции, подстанции, состав грузовой - осталась у субъекта. 2 млрд 300 руб. имущественного комплекса будет передано корпорации и в дальнейшем в уставной капитал Ямальской железнодорожной компании, чтобы собрать сетевой комплекс", - заявил Александр Белецкий.
2 млрд 800 руб. - деньги на строительство моста через Надым.
Кроме того, ожидаются поступления от "Транснефти".
- Посчитано вообще, сколько кадров надо и где кадры готовить?
Этим интересовался депутат Юрий Конев.
Вопрос подготовки кадров больше государственный, а не корпоративный, считает Белецкий. Между тем, кадровые проблемы являются достаточно серьезными. Он вспомнил, как станцию в Харпе не могли запустить более 5 лет "из-за человеческого фактора". "Оборудование иностранное, австрийское. Получали специалистов за границей", - пояснил гендиректор "Корпорации развития".
Впрочем, Белецкий согласился, что раздел по подготовке кадров должен быть предусмотрен в проекте.
Не распыляется ли корпорация?
На этот вопрос Белецкого попросил ответить Андрей Осадчук.
"Можно заняться одним вопросом, но, к сожалению или к радости, необходимо отметить, что создание инфраструктуры, малой генерации – это все звенья одной цепочки. Когда мы говорим про СШХ, в рамках него необходимо решить вопросы энергетики. Мне было бы приятно говорить с большой трибуны, что мы занимаемся глобальными вещами, но жизнь каждого из вас сопрягается с простыми вещами – ценой на хлеб, ценой на яйцо. Мы бы хотели, чтобы результаты нашей работы можно было увидеть в каждом регионе", - философски рассудил Белецкий.
"Пусть доказывают"
В итоги депутаты отпустили Белецкого с миром.
"Задачи по дороге вдоль восточного склона отодвинуты, и сегодня в арсенале дел "Корпорации развития" таких задач нет. Хорошо или плохо? Регионы отдали миллиарды в уставный капитал, 30% из них Тюменская область. Насколько они эффективно расходуется? Сегодня надо дать им волю, пусть работают, зарабатывают деньги, но нужно продолжить контролировать реализацию проекта. У меня вызывает сомнение, почему дорогу не могут строить на федеральные деньги и деньги ямальского бюджета? И то же самое – по яйцу. Это что? Но пусть они доказывают", - сказал Барышников.
"Сомнения пока что остаются, тем ли мы занимаемся и эффективно ли расходуются средства", - заключил он.
Владимир Ульянов, в прошлом сотрудник полпредства, отметил, что депутаты фактически впервые заслушали отчет руководства корпорации. До сего момента не было ни подробной информации, ни конкретной деятельности. "Новое руководство пошло по пути эффективного использования денег инвесторов и учредителей. Куда двигаться? Нужно двигаться в направлении западного склона, потому что Арктика очень важна, а по восточному склону запасы не подтвержденные. Это рискованно. Пусть корпорация мелкими шагами, но делает конкретное дело, дает доход", - выразил свое мнение Ульянов.
Но некоторые депутаты все же придерживаются иной точки зрения. Депутат от Ямала Сергей Билкей рассказал журналистам, что основная задача корпорации была – строительство железной дороги вдоль восточного склона. "Это надо довести до конца, ведь использованы бюджетные деньги. Это больше принесет результатов. Согласен, есть вопросы (по месторождениям), но мы не должны забывать, что Ямал – кладовая ресурсов, и она не должна быть оторвана от остальной земли. Необходимо вернуться к первоначальному варианту концепции проекта. А финансировать социальные проекты мы (регионы) и сами можем", - сказал он.
Но в итоге депутаты решили принять к сведению доклад Белецкого.
Уже в беседе с журналистами он заверил, что геологоразведка окончательно не уходит из проекта: "Геологоразведка для меня как для человека, который все-таки больше финансово-экономическое образование имеет, - это лотерея. И, конечно, в первую очередь, финансирование по геологоразведке брало на себя государство. Представьте, я возьму в бюджете деньги, и по результатам окажется, что ничего там нет, и вопросы будут гораздо жестче, чем были сегодня на думе. Спросят про эффективность средств. Прогнозные запасы, которые сегодня есть – лишь прогнозные запасы. Идти на больший риск сегодня корпорация не может. Корпорация имеет предел по времени, лимит доверия граждан, она с 2006 года существовала, и объекты, которые можно демонстрировать, появились только в 2011 году. Количество успешных проектов должно быть как можно больше. А уже потом в этой доле успешных проектов можно говорить о рискованных инвестициях. Мы будем лоббировать в министерстве природных ресурсов в 2012-2013 годах средства на геологоразведочные работы в УрФО".
Посмотреть весь фоторепортаж: