Создатель "Овсянок": о своем новом экспериментальном фильме, екатеринбургском имидже, митингах и "Пассаже". ВИДЕО
Екатеринбургский режиссер Алексей Федорченко, обладатель венецианской награды за свой фильм "Овсянки", вновь стал участником крупного фестиваля. На этот раз - с короткометражной картиной в рамках экспериментального международного проекта. Премьера проекта и фильма Федорченко "Хроноглаз" состоится в США в апреле. В преддверии этого кинособытия Накануне.TV расспросило режиссера, чем в этой картине он удивит зрителя, и узнало, что сам он "успел забыть" о ней и поглощен новой работой. Вместе с тем, в жизни художника вместе с творчеством гармонично соседствует активная гражданская позиция: он ходит на митинги, переживает за сносы старинных усадеб в Екатеринбурге и знает, как обновить бренд уральской столицы.
С 18 до 29 апреля в Нью-Йорке состоится фестиваль "Трайбека". В секции "Точка зрения" представлен "Хроноглаз" Алексея Федорченко - часть экспериментального проекта "Четвертое измерение", состоящего из трех короткометражек, которые снимали три режиссера из разных стран мира, помимо российского, еще американец Хармони Корин и поляк Ян Квечински. "Четвертое измерение" - это совместный проект компаний VICE и Grolsch Film Works, его куратор — Эдди Моретти.
Вопрос: Алексей, как Вы оказались в проекте, чем он Вас заинтересовал?
Алексей Федорченко: "Четвертое измерение" – это экспериментальный проект, состоит из трех короткометражных (30-минутных) фильмов, которые делают американский режиссер, польский и российский. В России был объявлен тендер среди 15-ти режиссеров, в котором я выиграл. То, что получилось в полном метре, я не видел. Знаю, что мой фильм вошел полностью, без купюр. Теперь хотелось бы увидеть все.
Предложена была хулиганская концепция – из 30-ти пунктов. Некоторые странные, например, в фильме должно присутствовать чучело животного, один из героев должен быть в ботинках для степа, должна звучать фраза "Не бойся, ты выживешь". Какие-то странные позиции, что бродячие собаки – это хорошо, свалки – это хорошо. От героя должно дурно пахнуть, у него не должно быть зубов, он должен быть маргиналом, но становиться героем. И должен рассказывать скабрезные анекдоты, материться. От этого всего – свалок, скабрезных анекдотов, мата – мне удалось отбиться. Основные пункты удалось воплотить в жизнь. Но главный герой у меня сломал зуб прямо перед первым съемочным днем.
Вопрос: А насколько Вам как человеку творчески свободному удобно было работать в заданных рамках, "по чужим правилам"?
Алексей Федорченко: Очень удобным было. Все, что они дают, это толчок к фантазии. Потом они практически не вмешиваются, утвердив сценарий. Американцы присутствовали на съемках, но я их практически не видел. Сама эта концепция – это уже арт-объект, если каждую строчку иллюстрировать, даже фотографиями – было бы очень смешно.
Вопрос: Известно, что сценарий, который лег в основу фильма, Вы написали сами и до появления проекта.
Алексей Федорченко: Был рассказик, который я хотел снимать еще в 2005 году, просто чтобы попробовать "короткий метр". Но тогда не получилось. А сейчас для этого проекта сценарий написан мною, Ярославой Пулинович и Олегом Лоевским – это местные, очень хорошие российские авторы.
Вопрос: И авторы местные, и съемки проходили полностью в Екатеринбурге?
Алексей Федорченко: Одно из действующих лиц – это наша заброшенная телевизионная башня, она была и в том рассказике, и перекочевала в фильм. Мы быстро все сняли, за месяц - в сентябре 2011 года. Снимали в башне, в заброшенном доме на улице Чапаева, в "милицейском городке", в метро.
Вопрос: А какую собственную концепцию Вы в итоге воплотили в фильме?
Алексей Федорченко: Основная задача каждого режиссера, участвующего в проекте, – представить, что такое "четвертое измерение" для него, у каждого этого философски разные понятия. Я исходил из позиции, что четвертое измерение – это Время. Второе, что главный герой – маргинал, но поскольку мне не нравился маргинал, бездомный алкоголик, я выбрал маргинала а-ля Перельман – ученый, который изобретает машину времени. Но изобретает не для того, чтобы просто путешествовать по времени, а чтобы попасть в конкретный момент своей жизни и там спрятаться от сегодняшнего дня.
Вопрос: Это что-то личное или как-то перекликается с современностью?
Алексей Федорченко: Наверное, это как-то перекликается, как каждый фильм. Но это, конечно, личная история.
Вопрос: Кто снимался в фильме?
Алексей Федорченко: Сейчас эти герои известны: Игорь Сергеев – главный герой "Овсянок", Даша Екамасова – главная героиня фильма "Жила-была одна баба". Снялась она и во втором фильме, который я сейчас снимаю.
Вопрос: Когда "Хроноглаз" и весь проект сможет увидеть российский зритель?
Алексей Федорченко: Сейчас будет премьера в Сан-Франциско и Нью-Йорке, на фестивале "Трайбека", который основал Роберт де Ниро, это очень популярный и крупный фестиваль в Америке. Идут переговоры с Московским фестивалем, премьера, скорее всего, будет в Москве.
Вопрос: Реакцию от зрителя какую ждете?
Алексей Федорченко: Честно говоря, я настолько в другой картине, которую я сейчас делаю, я про ту уже забыл (смеется). Я ничего не жду, просто приятно съездить в Америку, в Сан-Франциско я не был.
Вопрос: И чем же сейчас так поглощены?
Алексей Федорченко: Я заканчиваю монтаж большой картины "Небесные жены луговых мари". Если все будет хорошо, то к осени закончу. Это такая нежная картина о марийских женщинах, 23 новеллы о них – такой "марийский "Декамерон". Снято по сценарию Дениса Осокина. Снимался фильм в основном в Свердловской области, на границе с Башкирией, в марийских селах. И была экспедиция в Мари-Эл, в Йошкар-Олу. Денис пишет очень хорошие сценарии. Этот фильм на марийском языке. История небанальная, интересная.
Вопрос: Вот Вы снимали "Хроноглаз" в Екатеринбурге. И вместе с фильмом иностранцы, возможно, откроют и сам Екатеринбург. А как раз в последнее время активно обсуждается тема, будет ли избран наш город как площадка для всемирной выставки "ЭКСПО-2020" и насколько он в принципе известен за рубежом. Слышали ли что-нибудь об этом и как, по-Вашему, можно имидж Екатеринбурга сделать выигрышным?
Алексей Федорченко: Честно говоря, мимо меня прошла эта история. Город знают даже в России только как место гибели царя и место рождения Ельцина. Больше никак не воспринимают, даже Бажов ушел на десятое место. Поэтому, конечно, нужен новый бренд, новый образ города. Я удивляюсь, что такое мировое произведение искусства, как Шигирский идол, не пропагандируется как образ и марка города. Такая скульптура – самая древняя деревянная в мире, ей десять тысяч лет – есть только у нас. Думаю, вокруг нее можно было сделать мифологию города и совершенно новый образ молодого древнего города. Если подумать, можно и другие образы найти.
Вопрос: Зато пока на фоне страны Екатеринбург довольно громко заявляет о себе. Взять те же митинги, "моду" которых уральцы подхватили вслед за Москвой еще с декабря прошлого года. А одна из историй, кстати, стала основой для фильма про рабочих Урала. Какое у Вас к этому отношение?
Алексей Федорченко: О фильме я не слышал. Но хроника должна запечатлеть митинги и против выборов, и за Путина. Если сделан фильм, о том, как рабочие Нижнего Тагила хотят набить морду блогеру и демонстрантам Болотной – это плохо, это позорно. А если есть один фильм, который на чаши весов кладет обе точки зрения, – это хорошо.
Вопрос: Каково Ваше отношение к митингам, в том числе и екатеринбургским?
Алексей Федорченко: Я сам участвовал - был в Москве на первом самом митинге на Чистых прудах, и на митинге на Болотной, и на первом митинге в Свердловске. Конечно, обидно, когда тебя обманывают, есть желание если не дать сдачи, то хотя бы выразить свое недовольство. А что еще можно сделать, кроме митингов? Другие варианты – поджигать машины? Нет, неправильно. Надо выходить и выражать свое мнение. Я хорошо отношусь к людям, которые не боятся сказать свое слово.
Вопрос: А что касается еще одних недавних и ожидаемых митингов "за" и "против" реконструкцию "Пассажа"?
Алексей Федорченко: К "Пассажу" у меня двойственное отношение. Я не считаю его ярким памятником архитектуры и не знаю, что будет на его месте. Я не эксперт в этом вопросе. Не думаю, что это памятник. Это торговый павильон, интересное здание, но не больше. Очень много в Свердловске уничтожено зданий, которых жальче гораздо, чем "Пассаж".
Вопрос: Значит, следите за тем, что строится и что сносится в Екатеринбурге?
Алексей Федорченко: То, что сносят, - это ужасно, иногда хочется сказать резкие слова главному архитектору города, потому что город уничтожен фактически на 90% от того, который был. Но создается что-то новое. Город стал чище, светлее, современнее. Конечно, все усадьбы однозначно надо консервировать и восстанавливать. Но они продолжают гореть, как с этим бороться? Может быть, сажать туда чиновников, чтобы они охраняли свои кабинеты. Или запрещать строить на месте старых усадеб, может, тогда они перестанут гореть. У нас Дом Севастьянова ведь прекрасно отреставрировали, губернаторскую резиденцию. Мне очень нравится усадьба, которая с ноля построена – полпредство. Уж если строить, то не "стаканы".
Тем временем, в сети появился саундтрек к фильму "Хроноглаз". В клипе "Смысловых галлюцинаций" использованы кадры из этой ленты.