В Москве родители выступили против "репрессивно-рыночного" подхода чиновников к школьному вопросу
В Москве родители готовы начать войну против чиновников департамента образования, планирующих "объединение школ". По итогам электронной записи было озвучено, что в Москве 82 школы не набрали учеников в первые классы. При этом в 30 школах мест не хватило сотням детей. Департамент образования предложил объединить "успешные" учебные заведения с "проблемными", поступить в которые желающих не нашлось. Однако родители и учителя видят в этом лишь очередной повод для "оптимизации" учреждений и экономии на детях.
Через Интернет в московские школы записались почти 78 тыс. детей. Из них 26 тыс. претендуют на места только в близлежащих учебных заведениях, 41 тыс. подала по две заявки, 10 тыс. — по три. Более 30 школ получили более 200 заявок на поступление, притом, что максимальное число учеников в классе не должно превышать 25 человек.
720 школ получили менее 25 заявок от родителей, а 82 школы не смогли укомплектовать даже по одному первому классу, отмечал руководитель департамента образования Москвы Исаак Калина.
По итогам электронной записи было заявлено, что большинство "проблемных" школ в перспективе ждет слияние со школами-лидерами. В списки самых популярных попали школы №№ 57, 1874, 1494, 491, 548, 1862, 1151. По словам чиновников, процесс этот будет сугубо добровольным и затронет только директоров.
Однако родители не пришли от этой идеи в восторг – напротив, они приняли ее в штыки. Уже начался сбор подписей к мэру города Сергею Собянину и премьер-министру РФ Владимиру Путину с просьбой изменить процедуру комплектования учебных заведений. "Детям, живущим прямо рядом со школой, предлагается переселиться в школу, которая находится в одном километре от дома. Это нормально?" – задается вопросом член инициативной группы Оксана Кистенева.
"А нам придется 1,5 километра топать с двумя детьми, а потом ровно столько же, чтобы выйти на Дмитровку и доехать до работы. Если раньше занимало полчаса, то теперь час. При этом переходить две дороги. Уж поверьте маме, воспитывающей одной двух детей, – это очень неудобно", – отмечает родитель Ольга Тарасова.
Сопредседатель межрегионального профсоюза "Учитель" Андрей Демидов рассказал Накануне.RU, что в намерении чиновников прослеживается "репрессивно-рыночный подход". Итоги электронной записи оказались лишь поводом для проведения "оптимизации" в сети московских школ.
"Мы оцениваем все это отрицательно, потому что причины названы довольно странные. Во-первых, комплектование идет до сентября, и вполне возможно, что большинство школ доберут необходимое количество. Кроме того, многие не знали об электронной очереди, не все пользуются Интернетом. Тем не менее, департамент образования заявляет о том, что готовит школы к слиянию, планирует решать их судьбу", – отметил Андрей Демидов. По его словам, объявленная причина – лишь повод, а реальная же причина заключается в намерении "оптимизировать" сеть общеобразовательных учреждений через слияние и закрытие некоторых школ, передачу их имущества другим, более успешным школам.
"Все это происходит в рамках ФЗ №83, в рамках введения подушевого финансирования. Но возможность работы школы должна быть обусловлена наличием потребности в ее услугах, а не исходя из того, хватит денег или нет. У нас образование – не самая расходная статья бюджета", – сказал он.
Андрей Демидов подчеркнул, что родителей в профсоюзе поддерживают, а трудовые коллективы готовы защищать в каждом конкретном случае. "Но пока из этих 82 школ к нам обращений не было", – отметил он.
По его словам, для родителей этих школ имеет смысл объединиться во временную коалицию, чтобы заставить департамент считаться с мнением родителей, учеников и педагогов.
"Возможная ликвидация – это в корне неверное решение, – рассказала Накануне.RU руководитель общественного движения "Московские родители" Галина Шнайдер. – Со всеми неблагополучными школами нужно работать и делать из них благополучные. А выгода от решения об объединении состоит в том, чтобы урезать бюджет на наши учреждения и таким образом сэкономить на наших детях. Это то же самое, что происходит по всей России, когда закрывают якобы ненужные сельские школы. Теперь это начали делать уже в Москве".
По ее словам, классы могли бы комплектоваться и из меньшего числа учеников. С ней в этом соглашается Андрей Демидов: "Даже если школа не набирает один год первый класс, будет глупо расформировывать ее. Одно из решений – комплектовать неполный класс, от этого все только выиграют, ведь педагог с таким классом работает лучше. А чиновничья логика – репрессивная и рыночная. В образовании нужно исходить из другой логики. У нас в детских садах очереди, а мы сейчас будем школы закрывать – хотим, чтобы потом оставшиеся школы были переполнены? Это неразумно".