"Навальный – полуфабрикат, а Удальцова держат на длинном поводке"
Многие наблюдатели и уже даже сами организаторы протестных акций в городах, намеченных на 6 мая, выражают глубокий скепсис по поводу того, что "марш миллионов" может ждать успех. Не унывает лишь лидер "Левого фронта" Сергей Удальцов, главный идейный вдохновитель этого марша. Сегодня он заявил, что никакого раскола в стане организаторов нет. Также оппозиционер не оставляет попыток согласовать акцию в мэрии. Однако эксперт Накануне.RU уверен, что этот марш ждет неминуемый провал, после которого восстанавливать реноме будет непросто. И на примере этого марша он объясняет разницу между оппозиционерами Навальным и Удальцовым.
Мэрия Москвы не отвечает на звонки членов оргкомитета "марша миллионов" и не согласовывает митинг 6 мая. Об этом сообщил Накануне.RU один из организаторов акции, лидер "Левого фронта" Сергей Удальцов.
"Мэрия от нас спряталась, к телефону не подходят. После трех мы будем считать, что мэрия нам не ответила и тем самым нарушила закон", – рассказал Сергей Удальцов.
Ранее столичное правительство трижды переносило сроки вынесения решения по согласованию акции. Активисты хотят провести шествие по Якиманке и митинг на Болотной площади с числом участников до 5-ти тысяч человек.
В мэрии отмечают, что заявка не отвергнута, однако ситуация осложняется тем, что 6-го мая пройдет очередная репетиция парада ко Дню Победы.
Кликните по изображению для увеличения
Эксперты, да и сами организаторы акций в регионах выражают глубокий скепсис по поводу того, что акцию может ждать успех. На этом фоне и первомайское шествие во главе с Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым воспринимается как агитационно-пропагандистский шаг, призванный показать, за кем действительно стоят массы. О том, почему Удальцов не оставляет попыток согласовать заведомо провальную акцию, после которой "реабилитироваться" в глазах протестного движения будет крайне сложно, а Навальный – "ушел в тень", в беседе с Накануне.RU рассуждает политолог Павел Салин.
Вопрос: Можно ли уже однозначно сказать, ждет ли "марш миллионов" провал или успех в каком-то виде?
Павел Салин: Однозначно можно было сказать, что акция обречена на провал, еще в середине марта, когда явным провалом завершилась акция оппозиции на Новом Арбате. Это был провал как с точки зрения динамики численности (тогда пришло уже гораздо меньше людей, чем на предыдущие акции), так и с точки зрения идеологии, когда людям так называемые лидеры протестующих вместо объединяющих всех лозунгов пытались подсунуть какую-то "левую" повестку дня, в частности, бизнесмена Козлова. Он, может быть, и преследуется несправедливо, но у нас тысячи предпринимателей находятся под административным прессингом в стране, и почему протестующие должны поддерживать предпринимателя Козлова, им было абсолютно непонятно. Непонятно, почему представители оппозиции так активно лоббируют эту идею, хотя по всем параметрам ясно, что марш будет провальным – и из-за спада протестного движения, и из-за того, что нет новых лидеров, новой повестки дня, и просто потому, что потенциально те, кто могут выйти на улицы Москвы 6 числа, будут либо за рубежом отдыхать, либо на природе.
Вопрос: Но не все оппозиционеры лоббируют идею акции. Удальцов на этой акции активизировался, а, например, Навальный съездил в Астрахань и ушел в "тень".
Павел Салин: Что касается Навального, то здесь есть совокупность факторов, которые влияют на то, что он постепенно уходит на второй план. Во-первых, он чувствует, что протестное движение пошло на спад, и если сейчас брыкаться, то можно только навредить своей собственной репутации. Если мы посмотрим его активность, то в последние два месяца он, действительно, публично засветился только в Астрахани во время так называемого "московского десанта", и то там был далеко не на первых ролях. Здесь, я так полагаю, он решил переждать трудное время. Одно дело – выступать перед толпой в 70 тыс., другое – во главе 300-500 "городских сумасшедших", что значит девальвировать имидж серьезного оппозиционного политика. Во-вторых, те представители бизнеса, которые окольными путями спонсировали Навального, видимо, приняли решение дистанцироваться от политических проектов, потому что поняли, что хардлайнер на коне, гайки будут закручиваться, и если участвовать в политических проектах, то можно поиметь неприятности по бизнесу. Где-то в публичной сфере всплывают очень-очень далекие отголоски принятия таких решений – например, увольнение Ашуркова Фридманом, который (Ашурков) якобы заигрался, якобы спонсируя Навального. Но я так полагаю, что это всего лишь верхушка айсберга. В-третьих, власть постепенно мягко ангажирует Навального, потому что предложение войти в совет директоров "Аэрофлота" от банкира Лебедева, который имеет неоднозначную репутацию (кто-то считает его оппозиционером, а кто-то совсем наоборот), материально очень привлекательно. Кроме того, здесь всплывает очень странный факт, что якобы потерялись доказательства из уголовного дела, которое было возбуждено по "Кировлесу", где одним из фигурантов был Навальный. Все эти факторы способствуют залеганию на дно политика Навального.
Вопрос: Именно поэтому Станислав Белковский, которого называют "спичрайтером Навального" и чуть ли не одним из идеологов Болотной, отправляет протестные массы на грядки в майские? Все равно ничего не светит?
Павел Салин: По-моему, Белковский преувеличивает степень своего влияния, так же примерно, как Березовский преувеличивает свое влияние на ход российской истории. На начальном этапе, лет пять-семь назад, он действительно с Навальным сотрудничал, и Навальный участвовал в его проектах, но сейчас я в этом сильно сомневаюсь – Навальный сотрудничает совсем с другими игроками. Белковский всегда преувеличивает степень своего влияния на политику, но для политолога, который занимается саморекламой, перекрестными продажами, это, скорее, позитив, а не негатив.
Вопрос: Но вот Вы говорите, что Навальный боится навредить собственной репутации политика-оппозиционера участием в заведомо провальных акциях, а у Удальцова почему не должно быть такого опасения?
Павел Салин: Удальцов – человек более эмоциональный и менее расчетливый, чем Навальный. Если посмотреть на Навального, то это блестяще просчитанный политтехнологический проект. Я знаю уровень моих российских коллег, боюсь, что такая профессиональная работа им не по плечу, здесь присутствовали иностранные консультанты. "Проект Навальный" на 100% политтехнологически просчитан, где из "А" вытекает "Б" и так далее. Сначала он делает себе имя как блогер, потом выходит на политическую арену, абсолютно рациональны его действия в смысле политического позиционирования – ориентация на средний класс, слой протестующих горожан. Добавим сюда рациональную, а не эмоциональную повестку дня, не 31 статью Конституции, а "ребята, смотрите, как власть конкретно бьет по вашим интересам".
Что касается Удальцова, то здесь я полагаю, что в свое время его тоже запустили как проект, но проект провластный. Удальцов с середины 90-х годов – провокатор спецслужб, который все время выполняет их заказы. В середине 90-х он выполнил функцию и не дал объединиться коммунистам и национал-патриотам, апеллируя к коммунистическому электорату, говоря, что они пытаются объединиться с фашистами. Однако сейчас он растет как бурьян, и в своих действиях автономен. И сам Удальцов как политик человек более эмоциональный и менее прагматичный. Поэтому, может быть, он не ощущает этих ограничений, про которые мы говорим, а, может быть, специально так поступает, чтобы вытащить на свет всю убогость протестного движения в его нынешнем виде – в срезе на май.
Вопрос: А все эти эпизоды, в том числе, с избиением журналистки, грозящие вылиться в уголовное дело перед 6 мая, насколько стихийны, как считаете?
Павел Салин: Не исключаю элемент стихийности, потому что власть не является такой машиной, которая действует синхронно. Кто-то на каком-то этаже правоохранительных органов просто может перегнуть палку и выслужиться перед начальством. С другой стороны, это самый верный и проверенный способ – заведение уголовного дела дает рычаг давления на человека, потому что любой может выйти за отведенные ему рамки. Здесь есть элемент стихийности, но в целом технология удержания оппозиционера на длинном поводке просматривается достаточно четко.
Вопрос: Если акция 6 мая провалится, как скоро оппозиция сможет реабилитироваться?
Павел Салин: Есть два ключевых фактора, которые будут влиять на динамику протестного движения. Первый – это изменение социально-экономической ситуации в стране и в мире. В ближайшие полгода в мире ничего кардинально не изменится, а вот в России с 1 июля начнет работать 83-й закон о бюджетных учреждениях, и если он будет работать слишком радикально, то это может вызвать протест – люди поймут, что они должны официально платить за образование, здравоохранение, которые и сейчас уже не бесплатны, но сейчас они держатся на взятках. А потом придется платить официально. Плюс, скорее всего, будет всплеск инфляции, про которую люди позабыли, из-за роста тарифов монополий с 1 июля, а очень многие монополии лоббируют еще один виток роста тарифов – с 1 октября, и очень может быть, что это им удастся. Если у нас социально-экономическая ситуация кардинально ухудшится, то произойдет осенью или, самое позднее, к весне, всплеск протестного движения. Но протестовать будет уже не средний класс, по которому эти меры, по большому счету, не очень сильно бьют. Это будет простых горожан, жителей миллионников и областных центров. Подавляющее большинство тех, кто сейчас себя позиционирует как лидеры протестного движения, себя уже никогда не реабилитируют в глазах протестующих. Ключевой фактор для активизации протеста – появление новых лидеров с кардинально новой повесткой дня, которые будут апеллировать именно к шкурным интересам. Эволюцию протестного движения можно проследить по Навальному.
Навальный – это такой полуфабрикат. Это не есть еще протестный лидер, но уже произошло в данном случае существенное дистанцирование от старых протестных лидеров либерального толка, которые за собой толпу увлечь не могут. Те лидеры, которые продолжат эволюцию в ту сторону, в которую движется Навальный, имеют шанс увлечь за собой протестующих.