11 Декабря 2024
search

Сохранит ли Россия базы в Сирии?

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBtm4Z
Цена ремонта квартиры под ключ за квадратный метр на http://remont.youdo.com/repair/flat/price/other/kvm/.
Автомобильные перевозки: http://perevozki.youdo.com/city/furniture/piano/, выбирай!
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Адвокат Младича: Мы не боимся правды!

16 мая 2012 года в Международном трибунале по бывшей Югославии начался судебный процесс против командующего армией боснийских сербов генерала Ратко Младича. Этот процесс ожидался почти семнадцать лет - первый обвинительный акт против генерала был подписан в июле 1995 года. После этого обвинение переделывалось ещё четыре раза, в последний раз – в ноябре 2011 года. Сейчас уже мало кто помнит об этом, но в 1996 году уже прошёл первый процесс против генерала Младича (тогда его судили вместе с Р.Караджичем). Он проходил без обвиняемых и, соответственно, без представления защиты, и закончился распоряжением об издании международного ордера на арест обоих. Таким образом, Гаагский трибунал уже признал и Караджича, и Младича виновными и не может сейчас выступать в качестве независимого судебного учреждения по данным делам.

Для того, чтобы попасть в зал суда, журналисты должны были предварительно получить билеты. Зал был набит до отказа. Процесс открылся вступительной речью прокурора. Представленная им стратегия обвинения очень проста, даже примитивна. Основная часть речи прокурора была посвящена описанию тех или иных преступлений или тяжёлых условий содержания в лагерях беженцев. Однако доказательств вины генерала Младича в этих преступлениях представлено не было. Прокурор ограничивался выражениями «на процессе мы докажем» или «позднее мы представим доказательства» и лишь повторял и повторял обвинения: «это было сделано по приказу Младича», «это было целью Младича» и т.д. и т.п. Итак, на сегодняшний день прокуратура доказать обвинения не может. Иного и нельзя было ожидать, ведь целью вступительной речи является чистая пропаганда. Именно в этом контексте следует рассматривать и демонстрацию старого знаменитого видеоролика, на котором якобы запечатлён сербский концентрационный лагерь, в котором якобы томятся невинные босанцы. Ещё семь лет назад было доказано, что данный ролик – фальшивка, что на самом деле это лагерь беженцев, получивших от сербов и кров, и защиту. Однако журналистка одной западной газеты решила провести съёмки из-за проволочного заграждения бывшего курятника, чтобы получился «концлагерь». После выявления факта фальсификации ролик на несколько лет сошёл с экранов (ранее фотография с данного ролика даже красовалась на сайте Гаагского трибунала в Интернете), и вот сегодня это видео опять появилось на процессе генерала Младича как «доказательство» преступлений сербов!

После вступительной речи обвинения процесс прерывается. Первый свидетель на процессе генерала Младича появится через две недели. Им заявлен Эльведин Пасич, свидетель убийств в районе Грабовицы в ноябре 1992 года. Судебный процесс будет состоять из четырёх частей. Первая часть будет посвящена преступлениям, совершённым в различных муниципалитетах Боснии и Герцеговины, вторая – событиям в Сараево, третья – событиям в Сребренице в июле 1995 года и, наконец, четвёртая – событиям, связанным с взятием заложников из состава миротворцев ООН. Всего планируется представить 300 свидетелей. Однако представление основных свидетельств отложено до начала осени. С конца мая по середину июля (то есть до закрытия трибунала на летние каникулы) трибунал заслушает так называемый первый сегмент дела, где будет представлено «всего понемножку» - двадцать восемь свидетелей, среди которых будут и свидетели конкретных преступлений, и журналисты западных СМИ. Будет представлено семеро т.н. «международных наблюдателей», например сотрудники Миссии ООН в Югославии Д.Харланд или Дж.Уилсон, они дадут показания о той роли, которую играл генерал Младич в действиях артиллерии. Особо важным будет свидетель-инсайдер Момир Николич, который уже осуждён Гаагским трибуналом и уже отбывает свой тюремный срок. Он даст показания о своём личном участии в событиях в Сребренице в качестве начальника службы разведки армии боснийских сербов в Братунаце. Именно свидетели-инсайдеры будут доказывать связь между преступлениями, совершёнными во время боснийской войны и генералом Младичем. Вторым инсайдером будет засекреченный свидетель RM-147, солдат Армии боснийских сербов, который даст показания о тех инструкциях, которые давались снайперам. Наконец, выступят трое западных журналистов, например репортёр «Гардиан», который расскажет об условиях содержания заключённых в Омарске и Трнополье, или З.Блок, проводивший журналистское «расследование» убийств в Сребренице. Проведение этого вводного сегмента со стороны прокуратуры – чисто пропагандистский ход, он имеет пропагандистские цели даже по датам: эта вводная часть должна завершиться 13 июля, то есть как раз к очередному «юбилею» так называемого геноцида в Сребренице и тому международному шабашу, который ежегодно устраивают босанские и западные СМИ.

Кто же будет судить генерала? Судьями на процессе являются голландец Альфонс Ори (председатель), а также Баконе Джастис Молото из ЮАР и Кристофф Флюгге из Германии. Состав палаты явно нарушает принцип независимости и беспристрастности. Так, Нидерланды и Германия и в отдельности, и как страны-члены НАТО являлись прямыми участниками вооружённого конфликта в бывшей Югославии. Более того, они открыто выступали на стороне босанцев и против сербов. За ними числятся и финансирование войны, и прямые бомбардировки позиций сербов. Что касается уже отдельно Нидерландов, чей представитель председательствует в палате, то, как известно, эта страна предоставила свой батальон для защиты Сребреницы, который несёт ответственность за выполнение своих обязанностей, прежде всего по разоружению босанской стороны в соответствии с решениями ООН. Состав суда является прямо-таки демонстративным нарушением любого понятия о независимости судей. Что касается беспристрастности, то тот же А.Ори уже неоднократно демонстрировал своё отношение и к сербам вообще, и к конкретным сербам в частности: именно он председательствовал на процессах против М.Краишника (председателя парламента боснийских сербов) и генерала Галича (бывшего подчинённого генерала Младича), которые, несмотря на отсутствие доказательств их вины, были признаны виновными. Штрихом к неприглядному портрету Ори является также его участие в процессе албанского боевика Р.Харадиная. В своих мемуарах бывший прокурор МТБЮ Карла дель Понте писала, что некоторые судьи боятся судить албанцев. Так вот, будучи председателем на процессе Харадиная и двух его подручных, Ори струсил так, что оправдал Харадиная даже без заслушивания адвокатов! Ещё бы, ведь во время процесса было убито несколько свидетелей, которые должны были дать показания против Харадиная! А вот председателя парламента боснийских сербов М.Краишника Альфонс Ори уже не боялся. И несмотря на то, что Краишник выполнял решения международной мирной конференции, Ори представил дело так, будто это был замысел Краишника на совершение геноцида. Ещё один важный штрих – и Краишник, и генерал Галич рассматривались на своих процессах как соратники генерала Младича. В уже вынесенных судьёй Ори приговорах (Галич был приговорён к 20 годам лишения свободы, а затем к пожизненному заключению, а Краишник к 27 годам лишения свободы) генерал Младич упоминается как виновный! То есть Ори уже неоднократно публично признавал Р.Младича виновным. В этой ситуации любой нормальный судья был обязан сам заявить самоотвод. Но не в Гаагском трибунале – самом справедливом трибунале в мире! Здесь ведь платят за каждый процесс. Да и лавры славы, видимо, не дают Альфонсу Ори покоя. В.Шешель однажды верно заметил в адрес таких судей: «Вы были никем и останетесь никем, если о вас и будут вспоминать, то разве что только как о судьях, судивших меня!»

Предвзятость судьи А.Ори ярко проявляется и в том, что он «не замечает», что прокуратура МТБЮ пытается разрушить процесс ещё до его начала, а именно не передаёт защите необходимые документы, что обязана делать согласно правилам самого трибунала. Причина ясна: без документов невозможно подготовиться к перекрёстному допросу. Для чего это делается – тоже понятно: у прокуратуры в наличии лишь ложные свидетели, поэтому их надо защитить от перекрёстных допросов. Даже если документы передаются, то делается это с нарушением сроков: что может сделать адвокат за один-два дня? Так вот, видя это, судья Ори никак не реагирует: как будто ничего не происходит. То есть демонстрирует свою предвзятость.

Не случайно поэтому ещё до начала суда над Р.Младичем суд вынес ряд решений, которые носят во многом осуждающий генерала характер. Как такое возможно? В МТБЮ это уже стало правилом! Гаагский трибунал постоянно выносит решения о «судебно установленных фактах» ещё до начала суда. Речь идёт о принятии судебной палатой ряда утверждений обвинения в качестве истинных и даже «судебно установленных», которые не требуют доказательств. Не беда, что эти факты были признаны судом в других процессах! В Гаагском трибунале это проходит легко и просто!

За несколько дней до начала процесса защита генерала Младича подала иск с требованием о дисквалификации судьи А.Ори. Однако накануне процесса председатель МТБЮ американец Т.Мерон отклонил иск без приведения каких-либо аргументов. Впрочем, Мерона можно понять: ну как в Гаагском трибунале найти независимого, да ещё и беспристрастного судью! Судья Ори в каком-то смысле даже лучший из всех остальных: он настолько груб, что дискредитирует МТБЮ наилучшим образом. Остальные судьи похитрее: они действуют столь же пристрастно и столь же зависимо, но за их словами смертельный яд виден не сразу. Вот, например, в Сербии многие до сих пор думают, что председатель судебной палаты в деле Воислава Шешеля – добрый судья, который тайно желает оправдания Шешеля. На самом деле, это всего лишь игра: за ласковыми словами судьи Антонетти стоят уже девять лет заточения обвиняемого. Недавно судебная палата в деле В.Шешеля вынесла решение отказать ему во временном освобождении. И добрый судья Антонетти проголосовал за это решение. Так что медвежий стиль поведения судьи А.Ори будет лишь ещё одним отягчающим обстоятельством для Гаагского трибунала перед судом истории.

Общий ход предстоящего процесса со стороны обвинения и суда понятен, однако он может быть нарушен и – я уверен - будет нарушен защитой генерала Младича. Генерал неоднократно заявлял, что его цель – установление истины. Именно поэтому начавшийся процесс потенциально опасен для трибунала. Именно поэтому нужно ждать и новых «судебно установленных фактов» без суда, и новых старых свидетелей, профессиональных лгунов Гаагского трибунала.

Что касается позиции защиты, то адвокат генерала Р.Младича известный сербский юрист Бранко Лукич отказался от представления вступительной речи, что очень верно с тактической точки зрения, ибо даёт возможность пока не раскрывать перед прокуратурой стратегию и тактику защиты. Это особенно важно с учётом нечестной игры прокуратуры. Вчера вечером я связался с Бранко Лукичем и попросил его в двух словах сформулировать позицию защиты накануне начала процесса. Адвокат генерала заявил: «Действия трибунала не смогут деморализовать защиту и отсранить нас от борьбы за установление истины. Несмотря на ежедневные нарушения прав генерала Младича, мы продолжим нашу борьбу за истину». На мой вопрос о девизе защиты Бранко Лукич ответил: «Да, такой девиз у нас есть: "Мы не боимся правды"…

Александр Мезяев

Источник: "Фонд стратегической культуры"


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС