Либералы предлагают "утилизировать" Сибирь и Дальний Восток
Либеральные эксперты неожиданно выступили за создание новой сибирской столицы. Сергей Караганов из Высшей школы экономики, заявлявший некогда, что Россия должна отказаться от ядерного оружия, вдруг предложил перенести столицу в "условный Новый Владивосток". По его мнению, для рывка России просто достаточно присоединиться "к азиатскому локомотиву". Однако эксперты Накануне.RU, анализируя предложения ВШЭ, отмечают: фактически либералы предлагают курс на "утилизацию страны" и раздачу кусков из "трофейной экономики".
"России нужна еще одна столица — сибирская", – таково громкое, звучное, а, главное, оригинальное название статьи декана факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Сергея Караганова. Тем более удивительна эта "новая инициатива" либералов, что под развитие Сибири и Дальнего Востока правительство уже готово аккумулировать значительные средства и создать специальную Корпорацию по развитию этих регионов.
По мнению Сергея Караганова, экономическая столица России должна располагаться в условном Новом Владивостоке, поближе к "азиатскому локомотиву экономического роста".
"Давно назрела и перезрела необходимость подключения России и набирающему темпы азиатскому локомотиву экономического роста. И параллельно нового освоения Сибири. Особенно отстающих забайкальских регионов. К этому локомотиву успешно подключились США, найдя там новые источники роста, передовые страны Европы. И только граничащая с этим регионом Россия топталась на месте. С мазохистским упоением заламывая руки по поводу депопуляции Сибири и пугая себя полностью отсутствующей китайской людской экспансией или грядущим доминированием Китая", – говорит Сергей Караганов о "подключении к азиатскому локомотиву" западных стран, почему-то забывая, что именно в такой форме оно лишило рабочих мест самих американцев и европейцев, когда те переносили производства в страны Азии.
Главная же причина того, что мы не перенимали методы Запада в этом отношении, он называет то, что "Сибирь и Дальний Восток в ХХ веке осваивались социалистическими полулагерными методами, и крушение коммунизма не могло не вызвать в регионе особенно болезненной структурной перестройки". Но дальше начинаются причины менее извинительного характера, считают во ВШЭ. Главная — долголетняя неспособность российской элиты, хоть правой, хоть левой ориентации, отойти от стремительно устаревающего в новом мире европоцентризма, тяжелая недооценка скорости и глубины экономического и цивилизационного подъема Азии. И параллельно неспособность отойти от представления об Азии, как о неокоммунистической альтернативе демократическому, европейскому пути развития, с особым сожалением отмечает Караганов.
В последние два-три года о необходимости поворота к новой Азии заговорили Путин и Медведев, вспоминает Караганов. "И, наконец, – добавляет он, – в последние полгода выскочила идея создания государственной корпорации по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока. С фактическими возможностями и привилегиями".
Далее же он нескромно отмечает: "Могу придумать и предложить десятки конкретных мер как всего этого добиться". И перечисляет некоторые из них.
"Мы должны исходить не из желаемого восстановления прошлого, сколь прекрасным оно бы ни казалось. А из реальных возможностей, предоставляемых настоящим и будущим. Поэтому незачем заламывать руки об ухудшении качества торгового баланса с Азией и талдычить о новой индустриализации. Гранича с регионом, предоставляющим сотни миллионов неизмеримо более дешевых рабочих рук для любой промышленности и вытягивающего завод за заводом, отрасль за отраслью из гораздо более развитых и производительных, чем Россия, стран. Нужно увидеть, что новая индустриализация Азии вкупе с обострением в ней водного и продовольственного дефицита предоставляет беспрецедентные для России конкурентные преимущества и возможности для производства и экспорта сырья максимальной степени переработки сельскохозяйственной продукции", - пишет Караганов.
Он также говорит о создании условий для "максимально возможного экономического открытия Зауралья для внешнего мира". "Отход от отношения к Сибири как к "стратегическому тылу" в противостоянии с Западом или к "фронту" в противостоянии с Китаем. Эти фантомы прошлого до сих пор уродуют и мышление, и политику. — А значит — максимальное привлечение для развития региона инвестиций из-за рубежа не только Китая, но и США, Японии, Южной Кореи, стран АСЕАН, той же Европы. Создание для этих инвестиций максимально благоприятных условий. Главный критерий работы местных начальников — объем привлеченных инвестиций", – говорит Караганов.
"Чтобы сделать Россию частью поднимающейся Азии и поднять Забайкалье, нужно, чтобы люди там жили вольнее и богаче, чем в Центральной России. Государство должно создавать условия для такой жизни, разрабатывать индикативные планы, вкладывать деньги в инфраструктуру: дороги, порты, нефте— и газопроводы. Но хозяйствовать должно как можно меньше. Мы уже точно знаем эффективность этого хозяйствования", – пишет Караганов в статье в "Российской газете".
Эксперты Накануне.RU считают, что подход, описанный Карагановым, является курсом на утилизацию страны.
Председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов отметил:
– Мы видим, что в ситуации с резким ростом проблемности Сибири и Дальнего Востока политика начинает перемещаться туда, и там заново начинают сталкиваться два принципиально разных подхода – это подход на развитие страны и подход на утилизацию страны. Предлагаемое Карагановым – это и есть технологии утилизации, когда нужно выгрызать сладкие пироги регионе, оформлять все в виде "внешнего управления", туда завозить мигрантов, прежде всего, китайцев, которые будут, в том числе, и себя воспроизводить там. Это неоколониальный путь. С одной стороны, одни будут хотеть более выгодно торговать гигантскими по потенциалу минерально-природными ресурсами и богатствами, и поскольку скоро нефть падает в цене и все меньше становится именно стратегическим ресурсом, то вопрос встанет о разделе Сибири и Дальнего Востока. Некоторые хотят продолжать путь на то, чтобы страна после поражения в "Холодной войне" все больше была похожа на "трофейную экономику", когда победитель ходит и выбирает самые сладкие куски, вырывает золотые зубы у убитых солдат. Казалось бы, один и тот же инструмент – перенос столицы – может являться инструментом разных программ и доктрин. Есть олигархи, которые проинвентаризировали все сырьевые богатства и уже просто хотят капитализировать проведенную предварительную инвентаризационную работу, которая на 90% была сделана в советский период.
Уже пять лет назад я предлагал создать Корпорацию развития Дальнего Востока, и когда я предлагаю перенести туда столицу, то речь идет о курсе не на утилизацию, а на развитие страны. Либо мы там будем арьергардом и будем все больше превращаться в сырьевой придаток Северо-Восточной Азии, либо будем создавать свой новый мировой центр и будем адекватными тому вызову, который Северо-Восточная Азия предоставляет.
Писатель и публицист Максим Калашников:
– Что бы ни делали господа либералы, все это оборачивается полной противоположностью. Самое хорошее начинание оборачивается в их руках в зло. А у Сергея Караганова полная мешанина в голове. Его сознание – нечто странное и нечто клиническое. Этот человек не далее как в ноябре призывал Россию расстаться с ядерным оружием. Вы знаете, в чем дело, если вы хотите сохранить Сибирь и Дальний Восток, то надо для начала сохранить ядерное оружие, это минимальное и необходимое условие. Судя по всему, они просто подсуетились. Высшая школа экономики получала и будет получать гранты правительства, даже если будет нести спиритическую чушь, она по статусу является монополистом в качестве "мозгового центра". Не создали бы – они бы еще лет десять не говорили о необходимости второй столицы на Дальнем Востоке. А сейчас – подсуетились!