У нас воспроизводится структура управления СССР
Путин начал воспроизводить структуру управления СССР, считает публицист и писатель Андрей Паршев. Дело даже не в том, что в администрации президента появилось своего рода "правительство над правительством", и "партаппарат" ставит под контроль министров кабмина. Такое было и в прежние годы правления Путина. Дело в создаваемых государственных суперкорпорациях. "Роснефтегаз" и другие мощные компании могут фактически превратиться в аналоги министерств по советской модели. Во многом от того, как они будут взаимодействовать с президентской администрацией и аппаратом премьер-министра, зависит успех экономической политики. Мнение эксперта об этом - для Накануне.RU.
Каким станет экономический курс нового правительства? Точный прогноз трудно дать, но на некоторые факты я бы обратил внимание. По ним можно делать определенные суждения. Начну с того, что костяк старого правительства перешел в администрацию президента. Возможно, у нас воспроизводится структура управления Советского Союза, когда наряду с правительством в ЦК КПСС имелись отделы, дублировавшие соответствующие министерства.
Надо учитывать, что у нас часть министров, прежде всего главы силовых министерств, по закону-то подчиняются президенту. Поэтому само правительство больше "гуманитарное", если не брать экономический блок. И вероятность того, что у нас в некотором смысле повторяется система позднего СССР, когда правительство дублировалось аппаратом ЦК, соответствующими отделами, существует. Это касается не только массового перемещения бывших министров в администрацию президента. Грубо говоря, Дворкович и Шувалов, скорее всего, так или иначе будут руководить Белоусовым. Собственно, у нас такая ситуация, когда премьер – вообще фигура с неопределенными полномочиями.
Эффективна ли была структура, при которой отделы в ЦК КПСС дублировали министерства? Этот вопрос дискуссионный, и он очень политический. Дело в том, что в конце жизни Сталин придерживался линии на повышение роли Совета министров и соответственно снижение роли партийных органов. Ведь за любое дело должен отвечать кто-то конкретно, с кого можно спрашивать. До того управление шло все время в пожарном порядке и в ручном режиме, когда наркомами руководили, как правило, члены ЦК. Но если мы возьмем военное время, то заместители Сталина были его заместителями вовсе не по партийной линии, а именно по Совету народных комиссаров – взять Молотова, Берия, Кагановича (хотя, конечно, они были членами ЦК и политбюро). Повседневная хозяйственная деятельность шла в рамках Совнаркома.
Тем не менее, центр власти все-таки сместился в ЦК, в том числе и центр хозяйственной власти. Последствия были разнообразные, и сложно сказать, насколько они могли быть хорошими. Можно вспомнить, что одно из обвинений в адрес Хрущева – "волюнтаризм", то есть некие волевые решения, подкрепленные экономическим расчетами, которые приводили к тяжелым хозяйственным последствиям. Это было следствие партийного руководства, оторванного от действительности. В советское время это способствовало созданию атмосферы безответственности, когда личной ответственности за порученное дело никто не нес, когда любой министр, конечно, мог допускать проколы в своей деятельности, но, как правило, не был полновластным руководителем своей отрасли. То же самое касалось руководителей из промышленных отделов ЦК. С одной стороны, это было явно не хорошо, с другой стороны, существовала ведомственность, когда каждое министерство представляло собой государство в государстве, имело свои производственные отрасли, иногда не связанные с основной деятельностью, свою систему распределения и так далее. В некотором смысле некий дополнительный политический надзор со стороны ЦК за этим иногда был и полезен. И для нас эта тема жизненно важна.
Администрация президента и в прежние периоды при Путине была сильнее правительства, эта ситуация лишь несколько затушевывалась, когда Путин был премьером, а Медведев – президентом. Но сейчас мы наблюдаем явный возврат к национализации некоторых отраслей, отчасти это уже произошло, у нас опять появились условно называемые "госкорпорации". На мой взгляд, это и будут аналоги советских министерств. Судя по некоторым довольно истеричным шагам, которые были проделаны в конце прошлого - начале этого года, видно, что экономические довольно важные субъекты будут подвинуты, лишены полномочий. В разогреве протестных мероприятий в нашей стране явно были замечены СМИ, находящиеся под контролем "Газпрома". Ясно, что уровень самостоятельности "Газпрома" считается у нынешнего руководства чрезмерным. Есть еще некоторые структуры, которые, наверное, хотели бы избежать дальнейшей национализации. Если мы посмотрим внимательно на наш нефтегазовый комплекс, то он в большой степени является национализированным, в этом его существенное отличие от ситуации 90-х годов.
Модель суперкорпорации на базе "Роснефтегаза" (кликните для увеличения)
В том числе и "Роснефтегаз" с учетом перспектив консолидации ряда активов на его базе может стать аналогом советского министерства. Да, на фоне этого идут процессы по приватизации предприятий в целом ряде отраслей, в том числе, и в самой нефтянке. В частности, Путин поручил утвердить программу продажи в 2013-2015 годах находящихся в собственности ОАО "Роснефтегаз" пакетов акций компаний ТЭК. Но что касается "Роснефтегаза", то, на мой взгляд, эта продажа активов не приведет к разрушению единой вертикальной структуры. Это будет нефтегазовый гигант, параллельный "Газпрому", а эти продажи – способ привлечения иностранных инвестиций в данную структуру. Все, что мне известно об Игоре Сечине, говорит о том, что его политикой является консолидация таких структур и постановка их под общий стратегический государственный контроль, а не вывод из-под управления государства.
Но, опять-таки, советский опыт говорит о том, что за такими структурами – крупными госкорпорациями – нужен глаз да глаз, в противном случае они оказываются слишком сильными, чтобы ими можно было на государственном уровне управлять. И от того, как они будут взаимодействовать с президентской администрацией и аппаратом премьер-министра, зависит успех экономической политики.
Писатель и публицист Андрей Паршев