"Если нам по-настоящему что-то и угрожает, так это межнациональные конфликты"
Сегодня Президент Путин подписал указ "О Совете по межнациональным отношениям", который сам и возглавит. Разговоры о том, что многонациональной России не хватает отдельной структуры, которая занималась бы этим наболевшим вопросом, ведутся давно. И вполне понятно, что одна только ФМС с огромным, как сам наплыв мигрантов в нашу страну, количеством проблем по разным причинам не справляется. Чего стоит только проблема этнопреступности, которая по прогнозам экс-главы пресс-службы ФМС Константина Полторанина, будет только обостряться. О том, кто может войти в Совет по межнациональным отношениям и станет ли он угрозой для этнических преступных группировок, в интервью Накануне.RU рассказал исламовед, кандидат исторических наук, доцент Московского государственного лингвистического университета Роман Силантьев.
Вопрос: Чем, по-Вашему, должен заниматься этот Совет и кто должен войти в его состав, чтобы эффективно решать межнациональные проблемы, которых с каждым днем становится все больше?
Роман Силантьев: Я думаю, что в первую очередь в состав Совета должны войти силовики, которые будут решать проблемы соблюдения правопорядка. Если закон будет соблюдаться неукоснительно, то и трений на этой почве будет значительно меньше. Ведь если посмотреть на суть конфликтов, то станет ясно, что одна из сторон считает, что другая сторона как-то давит на следствие или использует свой административный ресурс, чтобы уйти от ответственности. Наиболее резонансные конфликты лежат именно в этой плоскости. Ну, а главной задачей Совета, по-моему, должно стать вычленение потенциально опасных для межнационального мира ситуаций и постановка их под особый контроль. Я думаю, что если Совет справится с решением этого вопроса, то количество резонансных конфликтов сократится.
Вопрос: А как Вы относитесь к тому, что такой Совет возглавит лично президент? Можно ли говорить, что Путин, обладая весом высшего должностного лица и статусом национального лидера, самостоятельно будет решать какие-то наиболее острые вопросы, не полагаясь на бюрократическую машину?
Роман Силантьев: Да, в этом есть какая-то логика, поскольку ситуация с межнациональными конфликтами у нас неудовлетворительная. Люди из-за политических разногласий убивать друг друга не готовы, а вот из-за межнациональных и межрелигиозных – очень даже готовы! Я думаю, что если нам по-настоящему что-то и угрожает, так это межнациональные конфликты. Естественно, сложившаяся ситуация требует, чтобы сфера межнациональных и межрелигиозных конфликтов была под особым контролем. Кроме того, Путин выполнил свое предвыборное обещание, поскольку о создании такого органа речь шла в статье "Россия и национальный вопрос". Я думаю, что совет, а тем более, во главе с первым лицом государства, это гораздо лучше, чем громоздкое министерство. Оно не принесло бы большой пользы, а Совет имеет шансы на то, чтобы быть полезным.
Вопрос: СМИ постоянно подливают масла в огонь, каждый день рассказывая о подобного рода конфликтах. Не успела отшуметь история с женой бывшего полпреда Чечни, как пришли сообщения из торгового центра "Европейский" о драке русских и выходцев с Кавказа. Постоянно приходят сообщения о преступлениях мигрантов . Все это может подвести людей к некой точке кипения?
Роман Силантьев: Несмотря на то, что такие сообщения действительно приходят каждый день, последней самой острой ситуацией нужно все же считать события на Манежной площади в декабре 2010 года. Но эхо таких историй еще долго будоражит общество. Например, история в лагере "Дон" закончена, и по делу уже вынесен приговор, но можно говорить о том, что виновники этой драки не понесли должного наказания. Вероятно, Совет в своей работе должен вернуться к таким вещам и сделать все, чтобы дело было отправлено на доследование. С Асланом Черкесовым, который получил 20 лет, ситуация иная, там пострадавшая сторона полностью удовлетворена приговором. Хотя жену погибшего все-таки выгнали из зала судебного заседания, но конфликт все же как-то удалось затушить. А что касается каждодневных сообщений о конфликтах, примеры которых у всех на слуху, то я отмечу, что надо заниматься мониторингом ситуации. Это касается и мигрантов и других проблемных вопросов.
Вопрос: Войдете ли Вы лично в состав этого Совета, если Вам это предложат, и если, да, то какие идеи Вы принесете?
Роман Силантьев: Да, я конечно же, приму такое приглашение, если оно последует. А что касается идей, то я бы предложил заняться ранним предупреждением конфликтов, есть места, в которых уже сложилась напряженная ситуация, которая в любой момент может вылиться не только в драку, но и в вооруженное столкновение. Надо обозначить эти места и определить, что с этим делать. Такие точки есть и в Карелии, и в других регионах.
Вопрос: Это какие-то разные проблемы или они имеют схожие черты?
Роман Силантьев: На самом деле проблемы везде практически одни и те же, это этнические преступные группировки. Надо четко определить, где они наиболее активны, и начинать с ними бороться.
Вопрос: Новый министр внутренних дел Владимир Колокольцев говорил о том, что подразделения по борьбе с этническими преступными группировками, которые были несколько лет назад распущены, нужно воссоздать. Вы поддерживаете этот шаг?
Роман Силантьев: Надо обязательно воссоздать такую структуру, и не только воссоздать, но и укрепить ее. Понятно, что русскому оперу будет трудно внедриться в китайскую или вьетнамскую ОПГ, но это, значит, что надо внедрять туда сотрудников той же национальности, и вообще во всем мире так и происходит. Просто все надо делать по уму. А еще я бы предложил заняться теми, кто пропагандирует национальную или религиозную нетерпимость. Появление интернета резко упростило задачу сотрудников правоохранительных органов. Выявить людей, которые оставляют соответствующие комментарии на соответствующих сайтах, довольно просто. Они сами себе состав преступления пишут в этих комментариях. И эти сайты вообще-то надо не запрещать, а использовать, как ловушки!