Египет: революция закончилась. Да здравствует война?
Египет после полутора лет революции, наконец, получил своего "всенародно избранного президента". Им стал лидер египетских "Братьев-мусульман" Мухаммед Мурси, набравший во втором туре 51,7% голосов, обогнав своего соперника, экс-премьера Ахмеда Шафика, получившего, соответственно, 48,3% голосов избирателей. Казалось бы, революция закончилась – "кровавый тиран" Мубарак осужден пожизненно и находится при смерти за решеткой, а гонимые полвека "Братья-мусульмане" побеждают на президентских выборах – справедливость торжествует! Однако, по мнению эксперта Накануне.RU, торжествует не для всех. О последствиях для египтян свершившейся исламской революции, о распространении радикального исламизма и о том, кому будет лоялен новый египетский режим, Накануне.RU рассказал руководитель Института стран Ближнего Востока Евгений Сатановский.
Вопрос: В Египте подвели итоги президентских выборов. Президентом был избран один из лидеров "Братьев-мусульман" Мухаммед Мурси. Учитывая небольшой разрыв с его оппонентом, результат не был предопределен заранее. Как Вы оцените такой результат, насколько закономерно то, что исламисты пришли к власти в результате вот такой революции?
Евгений Сатановский: Исходя из всего того, что мы знаем по развитию демократии в исламском мире, демократия там бывает только одного типа – исламская, и никакой другой. Разумеется, можно было фальсифицировать результаты выборов до уровня, который дал бы победу светскому кандидату, но это означало бы немедленную гражданскую войну со всеми вытекающими из этого последствиями для проигравших. Видимо армия, при всем желании сохранить власть и собственность в монопольном ведении, решила не рисковать, что само по себе характерно, поскольку означает, что армейское руководство не готово идти на бескомпромиссную борьбу, как это было в свое время в Алжире. И это означает, что исламская революция в Египте имеет все шансы победить бесповоротно и окончательно.
Справка. В 1991 году в Алжире военные отправили президента Шадли Бенджедид в отставку, отменили второй тур парламентских выборов, опасаясь прихода во власть исламистских группировок. Результатом стала гражданская война, длившаяся до 2002 года, когда Исламский фронт спасения объявил о прекращении войны. По разным данным, в ходе боевых действий и терактов погибло от 150 до 200 тыс. чел., отдельные акты насилия со стороны исламистов проявляются до сих пор.
Вопрос: Сразу после оглашения результатов, Мурси заявил о том, что он выходит из состава "Братьев-мусульман". Имеет ли этот жест какой-то реальный смысл или это формальное действие?
Евгений Сатановский: Совершенно неважно, уходит ли господин Мурси из формального членства в рядах "Братьев-мусульман", точно так же, как совершенно неважно было то, уехал ли Иван Грозный в Александровскую слободу. Страной руководят исламисты, а армия – их главный конкурент и соперник. И исламисты, будь это "Братья-мусульмане", салафиты, все остальные группировки, которые сейчас в Египте движутся к власти, а частично к ней уже подошли, неизбежно будут вынуждены организовать преследование коптов, давление на женские и молодежные организации, ввести ограничения весьма и весьма значительные для светского населения, что, в частности, тяжело ударит по туризму.
В конечном счете, либо исламизируют армию, либо будут вынуждены спровоцировать ее уничтожение в войне с Израилем, что, безусловно, будет их целью в первую очередь, для того, чтобы избавиться от того состава армии, который у них сегодня есть. Это закономерность, которая совершенно необязательно должна существовать в рамках каждой отдельно взятой модели – турецкой, иранской или алжирской, но в случае Египта она проявится во всей мере, потому что тут совершенно катастрофическое состояние экономики, экологии, демографии, отсутствие внешних экономических резервов, достаточных для того, чтобы Египет просто выжил в качестве страны, и эти факторы обостряют все противоречия на порядок.
Вопрос: Какие результаты будут от исламизации страны, стоит ли говорить о дальнейшей экспансии "Братьев-мусульман" на соседние государства?
Евгений Сатановский: Об экспансии "Братьев-мусульман" в соседние государства говорить не приходится, по тому простому поводу, что политический ислам сегодня доминирует на всей карте арабского Ближнего Востока или исламского Ближнего Востока. Ливии как государства больше нет, на ее территории действуют исключительно племенные формирования и те или иные радикальные исламские организации: "Аль-Каида", "Аль-Каида Магриба", синуситы. Судан расколот – гражданская война на территории Судана переходит в войну между Южным и Северным Суданом, и Северный Судан, который, собственно, с Египтом и граничит, безусловно, исламизируется достаточно стремительно. Не будем забывать о Хасане Аттураби (лидер национального исламского фронта Судана), о том, как Усама бен Ладен и вся его "Аль-Каида" в 90-е годы на территории Судана присутствовали, о том, что ополчение кочевников "Джанджавид" – это исламское движение.
Наконец, сектор Газа, собственно говоря, является анклавом, находящимся в руках такого же движения, как и "Братья-мусульмане"– движения "Хамас". Причем, "Хамас" в секторе Газа победил задолго до того, как "Братья-мусульмане" победили на президентских выборах в Египте, за много лет до того, и в рамках гражданской войны уничтожил там светскую власть ФАТХа, вырезав их боевиков. Остается только Израиль, и для него ничего веселого в победе исламистов в Египте нет, поскольку это открывает дорогу войне на Синае и эскалации террористической антиизраильской деятельности на Синае. Но, в конечном счете, Израиль, в свое время, громил египетскую армию в гораздо более тяжелых для себя условиях – в 1948 году, в 1956 году, в 1967, в 1973. Пусть это будет пятая израильско-египетская война, ну что поделать, израильтяне к ней более или менее готовы.
Вопрос: Как будут выстраиваться отношения между Россией и новым Египтом, учитывая, что "Братья-мусульмане" считаются у нас террористической организацией?
Евгений Сатановский: Отношения между Россией и новым Египтом будут складываться на межгосударственном уровне ровно и беспроблемно. То, чем считают "Братьев-мусульман" на нашей территории – это совершенно справедливо, поскольку "Братья-мусульмане", безусловно, политическо-террористическое движение и любые ячейки "Братьев-мусульман" в России не менее опасны, чем ячейки "Хамаса", "Исламского Джихада" и любой другой исламистской организации, будь это "Лашкаре-Тайба", "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" и многие другие, можно перечислять десятки таких структур. Но государственные отношения совершенно не зависят от того, какие террористы где пришли к власти, даже если они действуют на нашей территории. Это уже вопрос к комитету госбезопасности, вне зависимости от того, как он называется – ФСБ или как-то иначе.
Вопрос: Будет ли режим, который сейчас формируется, лоялен к Западу, либо он окажется, в большей степени, замкнут на себя?
Евгений Сатановский: Режим, который выстраивается в Египте, будет лоялен к Саудовской Аравии и к Катару, поскольку духовный лидер "Братьев-мусульман" живет в Катаре и огромные деньги были вброшены в эту организацию из эмирата Катар. Салафиты, которые составляют еще одну серьезнейшую группу исламистов Египта, лояльны Саудовской Аравии, финансируются ей. Теоретически мы считаем монархии Персидского залива, исламистов, ваххабитскую ось лояльными к Саудовской Аравии вообще и к Западу в частности. Эта лояльность заключается в том, что они успешно прикрываются Западом от любых внешних противников, будь это Ирак при Саддаме Хусейне, Иран или Советский союз в Афганистане. Не менее успешно исламизируют западные мусульманские общины, радикализируют их и делают все возможное для того, чтобы "этот Запад" взорвать изнутри. 11 сентября, как следствие деятельности той же Саудовской Аравии и других "заливных" монархий показывает, какова степень лояльности арабского мира, исламского мира в целом к Западу – война цивилизаций. Может быть, в скрытой, партизанско-диверсионной форме, но, тем не менее, это война цивилизаций. В точности по Хантингтону и ведущаяся по инициативе исламистов, на сегодняшний день, против всего неисламского мира. И она не предопределяет лояльности к чему и кому бы то ни было, кроме самого себя. Неслучайно логика прихода к власти "Братьев-мусульман" – это лозунг "Коран – это решение". Вот к Корану исламисты лояльны, все остальное – сказки братьев Гримм.