НАТО не прошла фантомный тест боеготовности
Фантомный тест боеготовности
Уничтожение сирийской ПВО турецкого «Фантома» должно было бы стать для НАТО, если она на самом деле планирует вторжение в Сирию, настоящим подарком судьбы. Во-первых, это позволяло альянсу объявить себя жертвой и благодаря этому обойти Совбез ООН, почти легально начав войну в соответствии с 5-й статьей Североатлантического договора. Во-вторых, это гарантированно обеспечивало самое активное участие в войне Турции, без которого вторжение в Сирию невозможно в принципе.
Собственно, можно было ожидать, что Турция, имеющая вторую после США по силам армию в НАТО, отреагирует сама. Особенно учитывая, что Сирия повела себя в данной ситуации излишне жестко. Да, их зенитчики, по данным РЛС, прекрасно понимали, что цель – боевой самолет. Но он был один. И шел не к столице и не какому-то важнейшему стратегическому объекту, а просто к побережью страны. Или даже не к побережью, а параллельно ему. И находился над морем. В такой ситуации принято поднимать истребители и идентифицировать цель. Сирийцы же сразу «срубили» цель зенитной ракетой, даже не пытаясь ее опознать. В мирное время так не принято, а для Сирии сейчас время мирное. Да, в стране идет гражданская война, но не война с внешним противником. Причем Сирия признала, что самолет сбила она. Более того, сейчас уже нет сомнений, что оба пилота «Фантома» погибли, что еще более облегчает Турции возможность не ограничивать себя в ответных мерах.
Однако все произошло именно так, как и следовало ожидать, если руководствоваться фактами, а не вышеупомянутой теорией. Турция, громко поругавшись на Сирию, побежала жаловаться в НАТО. А «империалистические агрессоры» заявили, что они полностью поддерживают Анкару, но исключительно морально. Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен особо подчеркнул, что возможность задействования 5-й статьи даже не обсуждалась. Для усиления трагикомедийного эффекта Анкара заявила, что теперь пойдет жаловаться в Совбез ООН, видимо, России и Китаю, которых можно было так замечательно обойти именно с помощью НАТО. Чтобы стало уже совсем весело, турки, продолжая громко и яростно ругаться, пообещали сирийцам отключить электричество и разорвать несколько торговых соглашений – оказывается, это еще не было сделано.
Дамаск усвоил уроки истории
Если обратиться к недавней истории, то можно отметить, что концепция агрессивной сущности и гигантской мощи НАТО очень сильно завораживает всех противников альянса и лишает воли к сопротивлению. В 1990 году Североатлантический альянс, конечно, был в разы сильнее, чем сейчас, и в военном, и в психологическом плане. Когда развертывание западной группировки на территории Саудовской Аравии только началось, было уже понятно, что это не для устрашения (хотя бы потому, что это слишком дорого), а для войны. Тем не менее массированное наступление иракских Вооруженных сил в тот момент еще было бы крайне сложно отразить. Однако Саддам Хусейн, как и подавляющее большинство диктаторов-агрессоров, был глуп и труслив. Никак не помешав полноценному развертыванию группировки ВС США и их союзников и лишь завороженно наблюдая за данным процессом, а затем проявив абсолютную пассивность в ходе войны, он естественным образом обрек себя на сокрушительное поражение.
В конце прошлого века аналогичным образом повел себя Слободан Милошевич. Он был уверен, что купил себе благосклонность НАТО Дейтонскими соглашениями и сдачей Сербской Краины. И даже не озаботился хотя бы укреплением ПВО. За что логично получил натовскую агрессию в 1999 году. Милошевич капитулировал именно в тот момент, когда операция НАТО, по сути, зашла в тупик, поскольку не достигла поставленных целей. Единственным выходом для НАТО в июне 1999 года было начало наземной операции в условиях, когда сербские сухопутные войска, в отличие от иракских, практически не понесли потерь и не утратили боевого духа. Но сербский президент натовцев спас, сдавшись именно в этот момент. Более того, еще во время воздушной кампании НАТО Милошевич мог начать активные боевые действия против территории Албании и даже попытаться нанести авиационные удары по военно-воздушным базам НАТО в Италии. Это дало бы чрезвычайно значительный военный и, главное, психологический эффект, противник оказался бы перед угрозой получить неприемлемый для себя ущерб. Однако Милошевич не использовал этот удобный для него шанс. Ну, и Каддафи в последние годы своей жизни очень активно расстилался перед Западом. И тоже получил свое.
Похоже, Асад решил стать исключением. Возможно, в Дамаске нашлись адекватные люди, способные взглянуть на НАТО реально и достойно оценить убожество ливийской кампании НАТО.
Нет ни малейших сомнений, что «Фантом» сирийцы завалили намеренно. Именно этим объясняется жесткость стиля, в котором это было сделано, а затем честное признание в содеянном. Здесь следует подчеркнуть, что какая-либо самодеятельность командира зенитно-ракетного полка или бригады (тем более – дивизиона) абсолютно исключена, приказ об уничтожении самолета был отдан из Дамаска. Это был четкий посыл: «Вы еще не начали нас бомбить, а мы вас уже сбиваем. Если рискнете напасть – будет гораздо хуже». И ведь сработало! В Анкаре, Брюсселе и Вашингтоне все поняли абсолютно правильно. И дали абсолютно адекватный ответ.
Советское оружие еще не заржавело
В связи с этим несколько слов о сирийской системе ПВО. Она включает 48 ПУ ЗРС С-200, более 300 С-75, 150 С-125, 160 «Куб». В войсковой ПВО – около 100 ЗРК «Стрела-1», «Стрела-10» и «Оса», более 4 тыс. ПЗРК «Стрела-2» и «Игла», более 1,2 тыс. ЗСУ и зенитных орудий. Кроме того, в последнее время в России были приобретены новейший ЗРК «Бук-М2» (не менее 18 ПУ) и 36 ЗРПК «Панцирь-С1».
Чем именно был сбит «Фантом» – пока неясно. Появившиеся в зарубежной части Интернета предположения, что это сделала «С-300 с российским персоналом», абсурдны просто потому, что этой ЗРС у Сирии нет. Заявление турецкого оппозиционного депутата о том, что «Фантом» сбит российским БПК «Адмирал Чабаненко», настолько глупо (хотя бы потому, что данный корабль находится в Североморске), что стыдно за его автора. Не из чего не следует и то, что турецкий самолет был сбит ЗРПК «Панцирь-С1», хотя об этом писали у нас многие. Этот новейший комплекс прикрывает лишь важнейшие объекты, при этом имеет дальность стрельбы ракетами всего 20 км. Сложно предположить, что ЗРПК стоял на берегу в районе Латакии и ждал, не залетит ли в его зону поражения «Фантом». Пожалуй, еще более нереально, что двухмаховый самолет сбила зенитная артиллерия. Гораздо правдоподобнее, что успеха добилась старая С-75, для которой F-4 всех модификаций является «постоянным клиентом» еще со времен Вьетнама.
С 24 июля 1965 года, когда С-75 впервые была применена в бою, причем именно по F-4, она записала на свой счет не одну сотню американских, израильских и иранских «Фантомов». Возможно, теперь добавился турецкий. И если даже старые сирийские ЗРК вполне боеспособны, то потери в случае воздушной операции будут весьма значительными, а затраты – просто колоссальными. Ни для США, ни тем более для Европы это совершенно неприемлемо, а Турция не будет воевать в одиночку.
Теперь становится абсолютно ясно, что НАТО, в том числе США и Турция, к войне против Сирии не готова. А без ее поддержки не будут воевать и арабские монархии. Они боятся потерь ничуть не меньше, чем европейцы. Поэтому Сирию будут брать измором, надеясь на распад политического режима и, главное, армии. К сожалению, это не исключено, армия очень сильно измотана – морально и физически. Тем не менее, история с «Фантомом» показала, что и режим, и его армия пока вполне дееспособны.
Александр Храмчихин, заместитель директора Института политического и военного анализа
Источник: "Независимое военное обозрение"