"Деньги должны идти на предотвращение ЧС, а не на посмертные компенсации"
После страшнейшего наводнения, обрушившегося в минувшие выходные на Кубань и унесшего жизни более 170 человек, губернатор Александр Ткачев, уволил глав Крымского района и города Крымска. Между тем, положение самого губернатора вновь зашаталось – "Ткачева надо было еще после Кущевки в отставку отправить!", - говорят в Госдуме и обещают поднять этот вопрос на ближайшем заседании. Сам губернатор в порыве эмоций на встрече с пострадавшими не выдержал, сказав про систему оповещения: "Что нужно было каждого обойти?". "Нужно!", - сказала толпа.
О том, за сколько и как нужно оповещать население при таких ЧП и был ли на самом деле технический сброс воды, в интервью Накануне.RU рассказал заместитель директора по научной работе в Институте водных проблем РАН, доктор физико-математических наук Александр Гельфан.
Вопрос: Что Вы считаете причиной затопления Крымска – природный фактор или человеческий просчет?
Александр Гельфан: Почти четыре дня шел гигантский ливень, и за несколько часов, по тем данным, что я видел, выпало почти 300 мм осадков, что, конечно, огромный дождь даже для субтропиков. Ясно, что этот дождь, выпавший на увлажненную почву, создал паводок. Отмечу, что паводок может быть и не такой чудовищной интенсивности, но и немалый на всех притоках Адагума. Паводки прошли везде, но гигантская волна в 5-7 метров сформировалась в той зоне, которая была подвержена наиболее интенсивным осадкам. Такая волна действительно может сформироваться при такой интенсивности осадков, как 200-300 мм за несколько часов. Наблюдается катастрофически быстрый подъем уровня воды и возможна высокая волна. Это редкое, но опасное явление, которое, подчеркну, не является чем-то необычным для этих районов.
Другой вопрос, почему прохождение такого гигантского паводка вызвало такие чудовищные последствия? Почему те оборонительные сооружения, которые призваны защищать от паводка, не сработали? Почему не сработали системы по оповещению населения? Почему не сработали планы по эвакуации населения – это вопросы, которые требуют ответов, и не мне на них отвечать.
Вопрос: То есть такие внезапные волны и скоростные наводнения не редкость?
Александр Гельфан: У гидрологов есть специальный термин, который обозначает такие внезапные, быстроразвивающиеся масштабные явления – "Flash flap". "Flash flap" – это некое событие в горах, паводки, которые действительно могут очень быстро развиваться. Они действительно "вспыхивают" в течение первых часов, их действительно очень тяжело прогнозировать. Но все же те населенные пункты, которые подвержены опасным явлениям, должны быть защищены, а население должно быть оповещено. В такой ситуации лучше потратить некую сумму на эвакуацию, но паводок пройдет, чем не делать и считать, что все обойдется.
(кликните для увеличения картинки)
Очень хорошо, что наше государство не оставляет людей. Я вчера слышал, по приказу президента, семьям погибших будут выделять 1,5 млн. руб. Но может, вот эти миллиарды должны были вложить на повышение эффективности тех мероприятий, которые необходимы в этом районе, чтобы смягчить последствия таких вот явлений.
Паводки случаются почти каждый год в разных точках мира. Случаясь в экономически развитых странах, таких, как Германия или Чехия, они приводят к грандиозному ущербу, но при этом человеческих жертв почти нет. Речь идет о единицах погибших.
Ничего невероятного в том, что выпал такой сильный дождь и привел к такому масштабному паводку, с точки зрения гидрологов нет. Но последствия такого масштаба совершенно недопустимы для страны, которая считает себя цивилизованной.
Вопрос: Как Вы относитесь к мнению, что был произведен аварийный сброс из Неберджаевского водохранилища?
Александр Гельфан: Я не готов комментировать версию каких-то аварийных сбросов из Неберджаевского водохранилища. Насколько я себе представляю, оно было спроектировано так, что паводочная емкость этого водохранилища невелика. Это уже вопрос к проектировщику. Но я еще раз повторяю, что придерживаюсь "природной" версии наводнения. Ничего невероятного в том, что выпал такой сильный дождь и привел к такому масштабному паводку, с точки зрения гидрологов нет.
Расположение водохранилищ вокруг Крымска (кликните для увеличения)
Очень важно отметить то, что технические сооружения у нас находятся в неприемлемом состоянии. По официальным данным Ростехнадзора, у нас почти 50% гидротехнических сооружений находятся в неуважительном или опасном состоянии. Почти половина гидротехнических сооружений, которые призваны защищать население от развития таких вот катастроф, находится в плохом состоянии. Это абсолютно недопустимая ситуация.
Вопрос: Чисто технически сброс воды был возможен?
Александр Гельфан: Конечно, чисто технически, можно сбросить огромные массы воды, но по той информации, которой я обладаю, те сооружения, что есть на плотине водохранилища, не приспособлены для сброса такого количества воды. Да и не было необходимости в этом. Не было угрозы разрушения дамбы. Я не готов на 100% утверждать, что это так, но по моим данным, поселки, расположенные непосредственно под Неберджаевским водохранилищем, оказались совершенно не затронуты этим паводком. Паводок сформировался не в том бассейне, а ниже. Понимаете, если бы это был сброс из водохранилища, он бы затронул все населенные пункты, которые находятся ниже него. Соответственно, если населенные пункты действительно не задеты, то это исключает версию о сбросах.
Вопрос: За какое время можно было бы предупредить жителей о надвигающейся угрозе?
Александр Гельфан: У нас, как вы знаете, метеорологические прогнозы до суток работают вполне неплохо, вероятность того, что будет очень сильный дождь – предсказывается, и об этом могло быть известно за двое суток. По моим представлениям, еще за много часов до развития этого паводка могла пойти информация от Гидрометслужбы о том, что возможно выпадение крупных осадков в этом регионе, и должно было поступить предупреждение об опасности. Я не знаю, было ли оно. Наверное, было, но почему местные власти проигнорировали его или с опозданием на него прореагировали – это уже не ко мне вопрос.
Вопрос: В чем, по-Вашему мнению, основная причина столь большого количества жертв?
Александр Гельфан: Основная причина гибели людей в том, что не сработали те мероприятия, которые абсолютно необходимы в тех регионах, где могут произойти такого рода природные явления. Первое – это защитные сооружения – либо их было недостаточно, либо их вообще не было. Не сработали меры по предупреждению и заблаговременному оповещению населения, не сработали меры по эвакуации граждан.
Вот помните, в Новом Орлеане прошел ураган "Катрина"? Это же миллионы людей были эвакуированы за несколько суток! Когда в Калифорнии недавно были пожары – там 120 тысяч за два часа эвакуировали. За два часа! Я не знаю, сколько в Крымске населения, но, подозреваю, что много меньше.
В тех районах, где опасность есть, где, уж строго говоря, вообще нельзя жить – у поймы реки, которая разливается из года в год – должны работать все системы безопасности жителей. А так получается, что в 2002 году паводок унес жизни более 100 человек, но с тех пор ничего не изменилось, никто не вынес из этого урок.
Нынешний паводок унес жизни уже почти 200 человек. И, это конечно, прекрасно, когда деньгами поддерживают семьи погибших, но лучше бы эти деньги изначально шли на предотвращение таких чрезвычайных ситуаций и человеческих смертей.