Гейдар Джемаль: Начало войны с Ираном означает войну с Китаем и Россией в перспективе
Международные посредники на днях получили от властей Ирана очередной документ со списком условий, на которых они готовы продолжить переговоры о судьбе своей ядерной программы. Основой соглашения, по мнению Тегерана, может быть только полная отмена всех введенных санкций. Между тем, начальник генштаба вооруженных сил Исламской республики Иран Сейед Хасан Фирузабади заявил, что власти страны перекроют для судоходства Ормузский пролив только в крайнем случае. Таким случаем является серьезная опасность для страны и ее граждан. "У нас существуют планы по перекрытию Ормузского пролива, - сообщил высокопоставленный военный Ирана. - У военных должен быть план действий в любой ситуации. Однако Иран намерен действовать рационально и не перекроет коридор, через который проходит 40% мировых энергоресурсов, до тех пор, пока не столкнется с очень серьезной опасностью".
После введения санкций против Ирана, которые вступили в силу 1 июля, эксперты заговорили о том, что режиму Ахмадинеджада ничего не остается, кроме того, как "задохнуться" в экономических санкциях или самому дать повод к агрессии против себя. Косвенно точку зрения о том, что Иран фактически загнан в угол, подтвердили и некоторые шаги Ирана, которые он сделал на прошлой неделе. Так, командующий авиацией элитного Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Ирана Амир Али Хаджи-заде заявил, что его силы в состоянии уничтожить все американские базы в регионе, которых он насчитал 35, вслед за этим снова всплыла и история с сорванными поставками российских С-300 в Иран: от российского Рособоронэкспорта требуют вернуть 4 млрд за несостоявшуюся сделку.
Однако, глава Исламского комитета России, известный философ и политолог Гейдар Джемаль уверен, что ситуация, напротив, играет на Иран. По его словам, Обама лишь делает вид, что собирается начать операцию против режима Ахмадинеджада, но при этом понимает, что начало войны с Ираном означает войну с Китаем и Россией в перспективе.
Вопрос: Гейдар Джахидович, согласны ли Вы с мнением, что Иран в результате политики санкций оказался загнан в угол, и это только вопрос времени, когда он создаст повод для более или менее оправданной агрессии со стороны НАТО, либо экономически "задохнется"?
Гейдар Джемаль: Иран не сделает никакой ошибки и никакой глупости. Иран ответит только в ответ на действия против себя. Иран обязательно криминализирует те силы, которые будут действовать против него, и эти силы обязательно окажутся на стороне плохих парней. Это будет абсолютно внятно. Нападение на Иран будет абсолютно точным неспровоцированным, нападение будет в условиях 100% уверенности, что у Ирана нет ядерного оружия, при этом широкая западная общественность может узнать об этом, как в случае с Саддамом, когда все закончится. Но в отличие от Саддама, у Ирана найдется большое количество союзников и сторонников. Ответом Ирана станут серьезные потери, которые эта страна нанесет Израилю и США, при этом весь остальной мир будет поддерживать этот ответ.
Вопрос: Война с Ираном уже неизбежна?
Гейдар Джемаль: По большому счету, неизбежна. В ближайшие дни, недели и даже месяцы, мы должны понимать, что Обама руководствуется своей повесткой дня, а его повестка дня - не раскачивать лодку до переизбрания. Не забывайте, что большинство экспертов, которые комментируют эту ситуацию, завязаны на Израиль, который страстно желает развернуть этот конфликт в горячую стадию, прикрывшись США. Но Обама имеет другую повестку дня, которая абсолютно не совпадает с израильской.
Вопрос: Сейчас многие аналитики согласны с тем, что Обама "сдает" Израиль. Но в чем логика, если Обама сдает Израиль, зачем тогда ему Иран?
Гейдар Джемаль: Он делает вид, потому что он еще не расплевался окончательно с внутренним произраильским лобби и не может многие вещи делать открыто. Помните, как он Медведеву сказал, что после переизбрания у него будет больше маневра. Да, это было по поводу ПРО, а не про Иран, но почему эти слова не распространить на всю его политику? Обама не может продемонстрировать публично свое нежелание связываться с Ираном, потому что его интересы – подавить вызовы, которые представляют собой Китай и Россия. Поэтому его цель сейчас – развести как тандем Китай и Россию, затем создать силы, которые бы взяли Китай в окружение и создали бы нестабильность на западе Китая, напротив Синцзяна. Видите, в результате ловкой интриге Узбекистан вытащили из ОДКБ - это шаг к демонтажу самого Каримова, ведь он имеет мощную оппозицию себе как внутреннюю, так и внешнюю, и ранее ее сдерживала Москва, но теперь она потеряла эту возможность. Уход Каримова без сомнения дестабилизирует Центральную Азию и это будет эффективным давлением на Россию и Китай, впрочем, на Иран тоже. Но Китай и Россия им гораздо интереснее, чем работа с Ираном и Сирией, присутствие которых в повестке американской внешней политики – продукт работы кабинета неоконов, эта повестка продолжает быть актуальной только по инерции: оперативные планы, резидентурные сети, наработки разведок и бюджеты, которые были сверстаны в десятилетие Буша, так просто не растворяются в пространстве политики. Но Обама активно меняет эту повестку. Поэтому сейчас, к примеру, с точки зрения Белого Дома Обамы, Саудовская Аравия рискует больше, чем тот же Тегеран.
Вопрос: Тогда зачем вся эта история вокруг Тегерана, тем более что вы только что сказали, что Обаме не нужен будет Тегеран после его переизбрания?
Гейдар Джемаль: Война неизбежна по той причине, что Обама - это не президент США, а чиновник мирового правительства, международной корпоративной бюрократии. Об этом сказал, кстати, Рон Пол, выступавший в конгрессе, по его словам, главная проблема США сегодня в том, что конгресс и национальные институты власти ничего не значат и не решают, все решают ЕС, НАТО, ООН, а Обама – их исполнительный директор на месте. В чем интерес этой корпоративной бюрократии? В том, чтобы ликвидировать особо опасные национальные суверенитеты, которые мешают международным бюрократическим структурам, которые делают национальные территории непрозрачными. К их числу относятся Сирия, Иран, Индия, Бразилия, но главную опасность представляют собой Китай и Россия.
Сирия и Иран - второстепенные вопросы, но если сейчас начать их бить по-настоящему, то это будет сигналом России и Китаю, что возможностей договориться с мировым правительством, мировым истеблишментом нет, и нет возможности избежать войны. Ситуация аналогична той, когда Гитлер напал на Польшу, после того как все простили ему Чехию, но после Польши поняли, что дальше идти некуда и дальше надо объявлять войну. Так же и сейчас: если США, Европа и Израиль развязывают войну против Ирана, то Россию и Китай толкнут в вынужденный тандем противостояния с Западом.
Парадокс нынешней ситуации в том, что крупные цели для политики США сейчас являются более приоритетными, чем второстепенные, потому что крупные цели нельзя спугивать. Поэтому Обама делает вид, что занимается Ираном, но про себя имеет в виду Россию и Китай, в первую очередь, конечно, Китай.
Главная задача - вбить кол между Китаем и Россией, и это уже делается. Заметьте, "Газпром" накануне влез в Южно-китайское море и заключил соглашение с Вьетнамом. В этом смысле "Газпром" влез на задний двор Китая, играя тем самым на повестке США, вызвав жесткую озабоченность и раздражение Пекина в адрес Москвы.
Вопрос: Если будет вторжение, по какому сценарию это будет, какую цель будет преследовать Запад в Иране? Уничтожение ядерной программы? Полное уничтожение страны, как в случае с Ираном?
Гейдар Джемаль: Их цели далеки от пафосных заявлений наших экспертов о развале, о каменном веке, и т.д. Их цель - уничтожение режима. Ядерная программа их тоже мало интересует. Я уверен, что разведка США в курсе, что в Иране не существует атомной бомбы. Главная цель - свержение режима, основания для этого сугубо идеологические, поскольку концептуально режим в Иране не ложится в существующую систему мировой бюрократии.
Вопрос: Хотят прекратить экспорт исламской революции в регионы?
Гейдар Джемаль: Вы много видели примеров экспорта этой революции в регионы?
Вопрос: Пожалуй, нет, шиитский ислам гораздо менее распространен, чем суннитский, однако, не будете же Вы отрицать, что в заявлениях лидеров Ирана такие призывы звучат?
Гейдар Джемаль: Мало ли на чем они настаивают. Америка, например, настаивает на экспорте прав человека в мир, при этом она самое полицейское государство. В старом СССР, полюбовавшись на американцев, поскребли бы в затылке: обыски без хозяина жилища, заключение без адвоката, ликвидация граждан США по подозрению в терроризме, для которого достаточно мнения президента США, но про права человека говорится, конечно, громко и назойливо, будто это не политика, а "Евровидение" какое-то. Кто что говорит – на это надо наплевать и забыть. Главное, что политическая система в Иране контролируется теократией, которая имеет идеологическую повестку дня, принципиально расходящуюся с повесткой дня тех, кто формирует клубный союз на Западе. Эти клубы, которые управляют большой политикой, и Иран не могут долго существовать на одной площадке, на одном земном шаре.
Ядерные объекты Ирана (кликните для увеличения)
Вопрос: Накануне командующий авиацией элитного Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Ирана Амир Али Хаджи-заде заявил, что Иран легко уничтожит 35 военных баз США, которые находятся в пределах досягаемости иранских баллистических ракет, якобы все, которые есть в регионе. Кроме того, Иран обратился с иском в международный Третейский суд Женевы за невыполнение оружейных контрактов Россией по поставкам С-300. Как Вы это прокомментируете?
Гейдар Джемаль: Повторяю, Иран не загнан в угол, потому что его поддерживает тот же Китай. Эти С-300 у него давно есть. В открытую прессу просачивалась информация, что по китайской лицензии иранский оборонпром уже сам производит альтернативный вариант С-300, у них также есть достаточно неожиданные элементы обороны, как мощные противокорабельные ракеты сверхзвуковые с поражением целей на удалении до 500 км от берега. Получается, они могут не только минировать, но и перекрыть Ормузский пролив ракетами. Требование 4 млрд - вежливое напоминание, что сейчас можно было бы ракеты и поставить, мол, никогда не помешают. Но на самом деле у них есть эти технологии и у них есть эти ракеты, которые, не забывайте, существуют и в Белоруссии, которая плевать хотела на санкции и, кроме того, активно сотрудничает с Китаем. У Китая, не забывайте, есть свои интересные технологии, в частности, баллистические ракеты, заточенные на уничтожение авианосцев, они несут мощный неядерный заряд, способный "вырубить" авианосец сразу. Они тоже могли попасть в Иран. Кроме того, у Ирана есть возможность вести радиоэлектронную борьбу, если помните, недавно они посадили продвинутый американский дрон.
Вопрос: По-Вашему, это не пустые угрозы?
Гейдар Джемаль: Без сомнения, ракеты "Шихад-3" достают до всех американских баз в регионе. Фазированные решетки РЛС позволяют перекрыть воздушное пространство подобно "Аваксам", поэтому невозможно будет производить никем не зафиксированные пуски "Томагавков". Опять же Израилю, чтобы нанести удар, придется наносить удар без аэродромов "подскока", через несколько враждебных границ, теряя внезапность. Любую израильскую группировку встретит группировка Ирана. Условия нападения на Иран крайне невыгодны, их могут себе позволить только США, но США этого не хотят.
Вопрос: Если не хотят, то, может, и не начнут?
Гейдар Джемаль: Да, эксперты торопят, они хотят, чтобы это скорее началось, но этот тренд, который создается антииранским лобби, эта волна мало что значит на фоне реальной политики, которая делается в Овальном кабинете.
Вопрос: И история о том, что западное сообщество реально опасается, что Иран создаст ядерное оружие и это серьезно изменит расстановку сил в регионе, а оружие массового поражение станет общедоступным, по-Вашему, тоже излишне раздута?
Гейдар Джемаль: Они не опасаются ничего. Как я уже сказал, мир управляется идеологическими корпорациями, а вся эта туфта про нефть, газ и прочее - это то, что засело в голове у россиян, про то, что есть базис и надстройка, поэтому все, что придумывается на постсоветском пространстве, имеет явно вторичный характер. В действительности, мир управляется противостоящими друг другу идеологическими корпорациями, в частности, мировая бюрократия не может допустить, чтобы существовали национальные суверенитеты, опирающиеся на электоральную базу, которая непрозрачна для политической воли надгосударственных структур. Возьмите любой договор, соглашение, хоть о выбросах газа Киотское, хоть о правах человека, вы заметите, что первым пунктом будет прописано преимущество этого соглашения над национальным законодательством. Прокуроры российские, когда приносят присягу, они клянутся соблюдать и международные соглашения. Существует противостояние между двумя легитимностями: международной бюрократии, доминирующей в мире с помощью таких соглашений, и национальной бюрократии, основанной на национальной законодательной процедуре. Это происходит на ваших глазах, когда снесли Каддафи, лидера национальной бюрократии, Мубарака. Вы должны знать, что и за Каддафи и за Мубарака выступала республиканская партия США, выступающие в штатах за национальный интерес, за национальный суверенитет почвенники, империалисты, а Обама - это лидер левого крыла демократов, представитель космополитического крыла демократов, которые в одной банде с Расмуссеном, Кофи Аннаном, Кэтрин Эштон. Митт Ромни и Рон Пол с одной стороны и Обама с другой - это несовместимые группировки.
Вопрос: Накануне иранский парламент принял к рассмотрению законопроект "О враждебных действиях некоторых антииранских сил", суть которого якобы заключается в перекрытии терминалов для танкеров, идущих из стран – участниц бойкота. Как, по-Вашему, насколько это адекватный ответ угрозам Запада?
Гейдар Джемаль: При действующей презумпции невиновности любой страны, когда объявляют ее априорным лжецом, не преследуя при этом ничего другого, кроме желания свергнуть режим, ответ можно ожидать любой, и он будет адекватен, особенно если это санкции, направленные на свержение режима страны. И Иран вправе ответить любыми мерами, в том числе, самому заблокировать Орзумский пролив.
Ситуация вокруг Ормузского пролива (кликните для увеличения)