04 Декабря 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBcN7p
Отделка от профессионалов: http://remont.youdo.com/repair/loggia/, рекомендуем!
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы


Политика За рубежом

"Асад ликвидирует мятежников за несколько месяцев, а потом сядет за стол переговоров"

Накануне Россия внесла свою резолюцию по Сирии в Совет безопасности ООН. Суть ее сводится к тому, чтобы продлить время полномочий международных наблюдателей еще на три месяца, в то время, как сроки, оговоренные ранее, завершаются 21 июля. В то же время, в процесс сирийского урегулирования входит все больше государств. Например, спецпосланник ООН Кофи Аннан провел переговоры с руководством Ирака, а также Ирана, который более года вообще был изолирован от участия в обсуждении проблемы. Теперь же Аннан говорит о том, что Тегеран способен повлиять на разрешение конфликта, при этом, напомним, многие эксперты считают Сирию последней страной, сдерживающей вооруженное нападение на Исламскую республику. О том, зачем Россия продляет пребывание наблюдателей в Сирии, о роли Ирана в сирийском конфликте и о том, почему сирийской оппозиции нужно свержение Башара Асада, Накануне.RU рассказал научный руководитель Института прикладного востоковедения и африканистики Саид Гафуров.

Вопрос: На следующей неделе истекает срок полномочий ооновских наблюдателей в Сирии. Что за это время произошло, что изменилось, на ваш взгляд?

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Саид Гафуров: На самом деле, там сработало общее правило: все, кто приезжает в Сирию с миссией наблюдения, они, как правило, настроены предвзято по отношению к правительству, но начиная объективно подходить к ситуации, понимают, что правота на стороне правительства, ну или, по крайней мере, она не на стороне мятежников, реально убивающих людей. При этом, они убивают людей, просто не согласных с ними по взглядам. Знаковые убийства знаменитых спортсменов, знаменитого боксера, председателя федерации футбола, сына руководителя оппозиционной партии Али Хайдара, который возглавляет сейчас министерство по примирению. Это человек заведомо связан с оппозицией, который десятилетиями возглавлял "Национальную сирийскую партию". Она десятилетиями существовала в подполье, действовала из Ливана и только недавно получила разрешение. Так вот лидера этой партии убили мятежники. И постепенно все наблюдатели становятся объективными, предвзятость, с которой ни приезжают, пропадает. И, как я понимаю, это один из самых важных итогов, который произошел с наблюдателями ООН.

До этого подобное произошло с комиссией Лиги арабских государств, а еще раньше – с группой самого Кофи Аннана. Все они приезжают требовать от сирийского правительства прекращения насилия, но как только они начинают разбираться, становятся сначала нейтральными, а потом занимают проправительственную позицию. На самом деле, еще одним очень важным моментом является то, что то, что они видят не соответствует картинке, которую показывает телевизор.

Вопрос: А что они видят на самом деле, когда приезжают в Сирию?

Саид Гафуров: Телевидение в погоне за рейтингами показывает взрывы, разрушение, насилие, но Сирия довольно большая страна и там идет нормальная жизнь. Дети ходят в школу, заводы работают, магазины торгуют, бывает, что выключается электричество, потому что подрывают ЛЭП, но оно часто вырубалось и в мирное время из-за дождей. Я был в Дамаске несколько месяцев назад: идешь по городу, там где-то асфальт кладут, где то строят мечеть, здания высотные, на каждом доме антенны спутниковые, люди там "Аль-Джазиру" смотрят. И наблюдатели тоже видят эту мирную картину и видят, как мятежники пытаются эту жизнь разрушить. И в этом смысле, любая миссия очень позитивной оказывается. Генерал Мухаммад ад-Даби, возглавлявший комиссию ЛАГ приехал туда очень антисирийски настроенным, а потом сказал, что комиссия не нашла ни единого случая убийства безоружных людей со стороны армии. Эта комиссия вообще состояла из врагов режима, а уехала она совсем с другим настроением. Это очень полезно для примирения.

Поэтому, главный итог, который бы я подвел – они получили реальное впечатление о происходящем и прекратили быть настроены против сирийского правительства. Это главный итог и это то, чего хотят сирийцы. Они говорят, отнеситесь к нам объективно, правительство говорит о том, что не нужно никаких предварительных условий для переговоров, они согласны на любые, а оппозиция говорит "нет" и предлагает определенные условия для начала национального диалога. Оппозиция заявляет, что ей не нравится президент Башар. Правительство отвечает, что за него большинство населения и предлагает провести свободные демократические выборы.

На самом деле, прошедшие парламентские выборы имели проблемы, в первую очередь, организационного характера. На мой взгляд, была неудачно придумана система голосования, когда ты должен не галочку ставить, а вписывать от руки имена, и это привело к многочисленным ошибкам, большому количеству испорченных бюллетеней, затруднению подсчета голосов, но, тем не менее, это были действительно свободные демократические выборы и люди, которые там были – там были.

Вопрос: Насколько я помню, оппозиция блокировала эти выборы, сколько людей тогда пришло, насколько свободными и легитимными они оказались?

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU Саид Гафуров: У них подсчет идет не так, как у нас, там считают от количества выданных удостоверений личности и их 51% – это примерно как у нас явка 70% по тому, как у нас считают, по спискам. Думаю, что следующие выборы будут идти уже по другому избирательному закону, но те, которые прошли достаточно адекватно представили желания участвующих. Интересная ситуация сложилась с оппозицией, которая бойкотировала выборы, не попала в парламент, а сейчас предлагает провести еще одни выборы. Правительство против этого не возражает, а возражает парламент, многие депутаты, которые попали туда, выиграли, вложив огромные деньги в кампанию, и сейчас будут пытаться их часть себе вернуть. Тут, конечно, возникнет конфликт, но, думаю, что если люди спокойно сядут и начнут обсуждать переходное правительство и все остальное, то со временем правительство может принять решение о самороспуске.

Вопрос: А по какому принципу в таком случае может сформироваться новое правительство?

Саид Гафуров: В сирийской политической системе важно то, и меня порадовало, что последнее сирийское правительство это соблюдает, что есть очень интересное правило. Они отказались от западной модели демократии, когда победитель получает все, а проигравший ничего. Пример: Альберт Гор и Джордж Буш на президентских выборах. При подсчете голосов Гор получает 49% и не получает ничего, а Буш получает чуть больше 50% и получает всю власть. Сирийцы отвергли такую систему и предложили свою – они считают, что любая политическая сила, которая появляется и приобретает определенное влияние, достойна того, чтобы ее пригласить в правительство и парламент, предлагают ей принять свою долю ответственности и принимать участие во власти. С одной стороны, ты будешь вести себя конструктивно, потому что будешь нести часть бремени власти, а с другой стороны, люди, которые тебя поддерживают, будут знать, к кому идти, чтобы решить те или иные проблемы.

И в последнее правительство вошло сразу два видных оппозиционера. Заместителем премьер-министра по экономике и министром по внутренней торговле стал Кадри Джамиль, бывший коммунист, который создал партию "Народный фронт" и Али Хайдар, бывший лидер националистической партии, которая 10 лет назад была просто запрещена, а участие в ней рассматривалось, как уголовное преступление – он сейчас поступил место министра по национальному примирению.

Вопрос: Кофи Аннан посетил на этой неделе Ирак и Иран и отметил, в частности, что Иран, который ранее исключали из этого процесса, может помочь разрешению конфликта. Каким образом он может повлиять на сирийский конфликт?

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Саид Гафуров: Смысл состоит в том, что нужно вовлечь в систему переговоров и Иран. Иран занимает очень интересную и очень важную позицию. Считается, что Сирия это страна с подчеркнуто светским режимом, Иран с подчеркнуто шиитско-исламским режимом и они между собой довольно плохо состыковываются, но, тем не менее, между ними действительно есть отношения стратегического партнерства. Иран им оказывает очень большую финансовую помощь, но есть и более глубинная причина.

Есть мнение, и я его разделяю, о том, почему Запад и страны Персидского залива развязали эту гражданскую войну и оказали такую поддержку оппозиции. Причина состоит в том, что было принято решение построить нефтепровод и газопровод, подписаны были соглашения о намерениях, это было более реально, чем тот же "Набукко", был уже определен подрядчик – наш "Стройтрансгаз". Эти нефтепровод и газопровод должны были вести из северного Ирака, из Мосула в сирийский порт Банияс. Фактически, это был бы кратчайший путь из Ирака в Средиземноморье и в Европу. Больше того, была достигнута договоренность, что до Мосула будет брошена ветка из Ирана, где существуют большие запасы углеводородов. В Иране считается, что газ и нефть делятся на две группы – на южную и северную и здесь, как раз, речь шла об очень простой доставке северных нефти и газа в Европу.

Вопрос: И волнения начались с целью разрушения этих планов?

Саид Гафуров: Было очень много людей несогласных с этими планами, особенно это касается больше газа, чем нефти. А в 2011 году было принято решение о том, что Европа требует диверсификацию поставщиков. И после этого началась интенсификация этих сил. Думаю, что Кофи Аннан обсуждал, в том числе и эту проблему, то есть, насколько можно считать, что события в Сирии, массовая финансовая и вооруженная поддержка повстанцев из-за рубежа, связана с проблемой нефти и газа. Это очень правильное решение, Тегеран должен быть вовлечен в решение этой проблемы, он очень большая страна с мощным потенциалом и с определенным влиянием на определенные силы в Сирии. Дело тут даже не в том, что он в целом влияет на Сирию, как стратегический партнер, сколько в том, что на определенные политические силы в стране он оказывает влияние, например на тех, кто связан с шиитским движением, с курдским движением. Понятно, что это бесит Америку и Западную Европу, тем не менее, очевидно, Кофи Аннан пытается нащупать решение проблемы в комплексе, то есть увязать решение сирийской проблемы с иранской ядерной и другими. В целом, очень возможно, что процесс пойдет, Кофи Аннан – это опытный человек.

Вопрос: Накануне российская сторона внесла проект резолюции по Сирии, где предлагается продлить срок полномочий международных наблюдателей еще на три месяца. Как за эти три месяца ситуация может измениться и сохраняется ли вероятность того, что конфликт будет разрешен политическими средствами?

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Саид Гафуров: Дело в том, что Башар аль-Асад, как лидер либерального крыла до последнего пытался избежать силового решения конфликта, но логика событий повернула действия по-другому. У мятежников сейчас нет мобилизационного ресурса, наемники там воюют просто потому, что местные не хотят воевать. Все прекрасно понимают, что идти воевать против своих – это плохо. А сирийская армия – срочная, там воюют восемнадцатилетние призванные мальчишки, у нее резерв неограничен. Поэтому, думаю, в течение короткого времени будет завершено военное решение конфликта, не с точки зрения спецслужб, а с точки зрения ликвидации очагов сопротивления, примерно аналогично тому, что было у нас в Чечне. Возможно останется определенный террор, будут прятаться по лесам, пока листики не опадут, но такие организованные очаги, думаю, будут подавлены. После этого правительство, настроенное на диалог, его и будет осуществлять. Правительство хочет реформ и народ хочет реформ и согласен, чтобы из проводил Башар. Проблема оппозиции, почему они настаивают на безоговорочном уходе Асада, состоит в том, что они понимают, что у них нет ни одного кандидата, который мог бы потенциально на самых демократических и самых свободных выборах побить Башара. Башар побеждает явно в первом туре, при этом оппозиция не сможет выставить одного кандидата. Поэтому для них критически важно, чтобы ушел Башар, потому что за этим человеком стоит большинство населения страны.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС