"Следственный комитет начал неплохо работать, но он не должен стать монстром"
На этой неделе активно обсуждается очередное потенциальное переформатирование силовых ведомств. С одной стороны речь идет о сокращении штатной численности Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, с другой в очередной раз появились кулуарные слухи об усилении Следственного комитета за счет ушедших из Госнаркоконтроля следователей, а также за счет профильных департаментов МВД. Впрочем и сам Бастрыкин и чиновники МВД отрицают наличие такой инициативы. Однако, эксперты Накануне.RU уверены, что инициатива есть, решение по ней давно принято, но есть масса "подводных камней", препятствующих ее реализации.
Идея организовать единый следственный орган появилась более пятидесяти лет назад и с тех пор ощутимо утратила актуальность, считает криминалист, доктор юридических наук, профессор Юрий Голик.
"Идея создания единого следственного комитета возникла примерно во второй половине 60-х годов прошлого столетия. Тогда это было понятно, разумно и логично, поскольку все висело на одном гвозде, который назывался "ЦК КПСС" и создание единого следственного комитета полностью вписывалось в эту схему управления. Потом, когда начался разгул демократии, когда количество правоохранительных органов у нас очень сильно увеличилось, создание единого следственного комитета может только навредить. Я не собираюсь приводить никакие примеры из дня сегодняшнего, но то, что рано или поздно это произойдет – это 100%-ная гарантия", – рассказал Накануне.RU профессор Голик.
О том, что идея не нова, говорит и гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин, однако, он связывает ее с личными амбициями главы СКР Александра Бастрыкина.
"Это старая идея, она довольно популярна и она является эхом сверхпроекта, который реализует Александр Бастрыкин – создание на основе Следственного комитета аналога ФБР, со всеми полномочиями и функционалом этой уважаемой службы. Поэтому не утихают разговоры о том, что вот-вот к следственному комитету будут присоединены соответствующие профильные управления ФСБ, МВД, возможно, других спецслужб и будет создан единый следственный орган, который, судя по всему, намерен возглавить Александр Бастрыкин", – рассказал Накануне.RU политолог.
Эта идея не только стара, но по ней уже принято соответствующее решение, которое не реализуется только в силу экономических трудностей, считает заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Геннадий Гудков.
Экономические препятствия – не основные в этом процессе, уверен Мухин. По его версии, в процессе реорганизации СКР существует много подводных камней, которые тормозят процесс уже много лет. Гораздо более существенной преградой оказывается мощное лобби правоохранительных структур.
"На пути к реализации этого проекта очень много подводных камней, главный из которых – это ведомственный лоббизм. И МВД и ФСБ всегда очень эффективно нейтрализовывали подобного рода попытки отобрать у них следственные органы, мотивируя это тем, что на период передачи, даже если такая вероятность будет рассматриваться, уровень национальной безопасности снизится ниже плинтуса. Это обусловлено тем, что на перепрофилирование подобного рода деятельности необходим, как минимум год", – считает Алексей Мухин.
По мнению Юрия Голика, в нынешних условиях подобная реформа нецелесообразна, напротив, следовало бы максимально разграничивать полномочия следственных подразделений различных ведомств, чтобы каждый из них мог осуществлять свои функции.
"Потребность в реорганизации существует всегда, но что касается этой реорганизации, то тут я считаю, что такой потребности нет. Наоборот, я думаю, что в нынешних условиях необходима дисперсия следствия по тем органам, которые у нас сейчас появились. Преступление против государства пусть ведет ФСБ, таможенные преступления – таможенный комитет, преступления, связанные с наркотиками ведет Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков и т.д.", – поясняет криминолог.
Помимо этого, он предлагает организовать дополнительную следственную группу, которая бы занималась расследованием преступлений, совершенных представителями следственных органов различных ведомств.
"Бывает, что сами следователи, работники прокуратуры, других правоохранительных органов создают ситуацию, при которой они сами совершают преступление, просто совершают преступление без осознания ситуации – кто-то должен вести и эти дела. Поручать их самим этим органам неразумно, поэтому подробного рода следственная группа должна быть создана обязательно. И я думаю, наиболее оптимальный вариант – если она будет создана при Министерстве юстиции", – размышляет юрист.
С тем, что излишнее укрупнение Следственного комитета принесет больше трудностей, чем позитивного эффекта, соглашается и депутат Госдумы Геннадий Гудков.
"Вопрос в том, что Следственный комитет и сами следователи выпадают из системы контроля. Когда говорят, что в прокуратуре должно появиться подразделение, расследующее преступления следователей, то это не от хорошей жизни, а от того, что Следственный комитет имеет сегодня особый статус, не прописанный в конституции. Некий государственный орган, а что за государственный орган? Орган власти исполнительной, еще какой-то. На самом деле, очень много проблем сейчас со Следственным комитетом в юридическом смысле", – перечисляет Гудков.
Не приветствует подобные перспективы реформирования Мухин, который считает его прямой угрозой национальной безопасности.
"С точки зрения централизации, возможно нарушение некоторых коррупционных связей, которые были сформированы в этой среде, это целесообразно. Но если рассматривать это с точки зрения уровня национальной безопасности, то это крайне опасная инициатива. Судить будущее мы не можем, мы не знаем, что из этого получится, но вполне вероятно, что единый Следственный комитет станет еще более закрытой и коррупционной структурой", – подчеркивает политолог.
Впрочем, Гудков считает, что перспективы у этого объединения в ближайшие годы довольно туманные и в силу некоторых причин оно не состоится.
"Просто механически слепить – это будет неправильно, а всерьез укреплять следственную службу – для этого нужны серьезные вливания. Мне кажется, что пока это не пройдет. Слишком много реформ в правоохранительной системе, ее и так лихорадит", – надеется зампред комитета по безопасности.
Нелестно политик отзывается и о СК в его нынешнем виде. Напомним, что Следственный комитет – структура относительно новая, и в нынешнем виде существует с начала 2011 года. Тогда он был преобразован из Следственного комитета при прокуратуре, в качестве которого функционировал с 2007 года.
"Я бы не сказал, что СК стал очень эффективной структурой. Я знаю, что там сейчас очень много профессиональных кадров по разным причинам покинули службу, очень много молодых, неопытных следователей, и я бы не сказал, что у нас в следствии что-то сильно изменилось. Показывает практика, что, к сожалению, присутствует избирательность в следствии, что характерно и для всех остальных правоохранительных органов и непрофессионализм – отсутствие в достаточном количестве профессиональных кадров. Да и чего греха таить, ангажированность определенная", – критикует депутат.
Чтобы не быть голословным, Гудков напомнил в качестве примеров события, связанные с Кущевской и делом против депутата Госдумы Владимира Бессонова.
"На протяжении нескольких лет следствие продемонстрировало абсолютную невменяемость, причем не только МВД, но и бывшего тогда при прокуратуре Следственного комитета (в отношении событий в станице Кущевской Краснодарского края, – прим. Накануне.RU). Там закрывались все эти дела. В отношении Бессонова – было проведено все просто с грубейшими нарушениями закона, просто с фантастическими, запредельными нарушениями, и с этим еще идут в Думу. Это вообще ни в какие ворота не лезет. В течение 10 дней должно быть принято решение, они затягивают на три месяца, то пишут одно, то другое – ну что это за следствие, нужно оно нам такое", – напоминает Гудков.
В то же время, подобные методы работы характерны и для других следственных органов, сетует депутат.
"В общем, мы болеем одними и теми же болезнями, и от перемены слагаемых сумма пока не очень сильно меняется, давайте вот так откровенно скажем. Поэтому все упирается не в количество ведомств и названия, а в качество власти, а власть сегодня озабочена совершенно другими вещами, и пример Крымска это показывает", – резюмирует Геннадий Гудков.
Впрочем, остальные собеседники не склонны оценивать деятельность СКР столь же негативно, отмечая, что в последнее время становится меньше конфликтов и критики в адрес этого ведомства.
"Деятельность Следственного комитета, судя по снижению критики со стороны ее главного идеологического противника, генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки, все-таки, более или менее налаживается", – считает Мухин.
Юрий Голик соглашается с таким подходом, но предостерегает, что укрупнение комитета может сыграть в негативную сторону.
"Если исходить из того, что там происходит, структура достаточно эффективная, но это не значит, что она должна превратиться в монстра", – подводит итог профессор Голик.