"У Общественного ТВ нет концепции, это лишь реакция на демонстрации"
Президент Владимир Путин назначил сегодня гендиректора Общественного телевидения. Им стал Анатолий Лысенко, известный журналист советской школы. Кроме того, утвержден список членов совета по Общественному телевидению. В него включены 25 человек. Как считает эксперт Накануне.RU, декан Высшей школы телевидения МГУ Виталий Третьяков, пока у Общественного телевидения нет концепции, хотя ею могло быть стать отражение жизни регионов и крупных социальных групп. Пока же все внимание федеральных каналов сосредоточено на Москве, а регионы попадают в сюжеты только в том случае, когда там происходят катастрофы.
Анатолий Лысенко назначен генеральным директором Общественного телевидения, сообщили Накануне.RU в пресс-службе Кремля.
Именно он руководил популярной программой "Взгляд" перестроечного периода. С 1990 по 1996 год возглавлял в ранге генерального директора Всероссийскую государственную телевизионную и радиовещательную компаниею. С1996 по 2000 год — председатель комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации правительства Москвы. Государственный советник I класса в отставке. С 18 октября 2003 по 7 августа 2004 года вёл "Программу передач на вчера" на Первом канале производства Авторского телевидения.
Лысенко после нового назначения уже заявил, что не против взять на ОТВ Алексея Навального, при этом отметил, что финансирование проекта может быть только государственное.
Также утвержден совет по ОТВ. Всего в него вошли 25 человек: военный обозреватель Виктор Баранец, ведущий Святослав Бэлза, директор Музея изобразительных искусств из Карелии Наталья Вавилова, писатель Агриппина Донцова, ведущий Тимур Кизяков, протоиерей, первый заместитель председателя учебного комитета РПЦ Максим Козлов, главный редактор журнала "Фома" Владимир Легойда, ректор Университета кинематографии Владимир Малышев, писатель, телеведущий Сергей Минаев, ректор Российского исламского института в Казани Рафик Мухаметшин, худрук Государственного музыкального театра национального искусства Владимир Назаров, гимнаст Алексей Немов, социолог Александр Ослон, главред газеты "Завтра" Александр Проханов, доктор Леонид Рошаль, бывший председатель Госдумы Геннадий Селезнев, заведующий кафедрой МГИМО Юрий Симонов (Вяземский), тележурналист Владимир Соловьев, вице-президент организации "Российская ассоциация героев" Александр Солуянов, художественный руководитель МХТ им. Чехова Олег Табаков, бывший президент Татарстана Минтимер Шаймиев, глава "Мосфильма" Карен Шахназаров, президент детской организации "Лига юных журналистов" Александр Школьник, главный редактор портала "Религия и СМИ" Александр Щипков.
Ранее был предложен список из 25 кандидатур, и планировалось, что в совет отберут 19 человек. Однако в итоге все кандидатуры были утверждены.
Решения по Общественному ТВ в интервью Накануне.RU комментирует Виталий Третьяков.
Вопрос: Как Вы считаете, назначение Анатолия Лысенко – решение компромиссное? Знаковое? По этому назначению можно судить, каким будет Общественное телевидение в России?
Виталий Третьяков: Компромиссное оно или нет – я оставлю этот вопрос за скобками. Что касается знаковости, то тут сомнения в профессионализме быть не может, бесспорно. Что такое Общественное телевидение, по-разному понимают разные люди. Когда Анатолия Лысенко просили прокомментировать версии о его возможном назначении, то он уклонялся от ответа на этот вопрос, по крайней мере, я не припомню, чтобы он развернуто объяснял, каким он видит схему функционирования Общественного ТВ в России.
Вопрос: Например, он говорит, что финансирование должно быть государственным. В законе прописано, что это будут кредиты государства.
Виталий Третьяков: Я могу сказать применительно к наблюдательному совету: мне совсем неясно, как, по какому принципу был сформирован этот достаточно случайный набор фигур, известных, менее известных. Я не вижу концепции в его конкретном составе. Этот состав должен что-то отражать, какой-то подход, структуру общества. Я не понял, что это за концепция. Что касается финансирования, то тут очевидно, что на ближайшие годы рассматривать иной вариант, кроме как финансирование из госбюджета, просто смешно. Опосредованное финансирование через создание фонда – что в лоб, что по лбу, так или иначе, это государственные деньги. Этого нечего стесняться, я бы напрямую здесь действовал. Ожидать, что какие-то богачи что-то скинут на Общественное телевидение не стоит, да и аудитория сама не будет платить за канал.
Вопрос: То есть, по документам, решениям и указам Общественное телевидение появилось, а концептуально – нет?
Виталий Третьяков: Мне концепция неизвестна, и я не помню, чтобы Анатолий Лысенко высказывался, каким бы он видел Общественное телевидение.
Вопрос: Что касается совета по Общественному телевидению, то есть мнение, что это просто в той или иной степени лояльные люди.
Виталий Третьяков: Смешно было бы, если бы подбирались только не лояльные, по признаку участия в демонстрациях с лозунгами "Долой Путина!" Относительно лояльности и нелояльности много неясного. Создавать антиправительственное, антивластное телевидение – это просто смешно. Поскольку деньги бюджетные, то участие власти неизбежно. Дело не в лояльности или нелояльности. Поддержка или, напротив, несогласие с теми или иными решениями власти может проявляться в различных пропорциях. Не это меня смущает, а то, что я не понимаю саму концепцию. Чтобы быть правильно понятным, я предлагал, чтобы туда вошли представители всех российских территорий. Не субъектов федерации, а крупных географических территорий, отличающихся друг от друга каким-то важными параметрами, например, центр России, но не только же Москва, юг России должен быть, Урал, Восточная Сибирь, Западная Сибирь, Дальний Восток. Этот принцип формирования понятный, логика здесь есть. Канал должен представлять общественные интересы.
Вопрос: Как в свое время особое внимание на телевидении уделялось человеку труда?
Виталий Третьяков: Да, ведь есть претензия, что неправильно показывают жизнь страны, в основном все внимание сосредоточено на Москве, а регионы показывают, когда что-то случается. Будет катастрофа – показывают, не будет – не показывают. Социальные группы жалуются, что, действительно, мало показывают рабочих. Должны быть представлены крупные слои населения, сельские жители, например, чтобы они могли иметь право голоса. А здесь – на все случаи жизни и, следовательно, ни о чем.
Вопрос: Говорят, что разучились у нас показывать то, о чем Вы говорите. Тех же людей труда, селян надо представить так, чтобы заинтересовать аудиторию.
Виталий Третьяков: Нет, не разучились. Нужна концепция, где это будет заложено как обязательный элемент.
Вопрос: В таком случае, в нынешнем виде Общественное телевидение зачем власти? У Вас есть ответ на этот вопрос?
Виталий Третьяков: В данном случае власть не понимает, зачем ей это Общественное телевидение. Был некий запрос с демонстраций, лозунгов, криков. На него ответили, и, судя по совету, пока невнятно. Может быть, Лысенко даст более внятный ответ. Кроме реакции на демонстрации, пока непонятно, зачем это нужно власти.