"Ваххабитам нужно не просто дать по зубам, а вычислить и уничтожить. Как фашистов в 45-ом"
Сегодня утром произошло покушение на муфтия Татарстана Илдуса Файзова, чью машину взорвали в Казани, и убийство его заместителя Валиуллы Якупова. Это первый случай нападения сразу на двух представителей мусульманского духовенства за пределами Кавказа. Эксперты единодушны в выводах - прослеживается ваххабитский след. Именно об усилении активной деятельности ваххабитов в свое время полпреда в Приволжье предупреждал муфтий Пермского края Мухаммедгали Хузин, но местные власти, по его словам, заняли страусиную политику. Кому она выгодна и какие регионы России наиболее уязвимы в плане распространения ваххабизма Мухаммедгали Хузин рассказал в интервью Накануне.RU.
Вопрос: Как бы вы охарактеризовали покушение на муфтия Татарстана? В чем причина этого нападения?
Мухаммедгали Хузин: Это акт терроризма. Муфтий Файзов и его заместитель были на переднем краю борьбы с терроризмом-ваххабизмом. Подполье, которое уже давно вышло на борьбу с традиционным исламом в открытой форме, диктует свои условия. В апреле они заставили муфтия отменить свое решение о смещении ваххабитского имама в главной мечети Татарстана Кул-Шариф, когда даже власти Татарстана дрогнули под угрозой ваххабитов, которые угрожали массовыми беспорядками в Татарстане. Была активная жизненная позиция Муфтия, который сумел за два года навести порядок в татарстанском Закамье - городах Альметьевске, Нижнекамске, Чистополе, Набережных Челнах, Елабуге, сместить идеологов и носителей ваххабитской идеологии. Поэтому ваххабиты используют свою визитную карточку в преддверие дней мусульманских праздников и наносят вот такие подлые удары.
Вопрос: То есть это 100% ваххабиты?
Мухаммедгали Хузин: Других версий просто быть не может, потому что как муфтий, так и покойный заместитель муфтия Якупов, занимались только религиозной деятельностью. Якупов был первым основателем в России мусульманского издательства, несколько миллионов трудов издано с его помощью. Мы с ним 20 лет общаемся, семь лет из них сотрудничали в издательском деле, издавали новопросветительскую литературу, развенчавшую идеологию заблуждения, ваххабизм, экстремизм и тому подобные вещи. Они оба активные пропагандисты традиционного отечественного ислама, и другой деятельностью, кроме как религиозной, никто из них не занимался.
Вопрос: Что следует делать, чтобы подобные нападения не повторились?
Мухаммедгали Хузин: Я думаю, что власти должны сгруппироваться с правоохранительными органами и нанести просто несокрушимый удар, то есть не просто дать по зубам, а вычислить и уничтожить террористов в республике. Да и в других регионах следовало бы уже давно проснуться и предпринять активные шаги. Я думаю, что с ваххабитской идеологией нужно бороться ровно также, как с фашисткой идеологией наши предки боролись в 1941-1945 гг.. Нужно попросту уничтожать их.
Вопрос: Как распространяется ваххабизм в нашей стране? Какие регионы наиболее уязвимы?
Мухаммедгали Хузин: Поволжье, безусловно, подвержено этому, а также регионы Урала. По мнению экспертов, в Татарстане только на учете состояло около 3 тысяч приверженцев ваххабитской идеологии. Мы все понимаем, что каждый человек вокруг себя может индуцировать еще около 150 человек, тогда можно получить определенную цифру. Большинство тюрем республики Татарстан уже заполнены представителями радикальных течений, но в последние месяцы Татарстан, особенно управление по делам религии в республике, шли на попятную. Они предпринимали какие-то соглашательские действия, и все это подстегнуло это бандитское подполье к активным действиям.
Мы поддерживаем сегодняшнее заявление господина Торшина, заместителя председателя Совета Федерации, который сказал о том, что это "дерзкий вызов, вызов ваххабитского подполья, который находится на территории Северного Кавказа, мусульманству России. Речь идет о попытке, если можно так сказать, окавказить территории России". Ведь было в 2011 году никем особенно не отмеченный документ-заявление лидера северо-кавказского подполья Доку Умарова, где он призывает боевиков переселяться в регионы России, в том числе и в Поволжье.
Буквально в апреле месяце на совещании у полпреда президента в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича обо все этом я информировал и говорил, что именно в Казани такая угроза есть, и численность группировки переселяющихся мигрантов в Казани все больше растет, и я как раз призвал к защите как самого муфтия, так и авторитета самого института муфтия республики Татарстан.
Я знаю, что федеральная власть предпринимала какие-то определенные шаги, но почему-то республиканская татарстанская власть, видимо, решила занять страусиную позицию и успокаивать тем, что у них "тишь да гладь, да Божья благодать". Вот она сегодня и завершилась.
Вопрос: Как избежать подобной ситуации, и что делать дальше?
Мухаммедгали Хузин: Не заигрывать с террористами, не заигрывать с радикалами и экстремистами. Их нужно только уничтожать, другого языка эти господа не понимают, к сожалению. Безусловно, нужны просветительские меры, безусловно, нужна активная пропаганда традиционного ислама.
В скором времени запускается новый телепроект "Авер-ТВ", который будет рассказывать о традиционном российском исламе во всех регионах России. Надо, чтобы было побольше таких просветительских вещей. В федеральной и региональной прессе тоже нужно размещать такие материалы. С другой стороны, я думаю, что и правоохранительные органы, и наше традиционное отечественное духовенство должны контактировать друг с другом, координировать свои действия, выявлять подпольные движения и сети, и работать на то, чтобы они не распространялись в регионах. Такое делают в Перми, например.
Вопрос: А не могут невиновные попасть "под косу"?
Мухаммедгали Хузин: Наверное, очень сложно обвинить меня в фашизме, да? Потому что я эту идеологию не разделяю и не распространяю. Но если ты с полуметровой бородой, короткими штанишками, ходишь, кричишь везде "Аллах Акбар!", то тебя могут, конечно, замести.
∓