Михельсон и Тимченко зашли в порт. Правда, триллион им не дали. Фоторепортаж
Сегодня на Ямале состоялась закладка первого камня крупнейшего в новой истории России морского порта Сабетта. Перед торжественной церемонией ВИП-делегаты (среди которых были представители нефтегазовой отрасли, губернаторы, федеральные чиновники) обсудили вопросы транспортной инфраструктуры Ямала на совещании с участием уральского полпреда Игоря Холманских в Салехарде. Порт Сабетта получил гораздо меньшую сумму из федеральной казны, чем та, что была на днях озвучена в СМИ, но у Михельсона все же есть повод для радости. Сложней дела у корпорации Белецкого, которая вновь акцентирует - без федеральных денег проект Северного широтного хода реализован быть не может. Подробности – в материале Накануне.RU.
О том, что премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о признании целесообразным строительства морского порта на Ямале в районе п.Сабетта, стало известно 18 июля.
И уже на конец недели был намечен прилет в Салехард полпреда Игоря Холманских и министра транспорта РФ Максима Соколова. Событие знаковое не только для региона, но и, без преувеличения, для всей России, ведь речь пойдет о крупнейшем в новой истории страны морском порте.
В аэропорту Салехарда полпреда Холманских (справа) встретил губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин
Объект будет предназначен для перевалки углеводородного сырья Южно-Тамбейского месторождения полуострова Ямал и поставок природного газа, нефти и газового конденсата морским транспортом в страны Западной Европы, Северной и Южной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Порт будет расположен в северо-восточной части полуострова Ямал, на западном берегу Обской губы, в 5 км к северо-востоку от вахтового поселка Сабетта и в 30 км к юго-востоку от поселка Тамбей (Ямало-Ненецкий автономный округ).
Порт Сабетта (кликните для увеличения)
Строительство порта тесно связано с реализацией проекта "Ямал СПГ", который реализует крупнейший независимый производитель газа в России, ОАО "НОВАТЭК" (основные акционеры - председатель правления компании Леонид Михельсон, глава Gunvor Геннадий Тимченко, считающийся "близким другом Путина", и "Газпром").
На фото - губернатор ХМАО Наталья Комарова и Леонид Михельсон
ОАО "Ямал СПГ" (контрольный пакет акций принадлежит ОАО "НОВАТЭК") владеет лицензией на геологическое изучение и добычу углеводородов на Южно-Тамбейском месторождении с запасами газа (категории С1+С2) 1,256 трлн куб. м. Планируется, что танкеры с углеводородами пойдут из порта уже в 2018 году.
На днях федеральные СМИ озвучили и сумму, которую выделит федеральное правительство на строительство порта. А именно 1 трлн руб. Однако подозревать минтранс в такой неслыханной щедрости было преждевременно.
Как рассказал сегодня в Салехарде заместитель министра транспорта России Виктор Олерский, федерация выделит на порт 47,3 млрд руб., а откуда взялась сумма в 1 трлн, он "не понимает". Еще 25 млрд на инфраструктурные объекты выделяет "НОВАТЭК" (компания Михельсона планирует реализовывать проект "Ямал СПГ" в сотрудничестве с иностранными компаниями, и какой будет пропорция, замминистра не уточнил), и в эту сумму не входит строительство самого завода СПГ.
На фото - глава Свердловской области Евгений Куйвашев (слева) и его тюменский коллега Владимир Якушев
По словам чиновника, строительство надо начинать в "пожарном порядке" – уже в августе. Вместе с тем, генеральный подрядчик масштабной стройки до сих пор не определен – конкурс попросту не состоялся.
"Компании дали те условия, которые не соответствуют условиям конкурса", – отметил он.
После совещания Михельсон торопился на закладку камня в п. Сабетта вместе с министром Соколовым
Как сказал замминистра, выходом из этой ситуации они видят распоряжение президента об единственном исполнителе: "Другого механизма мы не видим. Режим пожарный, надо начинать стройку, иначе потеряем навигацию", - сказал Олерский.
Обсуждался на совещании и еще один проект – строительство Северного широтного хода (СШХ), железной дороги, проходящей по маршруту ст. Обская-2 — Салехард — Надым — Коротчаево. Ее планируемая протяженность — 707 км. Появление этой дороги должно качественно повысить транспортную доступность на Ямале.
На совещании гендиректор "Корпорации развития" (бывшая корпорация "Урал промышленный – Урал Полярный") Александр Белецкий (на фото) сообщил, что финансирование этого проекта из федерального бюджета откладывалось на неопределенный срок, и до сих пор не возобновилось. Пока же корпорация попыталась сделать проект "выгодным" и привлечь кредиты. Известно, что 18 декабря 2011 года чешская компания OHL ZS, "дочка" испанской строительной группы Obrascon Huarte Lain SA (OHL Group) подписала контракт на строительство участка железной дороги в России на 1,95 млрд евро. Одним из механизмов обеспечения по кредитам станет передача "Ямальской железнодорожной компании" участка со стороны "РЖД".
Однако дальше без федеральных денег обойтись нельзя – "грузовладельцы должны иметь четкие планы",заявил Белецкий.
Большая часть совещания была закрытой для прессы, и по окончании встречи министр транспорта Максим Соколов был немногословен. "Сегодня перегрузили этот проект, увидели, что есть вопросы в части определенных рисков, формирования матрицы этих рисков Ямальским округом. В ближайший месяц проведем совещание в минтрансе, поставим вопрос перед правительством для выделения приоритетов в части проекта, прежде всего, выделения транспортной составляющей", – сказал он.
Полпред Игорь Холманских напомнил, что проект СШХ, по сути, был разработан еще в царской России, потом к нему возвращались в сталинские времена.
"В сталинские времена проект попытались разработать, нельзя сказать, что он был совсем провальный, до Лабытнанги все-таки железнодорожный путь был построен. Понятно, что те методы, которые в 40-е - начале 50-х годов прошлого столетия применялись, недопустимы, но, тем не менее, экономическая важность проекта неоспорима, и если говорить о том, как это реализовывать и чем это реализовывать, то не надо скромничать. Россия на сегодняшний момент экономически сильнее СССР прошлого века. Все это решаемо, технических проблем здесь нет. Просто нужно политическое решение государства", – сказал он.
Заместитель полпреда Александр Сидоров уточнил в беседе с Накануне.RU, что совещание в минтрансе РФ по СШХ намечено на 10 августа. От федерации хотят добиться участия в проекте, например, в виде выдачи госгарантий.
Александр Белецкий (на фото с модной сумкой справа) в беседе с журналистами тем временем отмечает: "Инновации – это, конечно, хорошо. Но надо понимать, что инфраструктура, особенно, в центре страны – это основа основ".
На фото - поселок Сабетта
А полпред Игорь Холманских, который не принял участия в закладке первого камня в поселке Сабетта из-за "плотного рабочего графика", как стало известно Накануне.RU, уже отчитался о первых двух месяцах своей работы перед Владимиром Путиным. По его словам, это произошло во время их уже очередной беседы в самолете, на этот раз по пути из Челябинской области в Москву в минувший вторник. "Я отчитался, как поездил по регионам, какие проблемы существуют. В принципе, на 90% видение проблем совпадает с тем, что видят губернаторы, особых противоречий не возникает", – рассказал Накануне.RU Игорь Холманских.
Смотреть все фото: