Российские машиностроители не ждут от ВТО "светлого будущего"
Президент России Владимир Путин подписал документы, согласно которым Российская Федерация становится членом Всемирной торговой организации (ВТО). Сторонники вступления от такого шага ждут повышения конкурентоспособности наших предприятий и роста авторитета государства. Однако у промышленников почему-то другое мнение, представители отраслей заявляют, что в большей степени потеряют, чем приобретут.
Как ранее сообщало Накануне.RU, о крупных потерях в экспорте черной металлургии Владимира Путина предупредил председатель совета Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) Владимир Лисин. По его мнению, вступление в ВТО приведет к сокращению экспорта продукции черной металлургии на 2,8 млн тонн. Это заявление Владимир Лисин сделал на совещании в Магнитогорске. "Мы можем потерять 2,5 млн тонн российского экспорта. Нам важно сохранить этот объем", - заявил Лисин. Он напомнил, что в соглашении с ВТО есть два ключевых момента для металлургов. Первый - произойдет автоматическая отмена соглашения с ЕС по поставкам стали на 20 млн тонн в год. Второе - будет пересмотрено соглашение с США о поставках горячего проката.
По его мнению, в группе риска находятся 22 млн тонн продукции черной металлургии. Кроме того, Владимир Лисин отмечает, что рынок не боится роста импорта стали. "А вот импорт готовой продукции - тут нас могут "подвинуть" производители из Казахстана и Украины", - поделился опасениями он.
По мнению эксперта, старшего аналитика ИФК "Метрополь" Сергея Фильченкова, складывается действительно сложная ситуация с экспортом, однако она некритична.
"Действительно, есть некоторые опасения относительно сокращения экспорта продукции черной металлургии после вступления России в ВТО, но, на наш взгляд, на текущий момент говорить о существенной угрозе преждевременно. НЛМК, например, обладает одними из самых низких в мире удельных денежных издержек производства тонны стали (чуть более 400 долларов США за тонну). Таким образом, мы считаем, что продукция наиболее эффективных российских металлургов (НЛМК, Северстали и других) после вступления в ВТО продолжит оставаться конкурентноспособной на мировом рынке", - заявил эксперт в разговоре с корреспондентом Накануне.RU.
По словам аналитика Сергея Фильченкова, опасения господина Лисина могут быть связаны не столько с самим вступлением в ВТО, сколько с общей текущей негативной глобальной ситуацией на мировом рынке и снижением мировых цен из-за замедления спроса на рынках Европы, Китая и других крупных потребителей стали, продолжающегося с конца 2011 года.
"С другой стороны, существует определенная угроза со стороны импорта стальной продукции по заниженным ценам, например, из стран СНГ и Китая, но, на наш взгляд, негативные последствия могут быть компенсированы усилением регулирования в рамках внутренних правил и механизмов ВТО", - отметил эксперт ИФК "Метрополь".
По мнению еще одного эксперта по металлургии - аналитика ФК "Уралсиб" Валентины Богомоловой, европейские рынки очень "слабые" по потреблению стали.
"По сравнению с американским, азиатским и даже нашим внутренним рынком, у них заметно слабее позиции. Все наши компании наблюдают снижения спроса в Европе и снижение экспорта по этому направлению. В самой Европе сейчас идет сокращение производства. Что там будет через какое-то время сложно сказать, потому что это будет зависеть от макроэкономических показателей. Но в тоже время, не стоит ожидать, что в Европе произойдет какой-то "бум" и появится серьезный спрос", - рассказала Накануне.RU Валентина Богомолова.
Она также отмечает, что в целом по ВТО для металлургов существует два противоположных эффекта. "Первый - упрощаются условия для экспорта российской продукции. При этом надо учитывать, что те квоты на экспорт, которые были установлены в Европе (для них это квоты на импорт), они в последние годы не убирались. Нельзя сказать, что наши руководители испытывают какие-то сложности. Второе - облегчится доступ на наш рынок для украинских и китайских производителей", - отмечает аналитик ФК "Уралсиб".
"Да, союз с ВТО отменит соглашение с ЕС и изменит договор с США, но эти соглашения предусматривают некоторое квотирование. Эти квоты по европейским оценкам на протяжении последних нескольких лет не выбирались полностью. Если он (Лисин) исходил из цифр, которые были заложены в эти соглашения как максимальные, то тогда такая оценка получается очень-очень "сверху", потому что реально по факту они поставляли гораздо меньше, чем было заложено в этих договорах. Эти соглашения отменяются, отменится квотирование, но тогда появятся новые возможности в рамках ВТО", - добавила Валентина Богомолова.
Со стороны российских машиностроителей также не наблюдается особого восторга от принятого решения о вступлении в ВТО.
В основном они сетуют на то, что это приведет к повышению цен на энергоресурсы, а это, в свою очередь, повысит себестоимость продукции.
"На Урале несколько предприятий занимаются выпуском электродвигателей. В частности, есть завод на севере Свердловской области - в Карпинске, есть завод в Каменск-Уральском, есть в Баранче. Если мы посмотрим, как эти заводы работают, в каких климатических условиях, и как работают заводы в Гуан-Чжоу на юге Китая, - это небо и земля. Нам полгода надо как минимум отапливать производственное помещение, чтобы иметь нормальные технологические условия. А там для этого ничего не нужно. И в условиях повышения цен на энергоносители, конечно, нам тяжело будет выдерживать такую конкуренцию", - рассказал Накануне.RU первый заместитель Свердловского регионального отделения "Союза машиностроителей России" Андрей Бухмастов.
С другой стороны, этот "минус" ВТО для гражданского машиностроения может стать "плюсом".
"Если же произойдет рост тарифов на энергоресурсы, то энегетики и газовики обещают направить эти деньги в инвестиции, на модернизацию энергетических мощностей. Если энергетики будут заниматься модернизацией своего оборудования, то значит, получит заказ Уральский турбинный завод, Свердловский завод трансформаторов, Нижнетуринский аппаратный завод. Кроме того, наши металлурги тоже активно радуются ВТО, объясняя, что для них будут снижены ввозные пошлины при экспорте продукции за рубеж. Значит, у них объемы не сократятся, они опять же будут заказывать у нас оборудование, для металлургических производств. Вроде мы без работы не должны остаться", - попытался найти преимущества от ВТО Андрей Бухмастов.
Но если гражданское машиностроение в будущем и получит какие-то бонусы, то производители сельскохозяйственных машин взамен не получат ничего. Как рассказал Накануне.RU президент ассоциации "Росагромаш" Константин Бабкин, вступление в ВТО повлияет на них сразу по трем направлениям.
"Во-первых, у нас уже наблюдается сокращение количества заказов на аграрный сектор. А это значит, что и дальше у нас будут все меньше покупать комбайнов. Во-вторых, из-за повышения цен на энергоресуры, у нас повысится себестоимость. И третьим ударом, который нас нанесет ВТО, станет открытие нашего рынка для иностранной техники. Зарубежные фирмы получат льготные условия, которые снизят долю российских производителей", - считает Константин Бабкин.
"Взамен сельхозмашиностроение не получит ничего. ВТО не снимет для нас барьеров для доступа на внешние рынки. Мы не получим никаких возможностей для развития", - добавил он.
Кроме того, первый заместитель Свердловского регионального отделения "Союза машиностроителей России" Андрей Бухмастов отмечает непрозрачность процедуры вступления в ВТО для российских машиностроителей. "Нам никто ничего не объясняет. Как все это для нас будет проходить?" - задается вопросом он.
По его словам, нужно также привести к унификации европейские и российские технические стандарты. "Наш закон о техрегулировании так нормально работать и не начал. Сейчас мы сталкиваемся с тем, что в одних случаях наши нормативные документы и техстандарты имеют нормы более жесткие, чем скажем международные, а в ряде случаев получается наоборот. Мы считаем, что должна произойти какая-то гармонизация", - заявил он.
Председатель Брянского регионального отделения "Союза машиностроителей России" Анатолий Задорожный раньше возглавлял один из крупнейших машиностроительных заводов России - Брянский МЗ. Исходя из своего богатого опыта общения с зарубежными фирмами, Анатолий Задорожный считает, что ни один европейский производитель не стремится поделиться с нами своими технологиями.
"Поверьте мне, ни у кого нет желания делиться с нами технологиями. Есть желание одно - до минимума снизить влияние наших предприятий, продукция которых поставляется российскими производителями. Заменить ее европейской продукцией, чтобы загрузить зарубежные мощности. Или, по крайней мере, оставить в России всю черновую работу: заготовку и металлургию, изготовление корпусов и кузовов для вагонов и локомотивов. А вот эти все наукоемкие технологии (электроника, высокопроизводительные машины и механизмы) - это все экспортировать из Европы", - рассказал он корреспонденту Накануне.RU.
По мнению машиностроителей, чтобы изменить ситуацию, необходимо срочно проводить мероприятия по повышению конкурентоспособности отечественных производителей.
"Сейчас мы не готовы конкурировать с зарубежными фирмами, - считает Александр Задорожный. - Наш персонал (производственный, инженерно-технический и управленческий) сегодня не готов работать по европейским меркам. Потому что это все нарабатывается из опыта. А этот опыт зависит от мощностей, которые у нас имеются".
Андрей Бухмастов поддерживает коллегу в этом вопросе: "Несомненно, возникает вопрос о быстром и серьезном повышении конкурентоспособности нашей продукции. Это конечно, и качество самой продукции, и ресурсоемкость нашего производства (и в части энергосбережения, материалосбережения, ограниченности трудовых ресурсов и их квалификации), в этой части нам нужно работать очень интенсивно".
Однако для того, чтобы повысить конкурентоспособность потребуется много времени.
"Для того, чтобы модернизировать российскую машиностроительную экономику, не полгода нужно. Потому что вся "крупнина", ее уровень технологии находится на уровне 20-25 летней давности. Я не вижу блестящего будущего, которое обещают после вступления в ВТО. Да, это подстегнет, но на начальном периоде и переходном периоде, пока мы этого не сделаем, мы все больше будем становиться сырьевым придатком Европы", - считает председатель Брянского регионального отделения "Союза машиностроителей России" Анатолий Задорожный.
Единственная отрасль машиностроения, которая на себе меньше всего ощутит негатив от вступления в ВТО - это оборонная промышленность. Так считает генеральный директор союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области Владимир Щелоков.
"Машиностроительная продукция многих предприятий ОПК Свердловской области в настоящее время представлена на мировом рынке. Инновационная, наукоемкая продукция, например ОАО "ПО "УОМЗ", ЗАО "Уралчерметавтоматика", реализуется на конкурентных рынках Европы и Китая, т.к. по многим техническим характеристикам не уступает ведущим мировым производителям. Есть основания полагать, что вступление России в ВТО не изменит эту ситуацию в худшую сторону", - сообщил свою позицию Накануне.RU Владимир Щелоков.
По его словам, возможные проблемы в связи с ВТО можно ожидать от смежников, количество которых в производстве высокотехнологичной продукции достигает нескольких сотен, а доля кооперации с ОПК в его валовом продукте занимает не основной объем. "В этой связи важность исполнения или принятия таких обязательств не несет первостепенного значения. К возможным плюсам можно отнести имеющийся спрос на инновации растущей промышленностью многих стран, научный, инженерный, производственный потенциал оборонщиков не утратил возможности генерировать идеи", - заявил он.