Бюджет переводят на кормление "трубы ВТО"
После знакового заседания Госсовета, который был посвящен "выполнению предвыборных обещаний" и на котором регионам дали недвусмысленный сигнал выживать самим, появились и первые подтверждения этим сигналам. В документе минфина "Основные направления бюджетной политики на 2013-2015 годы" продекларировано уменьшение расходов федерального бюджета на здравоохранение, образование и частичное переложение этих статей на "плечи" регионов. Но не только это. "Собака порылась" в прогнозном сокращении доходов. А именно: в ближайшие три года федеральный бюджет будет терять сотни миллиардов рублей за счет изменения ставок пошлин в рамках присоединения к ВТО. Как ввозных, так и вывозных. Регионам впору сказать "спасибо" федеральному центру. Подробности - в материале Накануне.RU.
Документ минфина РФ "Основные направления бюджетной политики на 2013-2015 годы" стал логичным продолжением тезисов заседания Госсовета, который на прошлой неделе проводил Владимир Путин. Внимание к документу было приковано, прежде всего, из-за обнаруженного кардинального сокращения расходов федерального бюджета на социальную сферу. В отличие от предшествующей пятилетки, когда российские власти отдавали предпочтение поддержанию "стабильности", а потому преимущественно финансировали социальную сферу, новым приоритетом избрана государственная безопасность, отмечали аналитики.
В 2013 году на образование в России будет выделено на 2,8% меньше, чем в 2012, а в 2014 - на 8,9% меньше, чем в 2013. Расходы на здравоохранение снизятся в 2013 году на 8,7%, в 2015 - сразу на 17,8%. Представители оппозиции уже успели послать "большой привет съезду учителей, доктору Рошалю, всему объединенному народному фронту и прочей ботве, не нужной президенту и "Единой России" до следующих федеральных выборов".
Но это лишь одна сторона медали. Действительно, всего с 2012 по 2015 годы расходы федерального бюджета на здравоохранение снижаются с 554,7 до 383,3 млрд руб. (-30,9%). Однако при этом предполагается, что регионы увеличат расходы на медицину 812,3 млрд до 1 131,3 млрд руб. (+39,2%). Финансирование образования федеральный центр сократит с 614,8 до 573 млрд руб. (-6,8%). Надежда на регионы: увеличение финансирования с 1 трлн 838,6 млрд до 2 трлн 583,5 млрд руб. (+40,5%).
Наряду с этим, минфин предлагает увеличить расходы на оборону: с 1,9 до 2,3 трлн руб. В несколько меньшей степени, но увеличение финансирования ждет и правоохранительные службы: расходы на их содержание возрастут с 1,8 до 2 трлн.
"Наибольший вес в общем объеме расходов федерального бюджета имеют бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств в сферах национальной безопасности и обеспечения обороноспособности, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации, а также социальной политики с учетом мер по обеспечению сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации", - говорится в документе минфина. Объяснение того, откуда регионы должны взять деньги на "социалку", у минфина весьма расплывчатое.
Также ведомство приводит прогнозы "изменения доходной базы федерального бюджета в связи с предложениями по изменению законодательства РФ". Изменения разбиты на пять пунктов, два из которых касаются последствий вступления России в ВТО. И что же мы видим? Снижение средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (в 2013 году с 9,33% до 7,24%, в 2014 году с 9,15% до 6,65%, c 2015 года с 9,15% до 5,94%) образует в 2013 году "дыру" в бюджете в 187,8 млрд, в 2014 – в 256,8 млрд, в 2015 – в 365,9 млрд.
Возможно, мы могли бы выиграть за счет вывоза продукции? Не тут-то было. Последствия не столь катастрофические, но тоже весьма ощутимые. На 21,8 млрд руб. бюджет сократится за счет изменения ставок вывозных пошлин в 2013 году, на 33,5 млрд в 2014 году и на 47,3 млрд в 2015.
Зададимся вопросом: может быть, другие указанные минфином изменения (касающиеся ставок специфических акцизов или пресловутой индексации ставок НДПИ на газ) смогут как-то покрыть эти потери? Увы, это не так. Вкупе все пять пунктов изменений выбьют из бюджета 190,3 млрд в 2013 году, 186,4 млрд в 2014 году и 100 млрд в 2015. То есть, значительный ущерб приходится именно на обязательства, которые мы возьмем в рамках вступления в ВТО. О положительных изменениях, которые нам сулит вступление в организацию, в документе не сказано.
Можно было бы предположить, что для бюджета эти затраты на почетное членство в столь авторитетной организации не такие уж большие. В конце концов, сколько денег уходит на олимпийскую стройку или другие проекты – сметы растут "как на дрожжах", и порой складывается ощущение, что деньги в правительстве никто особо не считает. Однако на поверку эти затраты соизмеримы и с увеличением расходов на оборонку, и с объемом бюджетного дефицита. В 2013 году он будет равен 1 трлн руб. (12,3 трлн доходов федерального бюджета против 13,3 млрд расходов), в 2014 – 500 млрд (13,6 против 14,1 трлн), в 2015 – 100 млрд (15,2 против 15,3). И это только по прогнозам очередного предкризисного периода, уверенности в том, что они оправдаются, нет никакой (а по многим оценкам экспертов, да и самого правительства, которое внесло в Госдуму "антикризисные законопроекты", новый кризис не за горами).
Ситуацию в беседе с Накануне.RU комментирует экономист Андрей Паршев:
- Собственно, именно эти цифры (изменения, касающиеся вступления в ВТО, - прим. Накануне.RU) как раз и были той причиной энергичных протестов против вступления в организацию в последние годы. Это и есть первая волна негативных последствий от вступления в ВТО. Всем было понятно, что поскольку снижаются поступления в бюджет, то расходы бюджета по необходимости также будут сокращаться. Министр экономического развития Белоусов озвучил еще чуть более масштабные цифры, ведь, кроме пошлин, еще накладываются другие издержки. Само правительство очень неопределенно, но заявляло, что есть некие надежды на то, что результаты будут не только негативные, что они рассчитывают на рост налогооблагаемой базы. Но данные цифры учитывают нынешний объем товарооборорта, они рассчитывают на его рост, который заранее предсказать нельзя. Не только наше правительство, но и президент США Барак Обама высказывал надежды на то, что со вступлением РФ в ВТО вырастет американский экспорт в Россию, то есть, на то, что это даст определенное количество новых рабочих мест (в США, - прим. Накануне.RU) и бонусы американской экономике. Но здесь есть одно уточнение – для того, чтобы вырос импорт в нашу страну, нужно, чтобы вырос в валютном выражении также и экспорт, а этого мы не видим. Вполне возможно, что наши сырьевые экспортеры, поскольку попадают в более льготный режим, несколько расширят экспорт, но вряд ли это произойдет за счет роста производства, скорее - за счет внутреннего потребления.
Это только последствия первого уровня, а там еще есть следующий уровень. В условиях ВТО обострится конкуренция, и часть наших производителей окажется в ней несостоятельной, и реальное производство продолжит снижаться. Таким образом, мы видим, что большая часть потерь бюджета связана со вступлением в ВТО, а не с какими-то другими факторами.
Что касается переложения "социалки" на плечи регионов, то эту ситуацию можно рассматривать с двух сторон. Достаточно давно ходила идея о том, чтобы поменьше налогов брать централизованно, избежать прохождения налогов через центр. К этому добавляется и некоторая бюджетная экономия. Следует напомнить, что наш "рублевый" бюджет формируется за счет, все-таки, внутренних источников, налога на добавленную стоимость и так далее, хотя мы, конечно, очень сильно зависим от экспорта углеводородов, но это "валютная" составляющая бюджета.