Сергей Носов: Страшно выиграть!
Вице-губернатор Свердловской области Сергей Носов поучаствовал в праймериз и понял, что на выборах в Нижнем Тагиле будет "страшно выиграть". Временно замещающий главу региона Носов рассказал в интервью корреспонденту Накануне.RU во время визита в Севастополь, почему для Урала страшно ВТО и почему спасителен порт на Ямале, почему региону нужны долгосрочные проекты, а не пробежки на короткие дистанции, поделился своим мнением о приватизации УВЗ и о многом другом.
Вопрос: Сергей Константинович, Вы поучаствовали в праймериз "ЕР" в Нижнем Тагиле, уверенно там победили. Что понравилось, а что не очень? Было ли это вообще полезно для Вас?
Сергей Носов: Эта процедура новая для партии. На мой взгляд, это совершенно правильный подход, и я думаю, что эта процедура будет совершенствоваться. Выступающим выделяли по шесть минут. Правильно – не правильно, но должен сказать, что для меня это была не борьба между Ивановым, Петровым и Сидоровым, а, в первую очередь, были интересные выступления, когда люди говорили о проблемах. Осветить все проблемы за шесть минут невозможно, но, допустим, человек понимает один вопрос и к этому вопросу или этой проблеме надо прислушиваться. В этом праймериз хорош, в этом его надо улучшать. Это интересно и важно, и "ЕР" – единственная партия, которая начала это делать.
Вопрос: Но при этом конкурентов на праймериз у Вас фактически не было. Вы сказали, что не воспринимали праймериз как борьбу. Но для Вас конкуренция была сколько-нибудь важным фактором?
Сергей Носов: Понимаете, для меня важно было не наличие конкурентов, а то, что люди говорят. Много сняли (кандидатур, – прим. Накануне.RU). Наверное, тут дело в том, что им нечего было сказать. Тем, кто остался – им было что сказать, они хотели быть услышанными и их услышали. А кому нечего было сказать – они снялись.
Вопрос: А вообще предвыборный штаб, который будет работать с избирателями, сформирован? Появлялась информация, что его возглавил Маслов.
Сергей Носов: Так как я выдвигаюсь от "Единой России", то она будет принимать в этом самое активное участие. Штаб мне понятен – это и Кушнарев, НТМК, и Рощупкин, УВЗ, это и другие люди. У "ЕР" есть определенный оргресурс, и я думаю, что он будет реализован. Я иду от партии, и поэтому оргресурс партии, конечно, будет использован.
Вопрос: Вы вернулись в регион недавно, и уже замещаете Евгения Куйвашева, ушедшего в отпуск. Вы вообще чувствуете себя членом так называемой "команды Куйвашева"?
Сергей Носов: Вы знаете, Евгений Владимирович – удивительный человек... Он располагает к общению и взаимодействию. Что интересно, он организует людей из разных команд, и слово "команда" из слова превращается в реальные вещи через действия конкретных людей.
Вопрос: Но есть мнение, что эти действия на короткие дистанции рассчитаны.
Сергей Носов: Что такое короткие, что такое длинные? Чем хороша эта поездка (в Севастополь на день ВМФ, – прим. Накануне.RU)? Я пообщался с губернаторами, с губернатором Ямало-Ненецкого округа Дмитрием Николаевичем (Кобылкиным, – прим. Накануне.RU). Понимаете, у них же программа долгосрочная. Есть программа сиюминутная, а есть долгосрочная – во славу России и для России. Ямал сегодня такими программами занимается, занимается для всего Урала. Даже порт, который они собираются строить (Сабетта, – прим. Накануне.RU), - это спасение всего Урала.
Вопрос: Да и для страны в целом это очень важно.
Сергей Носов: Да, и что такое Урал для России – опорный край державы. У Урала нет порта, это выбивает его из конкурентной ситуации. Для металлургов же мечта – иметь свой порт! Это же не ехать на Дальний Восток или в Новороссийск, куда проехать невозможно. Поэтому долгосрочные программы делаются во славу России.
Вопрос: Но есть ли они у Свердловской области? ЧМ-2018 и ЭКСПО-2020 в расчет не берем, эти проекты, конечно, важные, но это все-таки больше проекты для города, нежели для области в целом или, тем более, макрорегиона.
Сергей Носов: Свердловская область всегда имела точки развития, и надо спокойно к этому относиться и делить. Есть промышленность, есть социалка, есть еще какие-то вещи. Вот Вы говорите… Посмотрите, что делает Козицын. Он вкладывает деньги в Урал. Я был поражен. Владислав Тетюхин, ВСМПО-Ависма, он же деньги, которые получает за акции предприятия, все вкладывает в больницу. Святой человек в этом плане. И перспективы в этом плане Урала возрастают, что бы ни говорили. Конечно, Тюмень, Ямал – нефть и газ, но Урал – промышленная область.
Вопрос: Вы уже раньше отмечали, что вступление в ВТО не будет иметь серьезных отрицательных позиций для предприятий Нижнего Тагила. Но вот и Владимир Лисин на недавнем совещании с Путиным в Магнитогорске высказал опасения по этому поводу. По его мнению, вступление в ВТО приведет к сокращению экспорта продукции черной металлургии на 2,8 млн тонн. Он напомнил также, что в соглашении с ВТО есть два ключевых момента для металлургов. Первый - произойдет автоматическая отмена соглашения с ЕС по поставкам стали на 20 млн тонн в год. Второе - будет пересмотрено соглашение с США о поставках горячего проката.
Сергей Носов: Металлурги с Западом давно работают. ВТО для металлургов – плюс, ВТО открывает дверь, куда мы давно ломились. Лисин правильно говорит. Еще в СССР НЛМК был наиболее конкурентоспособным.
Вопрос: Как самый "молодой" комбинат…
Сергей Носов: Да, это была "витрина" черной металлургии СССР. Я думаю, что ему ВТО не страшно. ВТО страшно знаете кому?
Вопрос: Раскройте секрет.
Сергей Носов: Нам, Уралу. Мы находимся в середине Евразии, я в свое время по наивности, наверное, с американцами (обсуждал, – прим. Накануне.RU): если есть цена на западном побережье, почему с восточного не везти туда металл? Посмотрели – глупость. Все дело в транспортной составляющей. Как везти с Урала на Находку, чтобы продавать металл на экспорт? Ну чушь полная! Если будет порт на Ямале, то это будет спасение всего Урала. Наша продукция, если о металлургии говорить, то она экспортная, к сожалению, она не ориентирована на машиностроение. Мы не производим ни холодильники, ни телевизоры, ни видео-, аудиомагнитофоны, условно говоря. А тот стан, который запущен в Магнитке, прежде всего, на это направлен. Транспортная составляющая будет убивать нашу промышленность, спасение – в собственном порте. Пока туда пойдет только газ, но туда надо ломиться всем! Проблема сегодня с завозом, в том числе. Надо просчитать, мы договорились с Кобылкиным просчитать некоторые вещи.
Вопрос: Какие именно?
Сергей Носов: Договорились проработать вопрос, потому что промышленная составляющая, помимо газа, должна быть.
Вопрос: Каково Ваше отношение к приватизации УВЗ? Правительство уже объявило о планах сокращения своего пакета до 75% плюс одна акция в 2012-2013 годах. Правда, Сиенко сказал, что это произойдет не раньше 2014 года.
Сергей Носов: Приватизация – вещь хорошая. Здесь начинает рисковать частный собственник, поскольку сегодня производителей вагонов очень много. Думаю, что это бизнес, который будет соревноваться в издержках. Рост на дефиците закончился. И приватизация (хотя я, честно говоря, условий не знаю) будет стимулировать работу с издержками.
Вопрос: Сиенко говорит, что перед приватизацией нужно будет разделить вагоносборочное и танковое производства.
Сергей Носов: Есть разные подходы, например, американский. "Боинг" – частная компания, у них такой уклад экономики и взаимоотношений. Если мы говорим про частную составляющую в танках, то какая там частная составляющая? Только госзаказ. Нам принципиально важно как стране не похоронить это производство. Здесь государство играло и играет большую роль.
На фото - с заместителем уральского полпреда Андреем Колядиным
Вопрос: Еще один вопрос в заключение. Наверняка у Вас будет какая-то предвыборная программа с конкретными пунктами, которые Вы пообещаете выполнить? Когда она появится?
Сергей Носов: Слушайте, мне слово "программа" не нравится.
Вопрос: А с чем пойдете на выборы-то? Что людям покажете?
Сергей Носов: Сегодня программа у каждого есть. Надо побывать в Нижнем Тагиле, поездить не по презентабельным маршрутам. Сегодня ситуация такая – страшно выиграть. Потому что объем ответственности падает такой, что мама дорогая…