20 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBiTJE
Рекомендуем: http://perevozki.youdo.com/perm/musor/tag/metallolom/ - смотреть здесь.
Смотрите здесь - http://perevozki.youdo.com/garbage/car/gazel/: смотреть варианты >>
Смотрите: http://perevozki.youdo.com/evacuation/, смотрите ссылку.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

"Военную базу в Приднестровье было бы неплохо заиметь, но Москва это обсуждать не будет"

Власти непризнанной республики Приднестровье могут попросить российское руководство разместить на своей территории военную базу. Причиной такой инициативы стала обеспокоенность чиновников левобережья Днестра в связи с несложившимся импичментом румынскому президенту Траяну Бэсеску, который может с новыми силами инициировать процесс присоединения Молдавии к Румынии. Учитывая, что Румыния является страной-членом НАТО, а на ее территории расположены базы НАТО, российский военный объект помог бы Приднестровью сдержать "румынскую угрозу". О том, почему Россия не будет говорить о своих базах на данной территории, о том с какими трудностями столкнулось новое приднестровское руководство и как приднестровье может разрушить "голубую мечту румын", Накануне.RU рассказал бывший руководитель российской делегации в комиссии по урегулированию приднестровского конфликта, руководитель отдела Молдовы и Приднестровья Института стран СНГ Геннадий Коненко.

Вопрос: На днях в СМИ появилась информация о том, что Приднестровье предлагает России разместить на своей территории военную базу вместо того контингента миротворцев, который есть сейчас. Можно ли такое предложение назвать неожиданным и может ли оно быть интересно Москве?

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Геннадий Коненко: Я думаю, Москве пока это не будет интересно. Интерес-то, конечно, всегда остается, но надо учитывать, что идет переговорный процесс, стороны ищут какие-то выходы, приднестровцы пытаются найти, в первую очередь, выход для решения своих экономических и социальных проблем, хотя затрагиваются и проблемы жителей правого берега Днестра. Недавно руководитель нашего миротворческого контингента заявил, что тех сил, которые там есть, их вполне достаточно для выполнения задачи сохранения мира и стабильности в регионе. Мы с Вами знаем, что в Румынии американские базы строятся, в Болгарии и т.д. и, с этой точки зрения, нам неплохо было бы что-то здесь заиметь, но пока, во всяком случае, наша официальная позиция: нужно добиваться компромисса между сторонами конфликта. А если мы вдруг заговорим о военной базе, то это, конечно, будет встречено негативно не только Молдавией, но и американцами, и Евросоюзом. Поэтому, мне кажется, что в ближайшем будущем мы об этой базе речи вести не будем. А приднестровцам как-то ответим, что, мол, вы же сами признаете, что те силы, которые здесь присутствуют в составе международных миротворческих сил, они свою задачу выполняют, и беспокоиться на данный момент вам не о чем. Сама идея эта не новая, об этом говорил и прежний президент Смирнов, а сейчас заговорили новые власти.

Вопрос: Переговорный процесс по урегулированию ситуации в Приднестровье длится уже без малого 20 лет, какого-то прогресса удалось за это время достичь?

Геннадий Коненко: Я Вам скажу так, что в первые 10 лет там были определенные подвижки и был такой "московский меморандум" от 8 мая 1997 года. Его подписывали Молдавия, Приднестровье, Украина, Россия, ОБСЕ плюс действующий председатель ОБСЕ. Там как раз договорились, что стороны будут выстраивать свои отношения в едином общем государстве, но это общее государство пока не получилось. Близки мы к этому были в 2003 году, но под давлением западников Воронин (Владимир Воронин, президент Молдовы в 2001-2009 годах, – прим. Накануне.RU) в последний момент отказался подписать второй меморандум – в нем, как раз, шла речь об объединенном молдавском государстве, там поработали и над конституцией будущей. Были в свое время подвижки в выводе нашей техники и вооружений, боеприпасов – все складывалось неплохо. Но американцы узнали, что мы собираемся там задержаться еще на 10 лет как минимум, хотя там вооруженных сил то было около 3 тыс. человек, и этот меморандум так и не подписали. С тех пор стороны только удалялись друг от друга.

Вопрос: А что дальше происходило?

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Геннадий Коненко: В 2005 году молдаване приняли внутренний закон об автономии, в том числе и о Приднестровье, которое они назвали "населенными пунктами левобережья Днестра" – так хитро, но в скобках потом добавили "Приднестровье". Речь шла об унитарном государстве и Приднестровью светило как максимум стать автономией. А в ответ, в 2006 году, приднестровцы провели референдум и более 97% приднестровцев высказались за независимость существования Приднестровья, отказ от вхождения в состав Молдовы и свободное присоединение в будущем к России. Поэтому, сейчас стороны находятся на диаметрально противоположных позициях. Есть, конечно, подвижки в решении экономических и социальных вопросов. В частности, долгое время, примерно четыре года, через Приднестровье не ходили грузовые составы, поэтому крупнейшие предприятия Приднестровья, которые пополняют, в основном, приднестровский бюджет, они теряли в год $10-15 млн. только на то, чтобы в объезд, через север Молдавии, а не ехать через родное Приднестровье, а сейчас это вопрос начал решаться. Вот такие подвижки есть, а с точки зрения закрепления статуса Приднестровья никаких подвижек нет. Приднестровцы желают пока говорить только по вопросам экономики, по вопросам доверия. Вот когда все это будет, тогда можно будет говорить и о статусе. А сейчас Молдова выступает за то, чтобы начать разговор, в том числе, и по политическим вопросам, в том числе по статусу Приднестровья.

Вопрос: 20 лет президентом Приднестровья был Игорь Смирнов, около полугода там новый лидер – Евгений Шевчук. Можно ли говорить о преемственности его в линии самостоятельности непризнанной республики или его взгляды по этому принципиальному вопросу отличаются?

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Геннадий Коненко: На данный момент Шевчук также выступает за независимость Приднестровья и сейчас начинает поднимать вот такие экономические вопросы. В этом он находит определенную поддержку, в том числе и на Западе, но они хотят поднимать одновременно и политическую тематику. Они говорят, что "определенное доверие по экономическим вопросам у нас уже есть, давайте обсудим реорганизацию миротворческой операции, по выводу миротворческих сил, по выводу российских войск", хоть там и осталось 1,2 тыс. человек, половина из которых охраняет склады с боеприпасами, а вторая половина, даже, наверно, треть, она несет миротворческую службу. В этом плане преемственность есть. С точки зрения экономической политики, у Шевчука есть свое видение развития экономики. Они попали в очень тяжелую ситуацию, когда в кассе осталось чуть ли не $50 тыс., а начинать с нуля всегда тяжело, сейчас пошли составы, хоть и не в полную меру – те предприятия, которые теряли, они меньше вкладывали в бюджет, сейчас, может быть, это дело восстановится. А так, конечно, сельское хозяйство запущено, тем более, в этом году засуха. Желает Шевчук чуть-чуть повысить налоги – ясно, что в бедной стране повышение налогов никак ему симпатий не прибавит.

Вопрос: Приднестровские чиновники говорят о том, что после того, как в Румынии не удалась попытка импичмента президенту, румыны с новой силой инициируют попытки присоединения Молдавии к Румынии. Насколько такие опасения оправданы?

Геннадий Коненко: Большинство населения Молдовы не горит желанием объединиться с румынами, хотя молодое поколение подрастает и в процентном отношении число таких людей становится все больше. Во всяком случае пока Рубикон не преодолен. От этого дела открещиваются и руководители Молдовы, что они хотят объединения с Румынией, хотя на практике все делается в этом направлении, и некоторые представители правящего альянса говорят открыто о присоединении к Румынии, утверждая, что оно может решить все проблемы Молдовы. Если этот крен в сторону Румынии, а он действительно очень возрастает, хоть и не достиг пока какой-то критической точки, то у Приднестровья тем более нет оснований воссоединяться с Молдовой. Есть еще такая идея, которую никто пока из официальных лиц не опровергал, что если объединится Приднестровье с Молдавией, то тогда конец голубой мечте румын о "Великой Румынии" и Молдавия, конечно, тогда останется нейтральным государством, и приднестровцы будут оказывать очень сильное политическое давление, потому что они более политизированный народ. И не удастся румынским националистам и молдавским прорумынским кругам осуществить этот план по воссоединению с Румынией.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС