"Больная Россия начала просить есть"
Администрация президента РФ решила потратиться на проведение исследований внешнеполитического курса стран бывшего СССР и возможностей расширения присутствия российского капитала в этих странах. Чиновников интересует, какие группы влияют на политические процессы в Средней Азии, каковы последствия федерализации Украины, что происходит с внешнеполитическим курсом стран Закавказья, каковы причинно-следственные механизмы "западной" или "восточной" ориентации политических институтов стран Прибалтики. Проректор РЭУ им. Плеханова, член Общественной палаты Сергей Марков считает это симптомом выхода из кризиса государственности страны, в 90-е годы потерявшей половину территорий. В чем проявится этот выход из кризиса для современной России – мнение эксперта для Накануне.RU.
Российская государственность до сих пор не вышла из состояния кризиса, в котором она оказалась в результате катастрофы 1990-х годов, когда произошел, по сути дела, распад российской государственности, ее демонтаж, что могло закончиться ликвидацией страны Россия, потерявшей половину своих территорий. Мы не будем делать вид, что СССР был неким "сочетанием" России и других стран. Украина была частью России, Белоруссия была частью России, но в 90-х произошел ее распад.
Проведение исследований является отдельным симптомом выхода из кризиса. Когда больной человек просит есть, это является симптомом того, что болезнь начала отступать. Но это не значит, что болезнь отступила. Когда он хорошо покушает, получит много сил, то будет и дальше выздоравливать. Так же и исследования – это и симптом выхода из кризиса, и создание новых условий.
Размещение заказа на проведение указанных исследований свидетельствует о том, что система принятия политических решений постепенно приходит в норму. Принятие решений должно базироваться на серьезных исследованиях как тенденций тактических, так тенденций и стратегических. Должен быть и ситуационный анализ конкретных проблем. Все это требует серьезной работы. Это должно происходить несколькими путями: с одной стороны, путем постоянного финансирования крупных исследовательских центров, с другой стороны, путем выдачи грантов на конкретные исследования. Использовать это будет не только конкретный чиновник, но и различные органы власти, представители гражданского общества, бизнеса. Заявленные цели исследований отражают в целом приоритеты российской внешней и внутренней политики, которые заявляются президентом и министром иностранных дел.
Нам необходимо очень серьезно поднять аналитическую проработку, которая сейчас ложится в базис при принятии решений. Чем более мощным будет аналитический базис, тем более точными будут политические решения, и тем менее дорогими они будут. Условно говоря, каждый рубль, потраченный на аналитические исследования, сэкономит потом десять рублей в результате ошибки при принятии политических решений.
Например, по моему мнению, нужно тратить очень большие деньги на оценку внешнеполитического курса Грузии, несмотря, казалось бы, на его очевидность. Во-первых, потому что внешнеполитический курс Грузии уже привел к войне в Южной Осетии, которая стоила нам сотен человеческих жизней и огромного конфликта со многими странами вплоть до того, что Россия балансировала на грани конфликта с крупнейшей державой современного мира – США. Недооценка важности исследований внешнеполитического курса Грузии привела к тому, что война оказалась достаточно неожиданной для нас. В целом России пришлось заплатить достаточно высокую цену за эту войну. Самое главное, это война состоялась! А это значит, что мы не смогли предотвратить ее, мы недостаточно активно влияли на ситуацию и понимали, что происходит в регионе. Это как раз очень хороший пример, как трата сотен тысяч долларов может привести к экономии сотен миллионов.
Оценка потенциала федеративного устройства Украины может помочь в том, что у нас будут более внятные отношения с нашим ключевым партнером. Мы должны помогать своим союзникам в Украине, они выступают за федерализацию страны. А наши противники выступают против федерализации. Наша политика должна строиться на реалистической оценке ситуации. Мы должны знать, как строить отношения с различными внутриполитическими силами Украины.
Присутствие капитала – это и экономическая, и политическая составляющая. Понятно, что решения принимаются и на основе экономического, и на основе политического анализа. Однако, например, в Латвии наш капитал присутствует очень сильно, но мы имеем ситуацию, когда позиция правительства этой страны является открыто враждебной по отношению к российским интересам. Так же и в Украине наше экономическое присутствие весьма серьезно, но во время "оранжевой революции" оказалось, что часть российского капитала поддерживала "оранжевых" политиков, приход которых привел к резкому ухудшению условий, в том числе, для самих этих бизнесменов. Погоня бизнеса за тактическими целями может привести к стратегическому поражению, и это тоже надо учитывать, анализировать.
Должен ли означать выход из кризиса воссоздание ранее существовавшего порядка вещей? Я считаю, что выход из кризиса – это система функционирования государственно-общественного организма. Когда у нас будет много союзников и у нас с ними будут построены системные, прочные отношения, то это будет означать, что выход из кризиса завершен.
Сергей Марков, проректор РЭУ им. Плеханова, член Общественной палаты