Михаил Шахов: В УК должна появиться отдельная статья за оскорбление чувств верующих
Накануне Храме Христа Спасителя мужчина попытался облить черными чернилами одну из почитаемых верующими икон. Злоумышленника задержали, и он сам рассказал, что состоит на учете в психоневрологическом диспансере. Говоря о мотивах своего поступка, он заявил, что хотел выразить протест против позиции Церкви в деле печально известной группы "Pussy Riot". А днем ранее не унимающаяся Собчак осчастливила своих фанатов выпуском футболок, на которых сама скандальная особа предстала в образе Богородицы. И судя по всему, весь креатив на эту тему еще впереди. О том, что делать с такими "креативщиками" и где начинается "вандализм" и "оскорбление чувств верующих", в интервью Накануне.RU рассказал доктор философских наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Михаил Шахов.
Вопрос: На днях, выступая на заседании экспертного совета при комитете Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, главный юрисконсульт Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега), предложила ввести в Уголовный кодекс специальную статью и наказывать за бесчинства не рублем, а лишением свободы. Как Вы относитесь к этому предложению?
Михаил Шахов: Я полностью согласен с этим предложением. Считаю, что статья 5.26 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает крайне низкую степень ответственности. У нас разграничение между теми нормами, которые относятся к уголовному преступлению, и теми, что относятся к административному правонарушению, осуществляется по такому критерию, как степень общественной опасности и тяжесть последствий. В нашей ситуации глумление над религиозными святынями, агрессивное поведение во время совершения богослужений, разрубание топором икон и другие циничные и заведомо оскорбительные для верующих действия, конечно, должны рассматриваться как уголовное преступление. Я считаю, что при совершенствовании законодательства в этом направлении должно учитываться и то, что у нас недостаточно четко в законодательстве прописаны нормы, которые связаны с разжиганием религиозной розни и вражды, причем, начиная с Конституции. Там использовано понятие религиозное превосходство, но никто из ученых так и не знает, что это такое, и в какой степени его нельзя пропагандировать. Я преподаю право и в духовных, и в светских учебных заведениях, и меня часто спрашивают: а вот знаменитое высказывание о том, что вне Церкви нет спасения, это пропаганда религиозного превосходства, запрещенного законом или нет? Очень трудно отвечать на такие вопросы, действительно, попадают ли богословские дискуссии, которые шли многие века, под этот запрет пропаганды? Является ли превосходством критика или обличение ложных постулатов другого вероучения? У нас законодательство в этой сфере настолько несовершенно, что наряду с ужесточением наказания за оскорбление чувств верующих должна быть конкретизация, и, может быть, частичная либерализация законодательства в плане признания межрелигиозной полемики и дискуссии. Законодатель должен провести предельно четкую черту: лозунг - бей неверных - нужно запретить. А вот это критика: ваш путь к Богу ложный, а наш истинный, который имеет право на существование, потому что так говорится во многих вероучениях. У нас сейчас выявлением нарушений в этой сфере занимаются суды, и тут нет полной ясности, что происходит. Я рискну предположить, что в моей домашней библиотеке есть книги, которые местный суд в какой-нибудь губернии признал бы экстремистской литературой.
Вопрос: Это как в истории с футболкой "Православие или смерть"...
Михаил Шахов: Да, да! Это классический пример. Лозунг трактуется по-разному, но я считаю, что здесь имеется в виду не "смерть неправославным!", а то, что для православного человека его вера, дороже жизни! Но даже здесь возникают вопросы, и московская фемида уже больше года разбирается с этим делом. Умножения таких казусов хотелось бы избежать.
Вопрос: Давайте вернемся к предложению матушки Ксении. Вы считаете, необходимо вводить в УК новую статью или внести поправки в действующий состав статьи 282?
Михаил Шахов: Именно по тем соображениям, о которых я уже сказал выше, я бы сделал в УК отдельную статью, и установил ответственность за оскорбление религиозных чувств, глумление и осквернение религиозной символики, и существенно отредактировал бы и уточнил 282 статью, не сливая экстремизм и преступления против религиозных чувств в одном месте. К 282 статье, с ее пробелами и простором для произвольного толкования, и так слишком много вопросов, чтобы нагружать ее еще и этими вещами.
Вопрос: В уголовном кодексе есть еще статья, предусматривающая наказание за вандализм, в том числе и против религиозных святынь, может быть, стоит изменить ее, чтобы решить проблему?
Михаил Шахов: Я не знаю судебной практики по данному вопросу и потому, так сразу ответить не могу. Но мне кажется, что вандализм по смыслу этой статьи предполагает причинение более или менее серьезного материального ущерба зданию церкви, например. Когда спиливают кресты, да, я согласен, можно говорить о том, что это вандализм, но если злоумышленник придет в храм и, допустим, помешает совершению Литургии, мусульманского или иудейского богослужения, то это не вандализм. А вот что это такое, с этим как раз и надо определиться!
Вопрос: Нуждается ли наше общество в своеобразном правовом ликбезе на этот счет? Дипломированных юристов в стране хоть отбавляй, а между тем, история с "Pussy Riot", показала, что большинство людей вообще посчитало бесчинство в храме, проступком, за который можно сделать едва ли не устное внушение...
Михаил Шахов: Да, возможно такой ликбез был бы и полезен, но он не решил бы всех проблем. Все знают, даже не читая Уголовный кодекс, что воровать нельзя, но это не останавливает воров. Тут еще нужна и религиоведческая грамотность. Конечно, знание закона служит профилактикой правонарушения, но сейчас практически нет литературы, по которой можно было бы учить студентов. У меня есть книга, рассказывающая о правовых основах деятельности религиозных организаций, но она издана тиражом всего в тысячу экземпляров. До этого была книга, изданная коллективом юристов Московской Патриархии, но она была выпущена в свет в 1999 году. Так что, отправлять слушателей ВУЗов в библиотеку практически не зачем. Дефицит литературы и пропаганды знаний в этой области очевиден и сказывается самым отрицательным образом.
Вопрос: Может быть, поэтому из милицейских институтов и академий выходят "правоведы", которые не останавливают кощунников в футболках с оскорбительными карикатурами на иконы?
Михаил Шахов: Да, и там есть люди с разной степенью подготовки, как юридической, так богословской. Хотя они не правоведы, а правоприменители, и это немножко разные вещи. Но вообще-то, они, конечно, должны квалифицированно и компетентно применять законодательство.
Вопрос: Когда, по-Вашему, такая статья может появиться в Уголовном Кодексе?
Михаил Шахов: Сложно делать прогнозы, думаю, что она может появиться довольно скоро. Но с моей точки зрения и с точки зрения совершенствования законодательства, самым лучшим был бы вариант, когда девиц из этой кощунственной группы оштрафовали бы по статье 5.26 КОАП. И потом это стало бы основой для социального резонанса, и тогда бы общество положительно восприняло такие изменения в законодательстве, и провести их через Госдуму можно было бы довольно быстро. Сейчас мы должны будем идти другим путем. И я предвижу, что в обществе это вызовет неоднозначную реакцию. Видимо, поэтому закон будет приниматься медленнее. Какая-то часть антиклерикально настроенного общества будет на всех углах кричать: мало вам того, что девушек посадили, теперь еще и ужесточить санкции хотите. Но это только предположение. Возможно, все будет иначе.