"Защита чувств верующих необходима для предотвращения кровавых конфликтов"
Очевидно, в качестве борьбы с осенним "крестоповалом" Госдума планирует ужесточение санкций за оскорбление чувств верующих. Если закон пройдет все чтения без изменений, чтобы наказывать нарушителей, судьям больше не надо будет искать дополнительных составов преступления вроде хулиганства - карать лишением свободы за оскорбление религиозных чувств можно будет до трех лет. Предусмотрены и штрафы до 200 тыс. руб. Нуждаются ли религиозные чувства в защите Уголовным кодексом, корреспонденту Накануне.RU рассказал политолог, журналист, декан Высшей школы телевидения МГУ Виталий Третьяков.
Вопрос: Так ли необходимо ли защищать религиозные чувства на уровне Уголовного кодекса?
Виталий Третьяков: Закон правильный. Как часто бывает, он принимается не загодя, а когда дело дошло до общественных скандалов общенационального масштаба. Может, многого бы не было, если бы был этот закон. Наказание два года или три года - разные могут быть мнения, но только практика покажет, насколько адекватно будут применяться эти санкции. Ясно одно - должны быть санкции. В неком "облегченном варианте" - денежная компенсация морального ущерба, в вопиющих случаях - помещение в места лишения свободы. Далее все зависит от того, насколько последовательно будет применяться этот закон. Без всяких ли исключений, соразмерно ли проступку.
Вопрос: Однако, как может показаться, в обществе по поводу необходимости такого законопроекта единства нет.
Виталий Третьяков: Единства в оценке судебных процессов, когда они начнутся, ясное дело, не будет. Но для меня очевидно, что есть вещи, которые, пусть и кому-то это не нравится, являются для многих наших граждан святынями, и покушаться на эти святыни недопустимо. Просто хотя бы потому что из-за того, что тебе что-то не нравится, может вспыхнуть то, что потом не понравится всем: бунты, восстания, столкновения, гражданские и религиозные войны.
Вопрос: Кажется, главная проблема в том, что многих, например, оскорбляют заявления о том, что Ленина надо вынести из мавзолея, неоднозначные документальные фильмы об эпохе Сталина на федеральных каналах, осквернения памятников воинской славы. Чувства, которые затрагивают подобные вещи, конечно, вряд ли назовешь религиозными, но такие оскорбления могут вызвать не менее серьезные столкновения. Как тут быть?
Виталий Третьяков: Я надеюсь, наши законодатели достаточно квалифицированы, чтобы все грамотно описать юридически. В частности, то, что данный законопроект касается только религиозных культов и религиозных верований. Это значит, что вера в ту или иную идею, идеологию, в вождей, в исторических деятелей, будь то Ленин, Сталин, Хрущев или Александр Второй, просто не подпадает под действие этого закона. Данный закон – об оскорблении религиозных чувств и религиозных святынь, надеюсь это будет зафиксировано четко. Для остального - нужен другой закон. А может и не нужен. Это вопрос отдельный и дискуссионный.
Вопрос: А как быть с теми религиозными организациями, которые могут оказаться вне юрисдикции этого закона – с различного рода сектами?
Виталий Третьяков: На мой взгляд, все просто. В законе должно быть заявлено, что под его охраной находятся только официально признанные и традиционные для нашей страны религиозные культы. У нас, как известно, четыре религии считаются традиционными для России: православие, буддизм, ислам и иудаизм. Но список конфессий, попадающих под это закон, можно безусловно продолжить зарегистрированными и официально признанными религиями, пусть и нетрадиционными для России: католицизм, баптизм, протестантизм. Что касается старообрядцев, традиционной религии для России, то они также попадают туда как часть православной общины, а вот сатанисты, к примеру, у нас не зарегистрированы. Конечно, если кто-то пойдет оскорблять сатанистов в их культовые сооружения, может быть конфликт, но давайте охранять хотя бы большинство верующих. Остальные, кто объявляют себя религиями, это тоже отдельная тема, находящаяся вне юрисдикции этого закона.
Вопрос: Получается, что цель этого закона – де-факто не защита чувств верующих, а защита межрелигиозного консенсуса?
Виталий Третьяков: У всякого законодательства есть последствия: практические, то есть короткие, и длинные - стратегические. Умный законодатель предусматривает все виды последствий. На первом уровне постулируется простой тезис, что храм, неважно какой из традиционных религиозных конфессий он принадлежит, не может быть осквернен непотребными с точки зрения этой религиозной общины действий. Каким бы смешным, глупым, несуразным ни казалось это атеистам, неверующим или людям любых других взглядов. Верующие не должны чувствовать себя ущемленными, оскорбленными в том, что для них свято и ценно. Стратегическая же перспектива в том, что если таких случаев вдруг станет много, если оскорбления святынь примут какие-то вызывающие масштабы, это может привести к кровавым религиозным конфликтам и даже гражданским войнам на религиозной почве. Естественно, последнее очень опасно, но и первое должно быть минимизировано этим законом, потому если каждый день будут осквернять по мечети, по православному храму или синагоге в разных городах России, понятное дело, повторюсь, это приведет к кровавым схваткам на всей территории страны. Возможно, когда станет доступен полный текст закона, принятого во всех чтениях, он окажется слабым. Но, как минимум, его необходимость для меня очевидна и тут мое мнение не изменится.