Европа пытается высечь Россию, приятельски хлопая по плечу
Сегодня европарламентарии, собравшиеся на осеннюю сессию Парламентской ассамблеи совета Европы, должны заслушать отчет о выполнении обязательств России перед ПАСЕ взятых ранее и принять соответствующую резолюцию. Именно текст проекта резолюции, появившийся несколько недель назад и в весьма жестком тоне критикующий Россию, стал одной из причин, по которой спикер Госдумы Сергей Нарышкин отказался от визита в Страсбург. Другой причиной стало то, что вести мониторинг по выполнению обязательств РФ перед советом Европы будет не профильный комитет, а комитет министров совета Европы. По мнению российских депутатов, это совершенно неадекватное действие, необходимое для усиления давления на Россию в области ее внешней политики.
Еще полгода назад, во время весенней сессии ПАСЕ было объявлено, что ситуация в России стабилизируется в связи с намеченным курсом на реформирование избирательной системы. Однако, спустя несколько месяцев тон европейцев кардинально изменился и буквально за несколько недель было объявлено, что ситуация в России только ухудшается и находится на таком уровне, что мониторинг ее должен проходить под контролем комитета министров СЕ. А для того, чтобы хоть как-то "искупить вину" перед европейскими коллегами, России предложили, в числе прочего, пересмотреть дело Pussy Riot, а заодно вывести миротворческий контингент из Приднестровья, Южной Осетии и Абхазии.
Первый же день сессии европарламентарии начали с открытой критики Сергея Нарышкина, который отказался от визита в Страсбург.
"Это неудачное политическое решение, неправильное. Мы здесь для того, чтобы помочь друг другу, а в отсутствие одной стороны диалога не получается", – заявил один из авторов мониторингового доклада Гиорги Фрунда, выразивший "разочарование ПАСЕ в связи с этим решением".
Россия – это не та страна, которую можно высечь, приятельски похлопывая по плечу. Тем более, Россия не собирается выслушивать критику от тех, кто занимается откровенным разбоем в целом ряде государств Ближнего Востока и Северной Африки. Таким мнением поделился с Накануне.RU заместитель руководителя фракции КПРФ в Госдуме Анатолий Локоть.
Вопрос: Сегодня ПАСЕ должна принять резолюцию о "выполнении Россией взятых на себя обязательств". Как Ввы оцениваете этот документ, каково его значение для России в международном плане?
Анатолий Локоть: Насколько я знаю, готовится очень жесткий, плохой документ для Российской Федерации, где, в общем-то, будут серьезные упреки, отчасти справедливые, что касается выборного процесса, отчасти не совсем справедливые. Отмечу, что те,кто упрекает нас, сами занимаются разбоем, если называть вещи своими именами, в Ливии и некоторых других странах Северной Африки и Ближнего Востока. В Ливии это был натуральный разбой, сейчас они провоцируют массовые убийства и гражданскую войну в Сирии. Поэтому наша позиция, даже у оппозиции сегодня заключается в том, что мы порицаем и несогласны с теми оценками, которые европейцы дают России, которые содержатся в проекте резолюции ПАСЕ. Туда поехали и наши депутаты, Леонид Калашников, Иван Мельников, если будет возможность, они нашу позицию отразят. Безусловно, мы позицию России будем защищать.
Вопрос: А есть вероятность того, что текст резолюции будет исправлен, все-таки, в соответствии с мнением российской стороны или рассчитывать на это особо не стоит?
Анатолий Локоть: Я, например, не помню таких прецедентов, чтобы накануне заседания могло что-то произойти и повлиять на принятие резолюции. Можно, конечно, поговорить, наши товарищи постараются это сделать, пообщаются с некоторыми депутатами, чтобы они изменили свою позицию. Однако, кардинально, я думаю, повлиять на этот документ невозможно. Я обращаю Ваше внимание на то, что идет такая последовательная атака сначала на Белоруссию, а теперь и на Россию. Впрочем, и в отрицательной ситуации есть положительные стороны. Такую положительную сторону я вижу в том, что это скоординированное давление на наши страны заставляет плотнее работать совместно, интегрироваться, поддерживать друг друга и заставляет еще раз задуматься о создании союзного государства.
Вопрос: Возмущение вызвал также тот факт, что мониторинг по ситуации в России меняется с уровня профильного комитета до уровня комитета министров совета Европы. С чем это действие было связано и как его следует расценивать?
Анатолий Локоть: Я думаю, что Европа сейчас очень серьезно хочет надавить на Россию именно из-за самостоятельности России в вопросах внешней политики. Речь, прежде всего, о Ближнем Востоке. В Ливии поддались, в свое время поддались по поводу Югославии, но по поводу Сирии Россия проявляет определенную самостоятельность и, я надеюсь, что она будет последовательна в этой позиции. И Европа в этой ситуации повышает градус накала, повышает за счет этого мониторинга уровень давления на Россию.
Вопрос: В Европе осудили Сергея Нарышкина, который отказался ехать в Страсбург. А как Вы относитесь к этому поступку спикера Госдумы, был ли он логичным или ему стоило поехать и озвучить свою позицию там?
Анатолий Локоть: Обращаю внимание, что это был бы первый выезд Нарышкина для участия на таком форуме и это, конечно, имело большое значение. Насколько я знаю, председатель Государственной думы хотел поехать, но, тем не менее, учитывая, что резолюция будет очень жесткой, он принял решение не участвовать, зато поехал первый вице-спикер Мельников. Я думаю, что неприезд председателя парламента – это определенная демонстрация и сигнал Европе в том плане, что "не надо с нами так поступать, с Россией надо считаться". Россия – это не то государство, которое можно, хлопая по плечу, не то что выпороть, а даже просто розги показать. Думаю, определенная логика есть в том, что Нарышкин отказался от поездки.
Вопрос: Какие последствия для России означает принятие резолюции в таком виде, в каком она представлена в проекте?
Анатолий Локоть: Я думаю, что серьезных последствий не последует, учитывая кризисное состояние экономики Европы, когда само существование Евросоюза находится под вопросом. Серьезные потрясения там происходят не в отдельных странах, а практически во всех и все держится лишь на экономическом состоянии Германии. А все это, извините, зависит от поставок российского газа. Поэтому, думаю, что словами тут все и ограничится, серьезных последствий ждать не стоит.
Вопрос: А насколько ПАСЕ вообще сохраняет свою значимость и влияние?
Анатолий Локоть: Как консультативный орган, который формирует общественное мнение и площадка для выражения тех или иных позиций, он играет свою роль. Мы уже с Вами обсудили, какую роль сыграет документ и как можно воспринимать отсутствие председателя российского парламента. Это все говорит о том, что выступления на этой площадке вполне актуальны.
Иное мнение высказал политолог, президент фонда "Политика", депутат Госдумы от "Единой России" Вячеслав Никонов. По его мнению, решения ПАСЕ вообще не имеют особого значения, поскольку и сама организация не является сколь-нибудь дееспособным органом:
- Мое отношение к Парламентской ассамблее совета Европы всегда было и остается неизменным: это абсолютно незначимая организация, решения которой не имеют ровным счетом никакого значения. Это организация, о существовании которой, я думаю, не подозревает даже 99% европейцев. Соответственно, такое же отношение у меня к возможным резолюциям ПАСЕ: во-первых, они мне неинтересны, а, во-вторых, они не имеют ровным счетом никакого значения ни для каких отношений. Думаю, что и Нарышкин тоже не мазохист – ехать неизвестно куда и выслушивать неизвестно что. Что касается прав человека в России, то для Европы это постоянная тема на протяжении последних четырех-пяти веков, и ничего в этом плане не изменяется.