Сергей Марков: У российских чиновников в России должны быть и тело, и душа, и недвижимость
В коридорах власти не утихают споры по поводу закона, запрещающего госслужащим владеть недвижимостью и счетами за рубежом, внесенного на рассмотрение в Госдуму в августе. Накануне зампред комитета Совета Федерации по социальной политике Юрий Смирнов предложил оставить чиновникам возможность иметь лишь самое необходимое – дом в 200 кв. м. или квартиру не более 100 кв. м, а также не более $100 тыс. на счету в заграничном банке. Есть ли смысл в таких "поблажках" и почему новый закон может укрепить семьи чиновников, Накануне.RU рассказал политолог, проректор РЭУ им. Плеханова Сергей Марков.
Вопрос: Нужно ли ограничивать наших чиновников, если мы говорим об их недвижимости и счетах за рубежом? И что Вы вообще думаете об этом законе?
Сергей Марков: Мы должны, в первую очередь, понимать, в чем заключается главная цель такого закона. Главная цель состоит не в том, чтобы создать проблемы чиновникам. Она состоит в том, чтобы исключить проблему двойной лояльности. Не должно быть так, что здесь он чиновник, а с экономически-финансовой точки зрения является резидентом какой-то другой страны. И мы здесь должны опираться, в первую очередь, на волю наших граждан. Сенатор Смирнов, я думаю, должен был, в первую очередь, спросить у своих избирателей, считают ли они, что чиновник должен иметь дома, дачи, квартиры в Англии, Франции, Италии или нет. Вот как они, граждане, считают, так и должны чиновники поступать.
А воля граждан абсолютно точно определена – никакой недвижимости за рубежом, за некоторым исключением. Исключения должны быть для таких стран, как члены Таможенного союза – Белоруссия, Казахстан, и, наверное, для Украины. При этом такого рода исключения являются огромным подарком этим странам, том числе, огромным подарком для Украины. Возможно сделать исключение для Болгарии, в том случае, если будет особый договор с этой страной, по которому эта недвижимость должна быть полностью под контролем российских властей, чтобы чиновники не ускользали туда от государства. Пределы должны измеряться не метрами и долларами, а территориями государств.
К тому же, я считаю, что это законодательство должно быть рассчитано не только на депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, но и на руководство госкорпораций, губернаторов и прочих крупных чиновников. При этом я считаю, что сейчас закон нужно срочно принимать в отношении правительства, губернаторов, членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, а расширено это может быть позже. Потому что есть такая модель "доматывания" хорошего закона, когда предлагается его до бесконечности улучшать, после чего он так никогда и не будет доведен до идеала и будет просто откинут.
Смысл в том, что у всех этих чиновников должны душа и сердце болеть за Россию, у них должны быть именно в России и тело, и душа, и сердце, и недвижимость, и деньги, и семьи. Я, к слову, еще бы внес некие неформальные ограничения на членов семьи чиновника. Законом, наверное, внести ограничения нельзя, но какие-то неформальные ограничения должны быть. Это не дело, когда он у нас тут на год правит, а вся его семья живет за рубежом. Какой же он российский гражданин? Главная цель закона - чтобы Россией управляли российские граждане по воле других российских граждан – избирателей.
Вопрос: Но не будет ли запрет членам семьи чиновника иметь недвижимость за границей ущемлением их прав? К тому же всегда найдутся более дальние родственники, на которых можно будет переписать дом.
Сергей Марков: Это сложный вопрос. Конечно, кто-то будет переписывать. Например, если мы пропишем в законе, что нельзя обладать недвижимостью за границей детям и женам – они будут переписывать на родителей, запишем, что нельзя на родителей – будут записывать на братьев, запретим на братьев – будут записывать на двоюродных братьев. Соответственно, так можно до бесконечности идти. Я думаю, где-то должна быть поставлена определенная граница. Я бы поставил запрет на границе муж\жена, хотя здесь они и разводиться могут. Но, знаете какой момент возникает? Если будут записывать на родственников – крепче будут семейные узы. Чиновники тоже будут крепко думать. У них же у многих по две семьи. Изменил жене – потерял собственность!
Вопрос: Один из соавторов законопроекта Александр Агеев обещается внести законопроект, запрещающий чиновникам выезжать за границу.
Сергей Марков: Этого делать нельзя. Люди должны иметь возможность свободно выезжать за границу и отдыхать там. Свобода передвижения по всему миру для российского гражданина – это огромное достижение, поэтому запрещать это никому нельзя.
Вопрос: Чего, по Вашему мнению, не хватает этому закону?
Сергей Марков: Я считаю, нам следует организовать комиссию по вопросам двойной лояльности. Потому что некоторые вещи нельзя строго определять законом. Можно как-то переписать огромную недвижимость на своего двоюродного брата и де-факто ею таким образом владеть и де-факто быть, в первую очередь, там, британским гражданином, а не российским. В этом случае, когда человек обошел закон, должна собираться комиссия по двойной лояльности и говорить: "Вот знаете, у нас тут товарищ есть. Формально он вписался в законы, а фактически не вписался, фактически он не наш, а британский. Вот такие вопросы тоже должны быть решены.
То есть комиссия должна не только следить за тем, соблюдается или не соблюдается сам закон, но следить за тем, соблюдается ли его дух. Соответственно, по результатам проверки комиссия может выразить политическое недоверие чиновнику.
Вопрос: Будет ли закон работать?
Сергей Марков: Он, безусловно, будет работать, но для того, чтобы он работал, все необходимо сделать по-человечески и правильно дополнить. Введение этой комиссии по двойной лояльности позволит не сильно расширять закон и рассматривать спорные случаи уже неформально.
Вопрос: Многие говорят о том, что этот законопроект обсуждается лишь для отвода глаз, а принят он никогда не будет. По Вашему мнению, это так?
Сергей Марков: Нас просто хотят замотать. Я считаю, что ряд людей действительно хочет, чтобы закон был только для отвода глаз, чтобы он был сугубо формален и не работал в реальности. Но есть и те, кто хотят, чтобы закон реально заработал. Между этими людьми идет борьба, и те, кто хочет его "замотать", сделать его сложным, неудобным, те как раз хотят, чтобы он не работал. И таких людей, конечно же, большинство. Это в их интересах. Даже если у них нет своей недвижимости за рубежом, какой им интерес, чтобы эти ограничения были? Законы не должны создаваться теми, для кого они написаны, поэтому другие структуры и люди должны принимать такой закон. Его должны принимать те, кто заинтересован в том, чтобы депутаты и члены Совета Федерации были бы ограничены в этом отношении.