19 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBy9YE
Тут http://remont.youdo.com/doors/for-bathroom/, подробнее тут.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы


Экономика В России

Российская бюджетная система в глубоком кризисе

Владислав Жуковский о возврате к ультралиберальным принципам бюджетной политики 1990-х годов

Над проектом бюджета на 2013-2015 годы еще будет сломано немало копий, однако очевидно, что финансирование разрушенной системы образования, здравоохранения и экономики урезать нельзя, равно как и сокращать социальные выплаты гражданам. Тем не менее, правительство готовится на это пойти. Более того,  если посчитать расходы по некоторым ключевым статьям по отношению к инфляции и объему ВВП, то падение выглядит просто катастрофическим, хотя формально речь может идти об увеличении показателей. Это является свидетельством того факта, что российская бюджетная система находится в кризисном состоянии. 

По сути, в настоящее время речь идет о возврате к ультралиберальным принципам бюджетной политики 1990-х годов. Это лишь закрепит за Россией статус сырьевой колонии и поставит крест на модернизации. Мы наблюдаем постепенное втягивание России в долговую кабалу, которая уже сегодня обходится стране в 262 млрд рублей, а к 2015 году будет обходиться в 510-550 млрд рублей.

Весьма знаковой стала публичная критика работы правительства Медведева со стороны Путина и беспрецедентное за долгие годы вынесение президентом выговора в адрес сразу трёх министров. Сразу после этого Минфин в спешном порядке удалил со своего официального сайта проект бюджета на ближайшие три года, что дало повод ряду оптимистично настроенных экспертов расценить это как правильный шаг в сторону формирования принципиально нового бюджета.

Однако никаких позитивных изменений в проекте бюджета, судя по заявлениям высокопоставленных членов кабинета министров, так и не произошло. Сначала об этом публично заявил глава Минфина Антон Силуанов, а затем подтвердил премьер-министр Медведев.

Силуанов недвусмысленно дал понять, что даже после публичной критики кабинета министров со стороны Путина никаких радикальных изменений в бюджете не произойдёт, а финансирование национальной экономики, науки и образования будет осуществляться по остаточному принципу. При этом финансирование президентских обещаний будет осуществляться за счёт так называемого "бюджетного манёвра", предполагающего отвлечение бюджетных средств с других жизненно важных направлений. 
Другими словами, либеральное правительство Медведева продолжило реализацию паразитической политики Алексей Кудрина по проеданию поступающих в страну нефтедолларов и вывозу за рубеж валютных резервов. Вместо расширения финансирования науки, образования, здравоохранения и несырьевых секторов экономики Минфин открыто саботировал предвыборные обещания Путина и занялся перекладыванием денег из одного кармана в другой.

Правительство осознанно и целенаправленно на 25-60% (с учётом инфляции) урезает расходы на ключевые направления социально-экономической политики. И прежде всего те, которые связаны с развитием научно-технического и производственного потенциала, возрождением обрабатывающей промышленности и модернизацией изношенной на 80-85% базовой инфраструктуры.

Прежде всего, в глаза бросается радикальное и беспрецедентное за все последние 11 лет сокращение финансирования здравоохранения на 26,9% (494,3 до 361 млрд рублей), ЖКХ – на 27,5% (с 139,9 до 101,3 млрд), физической культуры и спорта – на 35,7% (с 51,2 до 32,9 млрд), СМИ – на 27,9% (с 70,4 до 50,7 млрд).

Также более чем на 5,45% правительством Медведева сокращается финансирование науки и образования (с 605,6 до 572,6 млрд рублей), что отражает истинную суть обещаний властей относительно набивших оскомину модернизации и инноваций. Именно по этой причине российская модернизация свелась к раскапыванию картофельного поля в оффшорном пригороде Москвы, замене лампочек в подъездах и изобретению морально устаревшего "чубридера" за 20 тыс. рублей.

Едва заметный прирост государственных затрат предполагается по статье культура (на 3,21%) и охрана окружающей среды (+6,1%). Однако в силу смехотворного объёма средств, выделяемых государством на эти цели (91,3 и 24,9 млрд рублей соответственно в 2013 году), эта капля в море в большей степени напоминает издёвку, нежели попытку решить проблему упадка культуры, дебилизации населения и ужасной экологической ситуации.

Кроме того ближайшие три года предполагается сократить и без того неадекватно низкие расходы на национальную экономику на 1,67% - с 1,68 до 1,65 трлн рублей.

В течение 2013-2015 годов совокупные расходы федерального бюджета на национальную оборону должны вырасти на 5,89% (с 1 млрд 007 млрд до 1 трлн 066 млрд рублей), однако, если сравнивать с 2011 годом, то объем расходов по этой статье в 2013-2014 годах даже уменьшается (в 2011 году на оборону было выделено 1 трлн 516 млрд рублей). Получается, что и в этом направлении идет открытый саботаж установок президента.

Следует отметить, что наращивание финансирования ВПК (тем более после многократного обвала в 1990-х годах) не должно вызывать совершенно никаких возражений. Во всех крупнейших экономиках мира с развитой наукоёмкой промышленностью именно ВПК и отрасли двойного назначения являются фундаментом для развития научно-технического потенциала и дальнейшего трансферта технологий в гражданские отрасли промышленности.

Крайне любопытными выглядят параметры бюджета по отношению к инфляции и динамике ВВП. Остановимся на этих показателях подробнее.

На фоне непрекращающихся разговоров правящих властей относительно необходимости проведения модернизации и отраслевой диверсификации экономики, мы видим практически повсеместное сокращение бюджетных расходов правительства как в номинальном, так и в реальном выражении.

инфографика структура расходов федерального бюджета 2013-2015|Фото: Накануне.RU

Расходы бюджета по отношению к инфляции (расчеты автора, кликните для увеличения)

При этом, если в номинальном выражении по ряду направлений бюджетной политики (пенсионное обеспечение, охрана окружающей среды, национальная обороны и безопасность и т.д.) наблюдается увеличение финансирования, то в реальном выражении, даже с учётом официально заложенной в бюджет инфляции, наблюдается масштабное сокращение финансирования практически всех направлений бюджетной политики.

Согласно предложенному проекту бюджета, за период 2012-2013 годов правительство планирует сократить совокупные бюджетные расходы на 11,8% в реальном выражении, тогда как в номинальном выражении планируется рост на 4,4%. Расходы на национальную экономику с учётом накопленного снижения покупательной способности рубля за ближайшие три года сократятся на 17,9%, на ЖКХ – на 43,8%, на образование – на 21,7%, на здравоохранение – на 43,2%, физическую культуру и спорт – на 52%, на СМИ – 44,2%, а на охрану окружающей среды – на 10,2%.

Даже те направления бюджетной политики, финансирование которых правительство планирует расширять в номинальном выражении и обеспечивать финансовыми ресурсами в приоритетном порядке, с учётом инфляции столкнутся с существенным сокращением финансирования.

Расходы федерального бюджета на национальную оборону и правоохранительную деятельность в течение ближайших трех лет в реальном выражении сократятся на 10,4 и 11,4% соответственно. При том, что в номинальном выражении запланирован рост бюджетного финансирования на 5,8 и 4,9% соответственно. Не лучше обстоят дела с расходами на общегосударственные вопросы, которые в реальном выражении в ближайшие три года подлежат сокращению на 0,7% в номинальном и на 17% в реальном выражении. И это при том, что даже само правительство называет нынешний проект бюджета умеренно оптимистичным.  

Ещё наглядней качественная деградация российской бюджетной политики в целом и предложенного проекта бюджета на 2013-2015 годы в частности проявляется в сокращении удельного веса расходов на стратегически значимые направления в сопоставлении с ВВП. В течение ближайших трех лет российские власти предлагают сократить общую расходную ведомость федерального бюджета с 17,4 до 14,6% ВВП, тогда как ещё в 2011 году она составляла более 20% ВВП (в экономически развитых странах этот показатель превышает не опускается ниже 30% ВВП, а в странах Скандинавии превышает 40%).

Удельный вес расходов на экономику за период 2013-2015 годов подлежит сокращению с 2,54% до 2% ВВП. Тогда как ещё в 2011 году объём расходов федерального бюджета на поддержку отечественной экономики составлял порядка 3,28% ВВП. Урезание расходов на оказание поддержки отечественным товаропроизводителям на целых 1,3% ВВП может повлечь за собой катастрофические последствия. Тем более в условиях скатывания мировой экономики в новую фазу глобальной рецессии и нарастания глобальной конкуренции.

В этой ситуации не стоит удивляться тому, что износ основных фондов в российской экономике только по официальным данным Росстата за последние 10 лет вырос с 37,8% до 47,5%, а в действительности зашкаливает за 65-70%. При этом объёмы выпуска машин и оборудования по-прежнему на 47% ниже отметок 1991 года, транспортных средств – на 38,3%, в лёгкой и текстильной промышленности – на 67-75%. А производство высокотехнологичной продукции (металлорежущих станков, сельхоз техники, вычислительных приборов, оптической техники, авиационной техники и т.д.) в 3-10 раз ниже уровня 20-летней давности.

инфографика структура расходов федерального бюджета 2013-2015, % к ВВП|Фото: Накануне.RU

Расходы бюджета по отношению к ВВП (расчеты автора, кликните для увеличения) 

Расходы на образование в ближайшие три года сократятся с 0,91 до 0,69% (1,01% в 2011 году), а расходы на здравоохранение – с 0,74 до 0,44% ВВП (0,92% в 2011 году). Одновременно с этим Минфин и кабинет министров Медведева предлагают сократить расходы на физическую культуру и спорт с 0,08 до 0,05% ВВП, а финансирование культуры и кинематографа урезать с 0,14 до 0,11% ВВП.

Не лучше обстоят дела с финансированием ЖКХ, которое уже сегодня находится в аварийном состоянии со степенью износа свыше 80-85%. Под разговоры о необходимости повышения качества жизни населения, а также проведения капитального ремонта ветхого и аварийного жилья расходы на модернизацию жилищно-коммунального хозяйства сокращаются с 0,51% в 2011 году до 0,21% в 2013 году и менее 0,12% по итогам 2015 году.

Бюджетное финансирование оборонно-промышленного комплекса, и без того находящегося в жутком инвестиционном кризисе, в ближайшие три года должно сократиться с 1,51 до 1,29% ВВП. Тогда как ещё в 2011 году на ОПК выделялось порядка 2,78% ВВП.

Необходимо отдавать себе отчёт в том, что, предлагая на утверждение Госдумы такой откровенно антисоциальный и антимодернизационный бюджет и ставя свою подпись под ним, нынешние премьер и президент осознанно отказываются от какой бы то ни было модернизации. По сути этот проект консервирует феодально-олигархический характер экономических отношений. Бюджет предполагает радикальное сокращение государственных расходов на ключевые отрасли до уровня слабо развитых стран третьего мира.

Между тем, уже сегодня можно было бы в 2-3 раза нарастить расходы на науку, образование, здравоохранение, спорт, национальную экономику и находящееся в аварийном состоянии ЖКХ, если бы власти решились ударить по рукам правящей олигархии и коррумпированных чиновников. Только за счёт отказа от позорной регрессивной шкалы налогообложения доходов населения (43% для 80% населения и 10-13% для 5% населения, контролирующих 85% крупной собственности), можно было бы увеличить доходы бюджета на 700-1000 млрд рублей.

За счёт одного только лишь ограничения масштабов незаконного вывоза капитала и репатриации криминальных активов (превысивших 42,2 млрд долларов в 2011 году) можно было бы изыскать свыше 10% расходной части федерального бюджета. Благодаря повышению нормы собираемости налогов и прочих сборов в бюджете с нынешних 70% до общеевропейских 85% можно изыскать свыше 1,5-2 трлн рублей.

Уже сегодня в расчёте на 1 долла добычи сырья Газпром платит в 2-2,5 раза меньше средств в бюджет в виде НДПИ, экспортных пошлин и прочих сборов. Благодаря повышению налогообложения компаний из нефтегазового добывающего сектора, извлекающих колоссальную природно-сырьевую ренту, можно изыскать свыше 500 млрд рублей. Ещё от 700 млрд до 1 трлн рублей способно дать введение государственной монополии на производство, экспорт, импорт и оборот спирта и спиртосодержащей продукции при одновременном повышении акцизов и борьбе с теневым сектором (550-800 млрд рублей).

И, пожалуй, самое главное - необходимо радикально ограничить масштабы воровства и нецелевого использования бюджетных средств. По результатам проверки Счётной палаты, в 2011 году объём задолженности налогоплательщиков по уплате налогов и сборов в бюджет превысил 1,2 трлн рублей, что эквивалентно 10% расходной части федерального бюджета. Еще 2 трлн рублей прокручивается на счетах бюджетополучателей в виде временно свободных бюджетных средств. Масштабы теневого сектора экономики официально составляют 10-15% ВВП, а в действительности зашкаливают за 25-30% ВВП, которые при наличии политической воли можно вернуть под контроль государства и увеличить доходы бюджета на 15-20%.

Экономист Владислав Жуковский для Накануне.RU


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС