07 Апреля 2025
search

Трамп объявил "День освобождения"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

апрель     2025
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
31 01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
Реклама от YouDo
erid: LatgBy9YE
Тут http://remont.youdo.com/doors/for-bathroom/, подробнее тут.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы


Экономика В России

Российская бюджетная система в глубоком кризисе

Владислав Жуковский о возврате к ультралиберальным принципам бюджетной политики 1990-х годов

Над проектом бюджета на 2013-2015 годы еще будет сломано немало копий, однако очевидно, что финансирование разрушенной системы образования, здравоохранения и экономики урезать нельзя, равно как и сокращать социальные выплаты гражданам. Тем не менее, правительство готовится на это пойти. Более того,  если посчитать расходы по некоторым ключевым статьям по отношению к инфляции и объему ВВП, то падение выглядит просто катастрофическим, хотя формально речь может идти об увеличении показателей. Это является свидетельством того факта, что российская бюджетная система находится в кризисном состоянии. 

По сути, в настоящее время речь идет о возврате к ультралиберальным принципам бюджетной политики 1990-х годов. Это лишь закрепит за Россией статус сырьевой колонии и поставит крест на модернизации. Мы наблюдаем постепенное втягивание России в долговую кабалу, которая уже сегодня обходится стране в 262 млрд рублей, а к 2015 году будет обходиться в 510-550 млрд рублей.

Весьма знаковой стала публичная критика работы правительства Медведева со стороны Путина и беспрецедентное за долгие годы вынесение президентом выговора в адрес сразу трёх министров. Сразу после этого Минфин в спешном порядке удалил со своего официального сайта проект бюджета на ближайшие три года, что дало повод ряду оптимистично настроенных экспертов расценить это как правильный шаг в сторону формирования принципиально нового бюджета.

Однако никаких позитивных изменений в проекте бюджета, судя по заявлениям высокопоставленных членов кабинета министров, так и не произошло. Сначала об этом публично заявил глава Минфина Антон Силуанов, а затем подтвердил премьер-министр Медведев.

Силуанов недвусмысленно дал понять, что даже после публичной критики кабинета министров со стороны Путина никаких радикальных изменений в бюджете не произойдёт, а финансирование национальной экономики, науки и образования будет осуществляться по остаточному принципу. При этом финансирование президентских обещаний будет осуществляться за счёт так называемого "бюджетного манёвра", предполагающего отвлечение бюджетных средств с других жизненно важных направлений. 
Другими словами, либеральное правительство Медведева продолжило реализацию паразитической политики Алексей Кудрина по проеданию поступающих в страну нефтедолларов и вывозу за рубеж валютных резервов. Вместо расширения финансирования науки, образования, здравоохранения и несырьевых секторов экономики Минфин открыто саботировал предвыборные обещания Путина и занялся перекладыванием денег из одного кармана в другой.

Правительство осознанно и целенаправленно на 25-60% (с учётом инфляции) урезает расходы на ключевые направления социально-экономической политики. И прежде всего те, которые связаны с развитием научно-технического и производственного потенциала, возрождением обрабатывающей промышленности и модернизацией изношенной на 80-85% базовой инфраструктуры.

Прежде всего, в глаза бросается радикальное и беспрецедентное за все последние 11 лет сокращение финансирования здравоохранения на 26,9% (494,3 до 361 млрд рублей), ЖКХ – на 27,5% (с 139,9 до 101,3 млрд), физической культуры и спорта – на 35,7% (с 51,2 до 32,9 млрд), СМИ – на 27,9% (с 70,4 до 50,7 млрд).

Также более чем на 5,45% правительством Медведева сокращается финансирование науки и образования (с 605,6 до 572,6 млрд рублей), что отражает истинную суть обещаний властей относительно набивших оскомину модернизации и инноваций. Именно по этой причине российская модернизация свелась к раскапыванию картофельного поля в оффшорном пригороде Москвы, замене лампочек в подъездах и изобретению морально устаревшего "чубридера" за 20 тыс. рублей.

Едва заметный прирост государственных затрат предполагается по статье культура (на 3,21%) и охрана окружающей среды (+6,1%). Однако в силу смехотворного объёма средств, выделяемых государством на эти цели (91,3 и 24,9 млрд рублей соответственно в 2013 году), эта капля в море в большей степени напоминает издёвку, нежели попытку решить проблему упадка культуры, дебилизации населения и ужасной экологической ситуации.

Кроме того ближайшие три года предполагается сократить и без того неадекватно низкие расходы на национальную экономику на 1,67% - с 1,68 до 1,65 трлн рублей.

В течение 2013-2015 годов совокупные расходы федерального бюджета на национальную оборону должны вырасти на 5,89% (с 1 млрд 007 млрд до 1 трлн 066 млрд рублей), однако, если сравнивать с 2011 годом, то объем расходов по этой статье в 2013-2014 годах даже уменьшается (в 2011 году на оборону было выделено 1 трлн 516 млрд рублей). Получается, что и в этом направлении идет открытый саботаж установок президента.

Следует отметить, что наращивание финансирования ВПК (тем более после многократного обвала в 1990-х годах) не должно вызывать совершенно никаких возражений. Во всех крупнейших экономиках мира с развитой наукоёмкой промышленностью именно ВПК и отрасли двойного назначения являются фундаментом для развития научно-технического потенциала и дальнейшего трансферта технологий в гражданские отрасли промышленности.

Крайне любопытными выглядят параметры бюджета по отношению к инфляции и динамике ВВП. Остановимся на этих показателях подробнее.

На фоне непрекращающихся разговоров правящих властей относительно необходимости проведения модернизации и отраслевой диверсификации экономики, мы видим практически повсеместное сокращение бюджетных расходов правительства как в номинальном, так и в реальном выражении.

инфографика структура расходов федерального бюджета 2013-2015|Фото: Накануне.RU

Расходы бюджета по отношению к инфляции (расчеты автора, кликните для увеличения)

При этом, если в номинальном выражении по ряду направлений бюджетной политики (пенсионное обеспечение, охрана окружающей среды, национальная обороны и безопасность и т.д.) наблюдается увеличение финансирования, то в реальном выражении, даже с учётом официально заложенной в бюджет инфляции, наблюдается масштабное сокращение финансирования практически всех направлений бюджетной политики.

Согласно предложенному проекту бюджета, за период 2012-2013 годов правительство планирует сократить совокупные бюджетные расходы на 11,8% в реальном выражении, тогда как в номинальном выражении планируется рост на 4,4%. Расходы на национальную экономику с учётом накопленного снижения покупательной способности рубля за ближайшие три года сократятся на 17,9%, на ЖКХ – на 43,8%, на образование – на 21,7%, на здравоохранение – на 43,2%, физическую культуру и спорт – на 52%, на СМИ – 44,2%, а на охрану окружающей среды – на 10,2%.

Даже те направления бюджетной политики, финансирование которых правительство планирует расширять в номинальном выражении и обеспечивать финансовыми ресурсами в приоритетном порядке, с учётом инфляции столкнутся с существенным сокращением финансирования.

Расходы федерального бюджета на национальную оборону и правоохранительную деятельность в течение ближайших трех лет в реальном выражении сократятся на 10,4 и 11,4% соответственно. При том, что в номинальном выражении запланирован рост бюджетного финансирования на 5,8 и 4,9% соответственно. Не лучше обстоят дела с расходами на общегосударственные вопросы, которые в реальном выражении в ближайшие три года подлежат сокращению на 0,7% в номинальном и на 17% в реальном выражении. И это при том, что даже само правительство называет нынешний проект бюджета умеренно оптимистичным.  

Ещё наглядней качественная деградация российской бюджетной политики в целом и предложенного проекта бюджета на 2013-2015 годы в частности проявляется в сокращении удельного веса расходов на стратегически значимые направления в сопоставлении с ВВП. В течение ближайших трех лет российские власти предлагают сократить общую расходную ведомость федерального бюджета с 17,4 до 14,6% ВВП, тогда как ещё в 2011 году она составляла более 20% ВВП (в экономически развитых странах этот показатель превышает не опускается ниже 30% ВВП, а в странах Скандинавии превышает 40%).

Удельный вес расходов на экономику за период 2013-2015 годов подлежит сокращению с 2,54% до 2% ВВП. Тогда как ещё в 2011 году объём расходов федерального бюджета на поддержку отечественной экономики составлял порядка 3,28% ВВП. Урезание расходов на оказание поддержки отечественным товаропроизводителям на целых 1,3% ВВП может повлечь за собой катастрофические последствия. Тем более в условиях скатывания мировой экономики в новую фазу глобальной рецессии и нарастания глобальной конкуренции.

В этой ситуации не стоит удивляться тому, что износ основных фондов в российской экономике только по официальным данным Росстата за последние 10 лет вырос с 37,8% до 47,5%, а в действительности зашкаливает за 65-70%. При этом объёмы выпуска машин и оборудования по-прежнему на 47% ниже отметок 1991 года, транспортных средств – на 38,3%, в лёгкой и текстильной промышленности – на 67-75%. А производство высокотехнологичной продукции (металлорежущих станков, сельхоз техники, вычислительных приборов, оптической техники, авиационной техники и т.д.) в 3-10 раз ниже уровня 20-летней давности.

инфографика структура расходов федерального бюджета 2013-2015, % к ВВП|Фото: Накануне.RU

Расходы бюджета по отношению к ВВП (расчеты автора, кликните для увеличения) 

Расходы на образование в ближайшие три года сократятся с 0,91 до 0,69% (1,01% в 2011 году), а расходы на здравоохранение – с 0,74 до 0,44% ВВП (0,92% в 2011 году). Одновременно с этим Минфин и кабинет министров Медведева предлагают сократить расходы на физическую культуру и спорт с 0,08 до 0,05% ВВП, а финансирование культуры и кинематографа урезать с 0,14 до 0,11% ВВП.

Не лучше обстоят дела с финансированием ЖКХ, которое уже сегодня находится в аварийном состоянии со степенью износа свыше 80-85%. Под разговоры о необходимости повышения качества жизни населения, а также проведения капитального ремонта ветхого и аварийного жилья расходы на модернизацию жилищно-коммунального хозяйства сокращаются с 0,51% в 2011 году до 0,21% в 2013 году и менее 0,12% по итогам 2015 году.

Бюджетное финансирование оборонно-промышленного комплекса, и без того находящегося в жутком инвестиционном кризисе, в ближайшие три года должно сократиться с 1,51 до 1,29% ВВП. Тогда как ещё в 2011 году на ОПК выделялось порядка 2,78% ВВП.

Необходимо отдавать себе отчёт в том, что, предлагая на утверждение Госдумы такой откровенно антисоциальный и антимодернизационный бюджет и ставя свою подпись под ним, нынешние премьер и президент осознанно отказываются от какой бы то ни было модернизации. По сути этот проект консервирует феодально-олигархический характер экономических отношений. Бюджет предполагает радикальное сокращение государственных расходов на ключевые отрасли до уровня слабо развитых стран третьего мира.

Между тем, уже сегодня можно было бы в 2-3 раза нарастить расходы на науку, образование, здравоохранение, спорт, национальную экономику и находящееся в аварийном состоянии ЖКХ, если бы власти решились ударить по рукам правящей олигархии и коррумпированных чиновников. Только за счёт отказа от позорной регрессивной шкалы налогообложения доходов населения (43% для 80% населения и 10-13% для 5% населения, контролирующих 85% крупной собственности), можно было бы увеличить доходы бюджета на 700-1000 млрд рублей.

За счёт одного только лишь ограничения масштабов незаконного вывоза капитала и репатриации криминальных активов (превысивших 42,2 млрд долларов в 2011 году) можно было бы изыскать свыше 10% расходной части федерального бюджета. Благодаря повышению нормы собираемости налогов и прочих сборов в бюджете с нынешних 70% до общеевропейских 85% можно изыскать свыше 1,5-2 трлн рублей.

Уже сегодня в расчёте на 1 долла добычи сырья Газпром платит в 2-2,5 раза меньше средств в бюджет в виде НДПИ, экспортных пошлин и прочих сборов. Благодаря повышению налогообложения компаний из нефтегазового добывающего сектора, извлекающих колоссальную природно-сырьевую ренту, можно изыскать свыше 500 млрд рублей. Ещё от 700 млрд до 1 трлн рублей способно дать введение государственной монополии на производство, экспорт, импорт и оборот спирта и спиртосодержащей продукции при одновременном повышении акцизов и борьбе с теневым сектором (550-800 млрд рублей).

И, пожалуй, самое главное - необходимо радикально ограничить масштабы воровства и нецелевого использования бюджетных средств. По результатам проверки Счётной палаты, в 2011 году объём задолженности налогоплательщиков по уплате налогов и сборов в бюджет превысил 1,2 трлн рублей, что эквивалентно 10% расходной части федерального бюджета. Еще 2 трлн рублей прокручивается на счетах бюджетополучателей в виде временно свободных бюджетных средств. Масштабы теневого сектора экономики официально составляют 10-15% ВВП, а в действительности зашкаливают за 25-30% ВВП, которые при наличии политической воли можно вернуть под контроль государства и увеличить доходы бюджета на 15-20%.

Экономист Владислав Жуковский для Накануне.RU


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Реклама
7 frightening finds. Archaeologists couldn't believe their eyes
Реклама
A fat belly will shrink in 24 hours! Find out a personalised way
Реклама
Fat from the sides will be gone in a couple of days if you do it
Реклама
These plants are slowly killing you! Right in your home

Архив материалов

апрель     2025
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
31 01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11


Архив материалов

апрель     2025
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
31 01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11