"Россию можно поздравить с выпуском ИЛ-476"
Новый транспортный самолет ИЛ-476 закуплен Минобороны для нужд Вооруженных сил. Как ранее сообщало Накануне.RU, подписание контракта на поставку 39 самолетов на сумму 140 млрд рублей состоялось вчера в Ульяновске на совещании у президента. Модель ИЛ-476 создана при помощи глубокой модификации ИЛ-76, военно-транспортного самолета, который разработали еще в 1967 году. Эксперты считают, что Россию и наш авиапром действительно можно поздравить с этим событием.
Конструкторскому бюро Сергея Ильюшина летом 1966 года министерство авиационной промышленности СССР поручило провести исследовательские работы по созданию проекта военно-транспортного самолета ИЛ-76. Уже к концу зимы 1967 года генеральный конструктор Сергей Ильюшин утвердил техпредложение по ИЛ-76.
Постройка первого опытного самолета проводилась в Москве на машиностроительном заводе "Стрела". Первый полет состоялся 25 марта 1971 года. Спустя два года, с аэродрома ташкентского авиационного завода был совершен первый серийный полет этой модели.
Глубокая модификация транспортного самолета Ил-76 - Ил-76-МД-90А - началась разрабатываться в 2006 году на КБ авиационного завода "Авиастар" (Ульяновск). Завершилась она к весне 2009 года. В течение 2009 планировалось заключить контракт на производство серии в 6 самолетов Ил-476 для Индии. В 2010-ом хотели построить образец самолета для ресурсных испытаний в ЦАГИ, а в 2011 начать серийное производство Ил-476.
В итоге строительство первого летного экземпляра "01-02" началось во второй половине 2009 и было завершено в декабре 2011 года. Выкатка состоялась 15 декабря.
Первая выкатка самолета ИЛ-476, Ульяновск, декабрь 2011
Первый полет самолета ИЛ-476 ожидали в апреле 2012 года, но это произошло только в октябре. Вчера в Ульяновске на совещании у президента был подписан контракт с Министерством обороны на поставку 39 самолетов ИЛ-476 на сумму 140 млрд рублей.
"Это самый крупный заказ в российской авиапромышленности за всю ее непродолжительную историю", - подчеркнул глава государства.
По словам Путина, предстоит серьезная работа по выполнению подписанного контракта. Президент обратил внимание на необходимость решения всех вопросов, связанных с серийным выпуском машин, в том числе по кадрам и производственным мощностям. "Мы со своей стороны окажем необходимую помощь. Я дам поручение Минфину и Минобороны решить вопрос с предоставлением компании "ОАК - Транспортные самолеты" государственных гарантий под развертывание серийных поставок самолета Ил-476", - сказал он.
"Это первый практически новый самолет, который российский авиапром произвел за последние двадцать лет", - отметил вчера глава государства.
Впрочем, с таким заявлением не вполне согласен эксперт редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий. "По сути это все-таки глубокая модернизация ИЛ-76. Я не совсем согласен с заявлением, что это "практически первый новый самолет". Что считать первым самолетом? "Sukhoi Superjet" тоже первый самолет. Если говорить о транспортных самолетах, тогда действительно первый. Здесь важно то, что началась работа по производству этого самолета, что он создан. Безусловно, это хорошее достижение", - говорит в беседе с Накануне.RU Синицкий.
Кроме того, на совещании Владимир Путин заметил, что такой самолет, как Ил-76, не производит никто в мире - по некоторым данным, европейцы пытаются произвести подобный грузовой самолет на базе АН-70, но грузоподъемность его на двадцать тон меньше.
Справка: Ил-476 способен доставлять грузы максимальной массой 28-60 т с крейсерской скоростью 770-800 км/ч. Модернизированный ИЛ-476 оснащен новым двигателями, цифровым пилотажно-навигационным комплексом. В отличие от базовой модели ИЛ-76, новый самолет может летать дальше - до 5 тыс.кв.
(кликните для увеличения)
По мнению заслуженного пилота СССР, бывшего замминистра гражданской авиации Советского Союза Алексея Горяшко, сейчас ИЛ-476 соответствует всем требованиям, которые предъявляли военные, и его можно ставить в одни ряд с самыми современными самолетами во всем мире.
"Самолет ИЛ-76 эксплуатируется уже лет 30. Этот самолет претерпел существенные конструктивные изменения: первое - оборудование кабины сейчас стало цифровым. Раньше показывали работу систем на цифрах и стрелках, а сейчас там стоят компьютеры, то есть - как на всех современных самолетах гражданской и военной авиации. Второе и самое важное - заменены двигатели, там поставлены двигатели ПС-91А - эти двигатели гораздо мощнее, чем те, которые были. Они экономичнее. Таким образом, увеличилась дальность и грузоподъемность ИЛ-476, что соответствует тем требованиям, которые предъявлялись военными. Надеюсь, что этот самолет будет эксплуатироваться и в гражданской авиации", - говорит Алексей Горяшко.
Двигатель самолета ИЛ-476, Ульяновск, завод "Авиастар"
По итогам совещания с Путиным глава администрации президента Сергей Иванов сообщил, что до 2018 года должны быть заключены контракты на закупку еще около 100 самолетов ИЛ-476.
"Судя по мощности завода в Ульяновске, насколько я знаю, эти цифры вполне реальны. Наращивание производства там продолжится, потому что ИЛ-476 это современный самолет, который будет котироваться на мировом рынке. Мощности в Ульяновске очень хорошие, но есть проблемы с кадрами. Старые специалисты ушли, новых пока не подготовили, хотя там и принимаются всяческие меры. Поэтому тут главная задача - решить кадровый вопрос с инженерами, техниками", - говорит заслуженный пилот СССР.
"Работа была проделана большая, потому что ИЛ-76 традиционно выпускались в Ташкенте, и перенос производства, модернизация его в Ульяновске - это, конечно, большой труд. Сил и средств в проект было вложено много. Поэтому то, что самолет вывели на определенный уровень, это вполне оправданная радость", - говорит Алексей Синицкий.
А Алексей Горяшко, говоря о запуске производства ИЛ-476, заявляет, что Россию можно поздравить с выпуском модернизированного самолета. "Для России это имеет огромнейшее значение. Оно заключается в том, что и армия, и гражданская авиация нуждается в современных самолетах, а не самолетах, которые построены 30 лет назад. Реконструкция этого самолета, оснащение новыми двигателями, ставит его в ряд с современными самолетами. Поэтому, на мой взгляд, Россию нужно поздравить с этим событием" - добавил заслуженный пилот СССР Алексей Горяшко.