Брянский прецедент: губернаторские выборы "зависли"
В Брянской области кандидат в губернаторы от партии КПРФ Вадим Потомский снял с выборов через суд кандидата от "Единой России". Реакция последовала незамедлительно – остальные участники по "собственному желанию" сняли свои кандидатуры, выборы оказались под угрозой срыва. О том, какие последствия будут у "брянского прецедента", корреспонденту Накануне.RU рассказал замдиректора Центра политической конъюнктуры России, политолог Александр Шатилов.
Вопрос: Александр Борисович, как это вообще можно - снять с выборов кандидата в губернаторы от партии власти?
Александр Шатилов: С одной стороны, это такой случай, создающий прецедент на политической арене России. В этой связи ситуация порождена спецификой Брянской области, потому что там давно наблюдалось противостояние Денина с левыми политическими силами. И в какой-то мере Денину припомнили аналогичный вариант с отстранением от выборов Юрия Лодкина.
Но, тем не менее, влияние коммунистов в Брянской области сохранялось, затем местный суд встал на сторону оппозиции, и вот нанесли удар в спину Денину. Власть в свою очередь попыталась использовать около-электоральные технологии, инициировав снятие кандидатов в попытке сорвать выборы.
Вопрос: Какие выводы можно сделать, исходя из поведения оппозиционных партий - ЛДПР и Яблока?
Александр Шатилов: Что касается региональных отделений оппозиционных политических партий - они очень уязвимы в силу своей зависимости от местной власти. Если еще руководители этих партий могут обладать автономией в Москве, то региональные представительства очень зависят от позиции местной администрации, от давления извне. И как раз снятие своих кандидатур ЛДПР и Яблока это продемонстрировало. Получается, что наши оппозиционеры, скажем так, достаточно уязвимы перед административным ресурсом. И под давлением партии власти они предпочли самоустраниться, фактически помогая власти срывать выборы.
Вопрос: Почему Митрохин грозил исключением кандидату от Яблока в случае снятия кандидатуры, но не смог на это повлиять?
Александр Шатилов: ЛДПР, например, вообще организация бессистемная, она оппозиционная только на словах, реальными делами всегда поддерживает власть. Что касается "Яблока", здесь все сложнее - центральное руководство "Яблока" пытается сохранять свое оппозиционное лицо. В региональных представительствах "Яблока" люди зачастую случайные, которые не слишком держатся за свое место, с такими людьми власти легче договориться. Поэтому, даже если отстранят брянского регионального руководителя партии, власть всегда сможет компенсировать ему эти потери.
Вопрос: Про кандидата от КПРФ часто говорят, что он выходец из некой криминальной среды. Так ли это?
Александр Шатилов: Ну, здесь сложно сказать, такую оценку человеку дает суд. Но т человек занимался бизнесом в Ленинградской области, которая в достаточной мере подвержена криминальному влиянию, и тут я не исключаю какие-то сомнительные моменты. В этой связи у власти есть чаще всего какой-то компромат на всех своих соперников.
Вопрос: Какие прогнозы Вы можете сделать, исходя из сложившейся на Брянщине ситуации? Что в дальнейшем ждет кампанию?
Александр Шатилов: Я считаю, что кампания "зависнет". Возможно, будет приниматься решение в достаточно оперативном режиме, срывать ли совсем эти выборы, создавая довольно неприятный прецедент, либо власть предпочтет проиграть эти выборы, но при этом сохранить относительно справедливые системы электоральных кампаний.
Другим мнением поделился с Накануне.RU генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин:
- В Брянске партии начали работать по-старому, когда у них есть общий противник в виде "великого и ужасного Кремля", который все запрещает. Они пытались построить свою кампанию исходя из этих установок. Но это не сработало. Провластный кандидат оказался снят с выборов! И в результате в элите возникла паника, поскольку они не понимали, как и что предлагать избирателям, и на самом деле это большая трагедия. Теперь все снова будут зависеть от кремлевского кандидата. Если он примет участие в выборах, политическая борьба развернется, если не примет, то и выборы, наверное, придется откладывать.
Это парадокс, но парадокс роста, поскольку, судя по трендам, администрация президента, действительно довольно сильно абстрагировалась от вмешательства в региональные дела, и это вскрыло неготовность местных элит самостоятельно формировать предвыборные правила. Данный эксперимент сам по себе интересен, и он позволит другим региональным элитам в других регионах действовать более ответственно и политически взвешенно.