Где потерялись триллионы российского бюджета
Владислав Жуковский о том, почему бюджет следует рассматривать как исключительно "колониальный"Вместо того, чтобы сосредоточиться на решении действительно важных проблем в области бюджетной политики и расширить функции бюджета с только лишь фискальной до стимулирующей и перераспределительной, чиновники продолжают собственными руками консервировать технологическую отсталость и деградацию населения.
С нашим бюджетом можно смело забыть про любую модернизацию, инновации и "вставание с колен". Это колониальный бюджет, в котором под разговоры про социальную направленность обеспечивается дальнейшая деградация экономики.
Именно об этом свидетельствует реальное сокращение расходов федерального бюджета с учётом официально заложенной инфляции за 2013-2015 годы на 43,8% по линии ЖКХ, на 43,2% - на здравоохранение, на 21,7% - на образование, на 17,9% - на национальную экономику и на 52% - на спорт.
Структура расходов по отношению к ВВП (кликните для увеличения)
В ближайшие три года под непрекращающиеся разговоры о модернизации и инновациях доля расходов на экономику сократится с 2,54 до 2% ВВП, на образование – с 0,91 до 0,69%, на здравоохранение – с 0,74 до 0,44%, на ЖКХ – с 0,21 до 0,12%, а на социальную политику - с 5,96 до 5,5% ВВП.
Никакое "бюджетное правило", усиливающее зависимость бюджета и экономики в целом от цен на нефть, не понадобилось бы вовсе, если бы нынешние власти наконец-то приступили к решению действительно важных задач. "Бюджетное правило" предполагает, что все дополнительные доходы федерального бюджета от превышения средней цены на нефть сначала за пять предыдущих лет (с постепенным увеличением учетного периода до десяти лет) не будут тратиться на финансирование экономики и повышение уровня жизни нищих пенсионеров и врачей, а будут направляться в Резервный фонд.
После того, как размер фонда достигнет 7% ВВП (министерству экономики так и не удалось пролоббировать снижение данного показателя до 5%), половина нефтяных сверхдоходов будет направляться в Фонд национального благосостояния, а вторая – может тратиться на инфраструктурные проекты, имеющие конечные сроки реализации.
Но уже сегодня можно было бы радикально, в 2-2,5 раза, нарастить бюджетное финансирование стратегически значимых направлений государственной социально-экономической политики, связанных с развитием научно-технического, производственного и инфраструктурного потенциала экономики. Даже в рамках нынешней несовершенной бюджетной системы есть масса возможностей, которая позволила бы в разы повысить эффективность бюджетной политики и превратить государство из ступора развития экономики в ключевой инструмент её модернизации.
Прежде всего, необходимо в кратчайшие сроки радикально повысить собираемость налогов. В противном случае все разговоры про необходимость "затянуть пояса", урезать расходы на экономику и продолжить накопление международных резервов выглядят попыткой легитимизировать воровство и криминал. В настоящий момент по оценкам самого правительства этот показатель не превышает 70%, тогда как в странах Евросоюза составляет 85%, а в Скандинавских странах достигает 90-95%. За счёт повышения собираемости налогов хотя бы до уровня стран Восточной Европы российский бюджет получит свыше 1,2-1,5 трлн рублей. Это превышает суммарные расходы правительства на науку, образование, медицину, спорт, культуру, охрану окружающей среды и находящееся в аварийном состоянии ЖКХ.
По оценкам Счётной палаты, только в 2011 году объём задолженности субъектов экономики по уплате налогов в федеральный бюджет превысили 1,1 трлн рублей или 10,4% доходной части бюджета. Заставляя население и несырьевые секторы экономики "затянуть пояса" и урезая расходы на стимулирование развития научно-технического потенциала, Минфин и правительство закрывают глаза на колоссальные недоимки в бюджет. Таким образом, необходимо существенно повысить качество администрирования налоговых сборов.
Спекулятивное прокручивание временно свободных бюджетных средств бюджетополучателями в финансовой системе фактически "уводит" из казны несколько сот миллиардов рублей. Речь идёт об изобретённом ещё в 1990-е годы Чубайсом инструменте получения прибылей за счёт нецелевого использования бюджетных средств – размещении временно свободных средств бюджетополучателей на депозитах. По данным аудиторской проверки Счётной палаты, только в 2011 году объём временно свободных средств бюджетополучателей подскочил в 4 раза и достиг отметки в 2 трлн рублей, из которых 160 млрд рублей так и не были возвращены в бюджет в определённые законодательством сроки. Ежегодные потери федерального бюджета от нецелевого использования бюджетных средств и упущенных доходов достигают 200-250 млрд рублей.
Требуется не на словах, а на деле объявить войну коррупции в высших эшелонах власти и сократить масштабы хищений в бюджетной системе. Уже сегодня по оценкам Национального антикоррупционного комитета норма "откатов" по открытым (гражданским) статьям бюджета составляет не менее 25-30%, тогда как в закрытых статьях (силовые ведомства, национальная оборона и безопасность, правоохранительные органы и т.д.) может достигать 60-70%.По оценке Банка России размер рынка обналичивания и легализации преступных доходов достигает 2,5 трлн рублей, а на деле зашкаливает за 5 трлн. Только в 2011 году незаконный вывоз капитала и криминальных активов российских сырьевых олигархов и коррумпированных чиновников составил 1,2 трлн рублей, а за период с 2008 года превысил 5,8 трлн рублей или 55% федерального бюджета РФ в 2011 году. Это позволит повысить эффективность бюджетных расходов на 25-40%.
Необходимо навести порядок в силовых структурах и прекратить воровство на государственном оборонном заказе. Неприемлема ситуация, при которой на протяжении последних трех лет подряд срывается исполнение Гособоронзаказа, а до 70% всех выделяемых правительством средств вообще не доходит до предприятий ОПК. По оценкам Счётной палаты, из 718 млрд рублей нецелевого использования бюджетных средств в 2011 году свыше 70% пришлось на силовые ведомства.
Какие еще меры помогли бы наполнить бюджет? Следует радикальным образом повысить налогообложение сырьевых компаний, не связанных с добычей нефти. Российские металлурги, производители цветных и драгоценных металлов, производители минеральных удобрений, лесные компании наряду с нефтегазовыми гигантами изымают природно-сырьевую ренту и извлекают сверхприбыли. Имеет смысл ограничить возможность изъятия ренты частными компаниями за счёт повышения экспортных пошлин и снижения налогообложения при реализации сырья отечественным товаропроизводителям. Помимо изъятия природной ренты в доход бюджета (от 450 до 800 млрд рублей) это даст сильнейший стимул для развития отечественной обрабатывающей промышленности и углубленной переработки сырья.
Отдельно стоит остановиться на нашем так называемом "национальном достоянии". Впору говорить о необходимости существенного повышения налогообложения Газпрома, который фактически превратился во внутренний карман и "чёрную кассу" российских чиновников и своих руководителей. В расчёте на единицу нефтяного эквивалента платежи Газпрома в бюджет по экспортной пошлине в 2,1 раза ниже, чем у нефтяных компаний, а по НДПИ – в 2,3 раза. Это позволит изыскать дополнительно свыше 550 млрд рублей, что позволит удвоить расходы на науку и образование.
Еще один способ наполнить казну – уже давно обсуждаемый отказ от регрессивной шкалы налогообложения, при которой бедные платят за богатых. Требуется ввести дифференцированную шкалу налогообложения доходов физических лиц, освободив граждан с доходами менее 15 тыс. рублей от уплаты НДФЛ и повысив верхнюю планку для населения с доходами свыше 1 млн рублей до 35-45%. Нужно провести дифференциацию ставки социальных платежей, которая для 70% бедного населения с доходами менее 20 тыс. рублей в месяц превышает 30%, а для 10% наиболее богатых реальная ставка не дотягивает и до 10%. Это позволит получить дополнительно порядка 1,5-2 трлн рублей, что позволит целиком и полностью закрыть дефицит Пенсионного фонда на ближайшие 3-4 года, снизит градус социального протеста и позволит вывести из нищеты 85 млн российских граждан.
Уже много лет Счётная палата отчитывается об откровенно провальных результатах управления золотовалютными резервами – ежегодные чистые потери России от обесценения валютных резервов варьируются в диапазоне 200-400 млрд рублей. Необходимо обязать Банк России отдавать в бюджет России 100% (вместо 75% сегодня) всей получаемой им прибыли с тем, чтобы лишить его стимулов зарабатывать на спекулятивных играх и завышении процентных ставок. Необходимо прояснить статус Банка России, чётко прописав его как орган государственной власти, целиком и полностью подконтрольный парламенту и Счётной палате. Банк России должен трансформироваться из проводника интересов финансовых спекулянтов в ключевой инструмент развития отечественной экономики и финансирования модернизации. Только в 2011 году Россия потеряла свыше 50 млрд долларов от хронического нежелания властей сделать доступными кредиты, рефинансировать экономику и ограничить вывоз капитала в оффшорные юрисдикции.
Введение монополии государства на производство, импорт, экспорт и оборот этилового спирта и спиртосодержащей продукции позволит получить дополнительно порядка 550-700 млрд рублей в федеральный бюджет – при объёме рынка в 1,2 трлн рублей за счёт ограничения теневого сегмента рынка (ещё 700 млрд рублей), а также повышения и ужесточения контроля за сбором акцизов и экспортно-импортных пошлин.
Для реализации этих инициатив, прежде всего, необходима политическая воля властей. И мы видим, что впервые за многие годы после ухода Эльвиры Набиуллиной из министерства экономики в советники Путина в МЭР сформировалась более или менее вменяемая и профессиональная команда экономистов. Белоусов и Клепач открытым текстом заявляют, что подготовленный минфином откровенно антимодернизационный проект бюджета в принципе не позволяет обеспечить исполнение предвыборных обещаний Путина и ставит крест на модернизации и отраслевой диверсификации экономики.
Единственная проблема состоит в том, что вице-премьерский уровень, ответственный за разработку и реализацию финансово-экономической политики, оккупирован идейными последователями и учениками либеральной шайки Гайдара, Чубайса, Ясина и Мау. Игорь Шувалов и Аркадий Дворкович, провалившие модернизацию и обрушившие своими действиями российскую экономику в пропасть в 2008-2009 годов, курируют экономический блок правительства и продолжают реализовывать политику по сдаче финансово-экономического и производственного суверенитета. Во многом именно на их поддержку опирается ученик Алексея Кудрина Антон Силуанов, который продолжает целенаправленно сокращать и без того необоснованно заниженные в 2-3 раза расходы на науку, образование, ЖКХ, медицину и национальную экономику. МЭР уже открестился от нынешнего проекта бюджета, отдавая себе отчёт в том, что он неизбежным образом столкнёт Россию в глубокий финансово-экономический и общественно-политический кризис. Осталось дело за малым – руководству страны и, прежде всего Путину необходимо очистить финансово-экономический блок правительства от гайдаровцев и рвущихся к власти младореформаторов, попутно объявив войну коррупции. Другое дело, что короля делает свита, и никто не отменял круговую поруку в высших эшелонах власти, которая, насколько можно судить, является ключевым тормозом для выхода страны из-под внешнего управления.
Как увеличить доходы бюджета (кликните для увеличения)
Экономист Владислав Жуковский для Накануне.RU