"Меня украли. Сообщи в посольство". Похищенная в Сирии журналистка Анхар Кочнева вышла на связь
Известную российскую журналистку и блогера Анхар Кочневу, уже год освещающую сирийский конфликт, никто не видел с тех пор, как в прошлый вторник она села в такси в Тартусе. Знакомые и коллеги подозревают, что Анхар могла быть похищена боевиками так называемой Свободной сирийской армии. По словам ее подруги Елены Громовой, которая последняя видела Анхар как раз у злополучного такси, Анхар собиралась в район Хомса делать материал о столкновениях боевиков и сирийской армии. Бывший муж журналистки утверждает, что вскоре получил от нее смс "Меня украли. Сообщи в посольство". Громова рассказала корреспонденту Накануне.RU о возможных мотивах похищения.
Первыми тревогу забили подруги журналистки зампред Комитета солидарности с народами Ливии и Сирии Дарья Митина и редактор Syrianews.ru Елена Громова.
"В понедельник мы поехали вместе с ней в Тартус. Во вторник в 12-00 она выступила перед жителями Тартуса в Культурном центре. А затем она собралась в Хомс для того, чтобы что-то там подготовить для журналиста НТВ Вадима Фефилова. Я так понимаю, хотела поспрашивать военных на тему, можно ли им поехать в Алеппо. Я ее спросила: "Можно, поедем вместе". Она сказала "Нет, я одна". И часов в 5 вечера она уехала из Клуба офицеров в Тартусе на такси. Таксист был бородатый. Вот все, что могу сказать. В среду вечером должна была быть в Дамаске. Последний раз я связывалась с ней в примерно в 21 час из Тартуса, она ответила. После этого я звонила ей ранним утром следующего дня, но связи уже не было", - писала в своем блоге журналистка Елена Громова.
Позже в блогах появилась информация, что Анхар Кочнева отправила смс-сообщение своему бывшему мужу, точного содержания которого установить не удалось. Одни издания сообщают, что журналистка написала: "Меня везут в Эль-Кусайр", другие, что она сообщила, что ее похитили, и попросила сообщить в посольство. Затем связь с ней опять оборвалась. Последний раз, по информации РИА Новости, Анхар Кочнева выходила на связь в пятницу.
Как рассказал журналист Назир Саиди, Кочнева выходила на связь, но ничего узнать о том, где она и что с ней, не удалось.
"Анхар звонила сегодня днем в гостиницу в Дамаске и хотела связаться с проживающей в ней съемочной группой, однако связь прервалась. Второй раз она не перезвонила", - цитирует сирийского журналиста РИА "Новости".
Отметим, что источники РИА Новостей в ливанских спецслужбах сообщили агентству, что "их контакты в группировках Сирийской свободной армии (ССА), действующих в районе Эль-Кусайр, также не располагают информацией на этот счет".
В свою очередь газета "Известия" со ссылкой на свой источник в зоне конфликта сообщила, что трасса, по которой ехала Анхар, полностью охраняется правительственными войсками.
"Да и в Хомсе все в порядке, и каким образом она могла исчезнуть, непонятно", - пояснил источник изданию. По данным издания Lifenews, посольство МИД РФ в Дамаске пока не подтвердило факт похищения репортера и не располагает актуальной информацией.
Анхар Кочнева одна из немногих российских журналистов, постоянно работавших в зоне сирийского конфликта, на ее счету немало острых репортажей и интервью обличающих преступления боевиков Свободной сирийской армии, которые она делала в том числе и для Накануне.RU.
В воскресенье вечером пропавшая в Сирии в районе города Хомс журналистка Анхар Кочнева впервые с момента своего исчезновения в среду, 10 октября, ответила на звонки и SMS-сообщения родных и друзей.
Как сообщил "Известиям" бывший муж журналистки Дмитрий Петров, на его телефон с номера экс-супруги пришло короткое сообщение следующего содержания: "Надеюсь, скоро все будет хорошо. Не пиши".
Один из друзей семьи получил похожее сообщение, в котором Анхар конкретизировала свое положение, добавив к просьбе не звонить и не писать, что она находится в плену.
Елена Громова поделилась своим мнением о произошедшем в беседе с корреспондентом Накануне.RU.
Вопрос: Что известно об Анхар на данный момент?
Елена Громова: Уже пять суток ничего не известно. Только то, что она во вторник поехала из Тартуса в Хомс. В Тартусе говорят, что опросили водителя, который ее вез, и он сказал, что довез ее до Клуба офицеров. Вот все, что я знаю точно, остальное на уровне того, что уже пишут журналисты.
Вопрос: Зачем она отправилась в Аль-ксейр?
Елена Громова: Не могу сказать ничего определенного. Могу только сделать предположение, что она хотела сделать репортаж о каких-либо боевых действиях.
Вопрос: Кто-то уже выходил на контакт? Что насчет того, что Анхар сама выходила на кого-то на неделе, что правда, а что слухи? На кого выходила? Что за история с журналистами НТВ, которым Анхар якобы звонила?
Елена Громова: Я слышала о том, что она выходила на связь со своим бывшим мужем и написала ему "Меня украли. Сообщи в посольство". Еще пишут, что пыталась выйти на связь с переводчиком, который помогает здесь одной из съемочных групп. Могу предположить, что имеется в виду съемочная группа НТВ под руководством Вадима Фефилова, потому что до своего исчезновения она имела намерение работать именно с ним. Со мной на связь она, к сожалению, никак не выходила, и мне уже четверо суток не удается ей дозвониться – абонент вне доступа.
Вопрос: Возможно ли, что Анхар сейчас находится просто в зоне боевых действий, поэтому недоступна?
Елена Громова: Мне хотелось бы так предполагать, но СМС-сообщения, посланные ее мужу, говорят совершенно о другом. Там, насколько я поняла, четко сказано "Меня украли".
Вопрос: По опыту в подобных ситуациях, как обычно ведут себя похитители из ССА? Дают ли звонить, требуют ли выкуп?
Елена Громова: Бывает, что требуют выкуп, но чаще всего назначают в этом случае нереалистичную сумму в несколько миллионов. И даже если удастся такую сумму где-то достать – то боевики часто все равно убивают похищенных. Так что вся надежда на Сирийскую армию или на то, что ей удастся бежать. Когда под Дамаском была похищена журналистка Яра Салех вместе со всей съемочной группой телеканала "Аль-Ихбария", то было мало надежды, что она вернется. Тем не менее, через неделю журналистов освободила армия. К сожалению, один из них был убит боевиками, но трое были спасены. Мне хочется надеяться, что и Анхар также освободят.
Вопрос: Какие мероприятия и какими органами ведутся? Делается ли что-то по уровню МИДа? Кто занимается делом Анхар? Сведения, которые публикуются в блогах, противоречивы.
Елена Громова: Я не в курсе, ибо если такие действия ведутся, то они ведутся не на уровне открытого доступа.
Вопрос: Опрашивали ли силовики лично вас?
Елена Громова: Нет, не опрашивали
Вопрос: Версия бывшего мужа Анхар о "российском следе" состоятельна, по-Вашему? В блогах распространяется заявление бывшего мужа, что Анхар работала только на русскую аудиторию и не работала на арабскую, поэтому надо подозревать сирийскую оппозицию в России, как Вы это оцениваете?
Елена Громова: Все возможно, и это тоже. Потому что так называемые сирийские "оппозиционеры", живущие в Москве, неоднократно шлют угрозы людям, которые так или иначе поддерживают Сирию. Я сама получала в соцсетях оскорбления и угрозы от таких людей. Некоторым членам Комитета солидарности с Сирией вообще писали: "Мы объявляем вам джихад". Вот и Анхар тоже получала угрозы, и довольно часто, и в Фейсбуке, и в своем блоге в Живом журнале, и по телефону. Зато таких, как Махмуд Хамза, приглашают на интервью, где они открыто ругают Россию и не скрывают своей ненависти к русскому народу. Мне непонятно такое попустительство людям, открыто ненавидящим и Сирию, и Россию. Она работала и на российскую, и на арабскую аудиторию. Выступала по арабским телеканалам. Но больше – на российскую. Так что вполне возможна версия, что след тянется в Москву. Но опять же – я не следователь, и могу лишь предполагать. Однако, повторю – она получала от них угрозы.