Пролетариев страны призывают к объединению в единую партию, но те не хотят
История с "письмом Зюганову" получила продолжение. Еще несколько недель назад по интернету стало "гулять" письмо бывших членов компартии, в котором они критиковали руководство КПРФ, обвиняя его в политическом карьеризме, слиянии с буржуазией и прочих "коммунистических грехах". Такие письма не редкость, этому же экземпляру придала дополнительный вес фамилия Егора Лигачева среди подписантов. Руководство КПРФ предположило, что "Егора Кузьмича ввели в заблуждение", но для того, чтобы опровергнуть эти слова и для разъяснения своей позиции коммунист, которому принадлежит легендарное "Борис, ты не прав", написал статью, в которой выражает надежду, что "пролетарии страны" все-таки объединятся и придет время единой компартии. Однако сами левые силы к этому не спешат, а, напротив, говорят о создании "альтернативы" КПРФ. Подробности - в материале Накануне.RU.
В письме экс-кпрфовцев много говорилось о том, что руководство КПРФ пережило "сращивание с буржуазией", оно обвинялось в "оппортунизме" и "соглашательстве", в уходе от "ленинских принципов" и прочих принципиальных идеологем. Само письмо было адресовано пленуму, который состоится в конце октября, и 15-му съезду партии. Завершалось письмо обещаниями собрать еще один, досрочный съезд из делегатов съезда 1993 года, утвердившего Зюганова на его нынешнем посту, с целью отменить те решения и низложить партруководство.
Тут стоит отметить, что Лигачев – единственный из подписантов, кто сейчас состоит в КПРФ, в ее официальной, "зюгановской" части. Все остальные либо сами были вынуждены уйти, либо были исключены в результате различных расколов и размежеваний. Получается, что это критика все-таки снаружи.
Зюганов довольно оперативно ответил на эту критику, когда на сайте КПРФ появилась его будущая речь на пленуме, в которой он будет говорить "правильные вещи", после чего все участники пленума будут вынуждены согласиться и проголосовать "за".
Что касается Егора Лигачева, то в своей статье он выражает надежду на то, что и пленум и съезд примут соответствующие решения, осудят ошибки руководства КПРФ, отзовут руководство, и таким образом увековечат себя в истории.
"В случае положительного решения съезда это будет акт исторического значения, направленный на сохранение и упрочнение КПРФ и создание единой Коммунистической партии в России на базе КПРФ и других существующих коммунистических организаций, а равно и левых сил. Уверен, что съезд войдет в историю как объединительный съезд. При этом ни той, ни другой стороне не надо считать это решение беспринципной уступкой, лишь своей победой или своим поражением. Это будет наша общая победа", – пишет Лигачев.
Однако, ни члены КПРФ, ни те, кто потенциально мог бы объединится, ни эксперты, не считают, что надеждам ветерана коммунистического движения суждено сбыться.
"По всей вертикали КПРФ стала полностью буржуазной партией, которая и на выборах себя ведет, как буржуазная партия, преследуя цели проведения по спискам представителей крупного бизнеса. Думаю, что съезд КПРФ ничего не изменит, это связано с личностью самого Зюганова и команды, которая крепко держит рычаги власти, они на это не пойдут. Они могут теоретически продекларировать это, но представители всех коммунистических организаций, кто в КПРФ работал, они прекрасно знают, что это будут только декларации. Поэтому никаким началом процесса объединения это не будет", – предлагает Накануне.RU свою версию с аналогичным результатом председатель ЦК партии "Коммунисты России" Максим Сурайкин.
"Естественно, вопрос о теории важен, – добавляет в беседе с Накануне.RU первый секретарь РКСМ Дарья Митина, – но, с другой стороны, понятно, что обсуждение будет затрагивать лишь виртуальную реальность. Поспорят ортодоксы с зюгановскими извратителями, ну а что дальше-то? К практике это все имеет достаточно умозрительное отношение. Компромиссы партии на местах с буржуазией, активное привлечение крупного капитала в партию тоже, мягко говоря, никак не вписывается в марксистские доктрины. Соглашательская позиция на местах с партией власти – это тоже совсем не то, о чем Зюганов будет говорить на пленуме 27 октября. Поэтому мы с товарищеской критикой всегда согласны, другое дело, что особенность КПРФ в том, что там всегда прав тот, у кого пост первого секретаря, регистрационные документы и право представлять партию на уровне государства".
По ее словам, суть не в том, что будет говориться на этих партийных мероприятиях, а в том, что на практике все происходит совсем иначе, а значит, и все решения пленумов и съездов, по большому счету, бессмысленны.
Максим Сурайкин считает, что вопрос объединения левых сил в единую компартию давно назрел, однако КПРФ прочно сидит на своих позициях и делить их с кем-либо не будет.
"Идея объединения настоящих коммунистов – это одна из доминирующих идей во всех наших коммунистических движениях, настоящих коммунистов, приверженных коммунистическим идеалам. Мы тоже прилагаем немало сил для этого, стараемся нашу партию усилить, как платформу для объединения левых сил. Но, честно говоря, я абсолютно уверен в том, что руководство КПРФ полностью переродилось и намерено использовать партию для проведения в думские кабинеты крупного бизнеса в своих интересах", – сказал Сурайкин, отметив, что если и начинать объединение, то на платформе "Коммунистов России", которая является одной из наиболее крупных альтернативных компартий.
С тем, что необходимость консолидации левых давно назрела, соглашается и Дарья Митина. При этом, она не исключает варианта, когда "все остальные" объединятся не вместе, а против КПРФ, что приведет к созданию двух более или менее равновеликих компартий.
"Вопрос объединения, безусловно, существует. Это насущная необходимость, которая осознана всеми группами. Она осознана всеми в гораздо большей степени, чем КПРФ. С одной стороны, все понимают, что надо объединяться, первые шаги уже сделаны левыми – создан Форум левых сил, куда вошли более 40 партий, маленьких партий, организаций. Все понимают, что без участия в этом проекте КПРФ, как самого крупного сегмента, это все остается на словах. Наша задача для начала – консолидировать левый фланг левее КПРФ, чтобы все, так или иначе, в этот процесс влились, и тогда КПРФ уже будет сложнее этот процесс игнорировать", – размышляет первый секретарь РКСМ.
В качестве примера подобной системы она привела несколько стран, в которых подобная система долгое время довольно успешно используется, среди которых Индия и Греция.
"В Индии есть две большие компартии и им удается не пересекаться друг с другом и не наступать друг другу на горло. На выборах они выступают порознь, но набирают сопоставимое количество голосов. В одной компартии около 1,5 млн членов, в другой около миллиона при очень жесткой системе вступления. Там есть системы фильтрации, испытательный срок, и член партии – это не просто такое "облачко в штанах", а активисты. В Греции тоже есть традиционная компартия Греции, которая имеет третью по величине парламентскую фракцию и обширный круг сторонников, а есть левый блок Сириза. Это что-то похожее на то, что хотят сделать российские левые – много разрозненных группировок. В конечном счете, они дозрели до того, чтобы объединиться, они сформировали блок и им не хватило буквально 1,5%, чтобы выиграть", – отметила Митина.
В КПРФ на это заявляют, что партия остается фактическим "центром оппозиции", а попытка создать ей альтернативу будет означать ослабление левого движения.
"Идея создания альтернативной компартии Российской Федерации не нова, - рассказал Накануне.RU заместитель руководителя фракции КПРФ в Госдуме Анатолий Локоть, - такие попытки делались много раз и ни к чему не привели. На сегодняшний день компартия является фактически центром оппозиции, сегодня у КПРФ свои взгляды, свой электорат, своя идеология. Конечно, есть трудности, есть ошибки, они присутствуют, но создавать какую-то структуру сегодня в альтернативу КПРФ или даже инициировать такие попытки – это означает ослаблять в целом левое движение Российской Федерации. Сама эта идея порочна по сути".
КПРФ ни к чему объединяться с мелкими партиями, поскольку это не даст ничего полезного, а конкурировать с ними у Зюганова всегда удавалось успешно, считает политолог, гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.
"Маргинальные компартии созданы, прежде всего, исходя из амбиций их лидеров. Объединяться с КПРФ в их планы не входит. К тому же, КПРФ всегда существовала рядом с такими объединениями как ВКПБ Нины Андреевой, НПСР Геннадия Семигина и многие другие. Наличие параллельных коммунистических и псевдокоммунистических структур КПРФ никогда не мешало. Зачем им сейчас объединяться – вопрос сакраментальный и совершенно гипотетический", – поясняет политолог.
"Мне кажется, что Егор Лигачев слишком увлечен слоганом прошлых лет "Пролетарии всех стран объединяйтесь". Этот призыв сейчас неактуален, он идет вразрез с общим трендом на обособление партийных проектов в связи с облегчением режима их существования. Мне кажется, Егор Лигачев не преуспеет с этим тезисом, так как он не сможет решить главную проблему – моральную усталость региональных отделений и основного актива КПРФ от нынешнего руководства партии", – рассказал Накануне.RU Алексей Мухин.