Олег Смолин: Правительство так и не говорит, будет образование платным в стране или нет
Как известно, после драки кулаками не машут, тем не менее, представители педагогического сообщества продолжают дискуссии вокруг нового законопроекта "Об образовании", который на прошлой неделе был принят Госдумой в первом чтении. Поводом для них является альтернативный законопроект "О народном образовании", который был подготовлен фракцией КПРФ, и который теперь коммунисты предлагают "растащить" на поправки, чтобы исправить огрехи правительственного законопроекта. О том, удастся ли это и чего ждать родителям и учителям, если эти попытки не принесут успеха, корреспонденту Накануне.RU рассказал автор альтернативного законопроекта, первый заместитель председателя думского комитета по образованию и науке Олег Смолин.
Вопрос: Чем плох правительственный законопроект, принятый в первом чтении, и какие поправки Вы собираетесь внести, чтобы улучшить ситуацию?
Олег Смолин: Все недостатки в правительственном законопроекте можно разделить на две группы. Первый недостаток заключается в том, что этот законопроект пустой. В нем 152 отсылочные нормы. Это то же самое, что требовать, чтобы паровозом управлял машинист. Там говорится о распределении полномочий между федеральными и муниципальными властями и еще, Бог знает, о чем. Ни учитель, ни ученик, ни студент, ни профессор в этом законопроекте себя в каком-то внятном виде не найдут. А если и найдут, то в таких формулировках, из которых непонятно, что следует. Второй недостаток в том, что при некоторых шагах вперед, а их очень немного, например, информационная открытость сайтов образовательных учреждений, шагов назад гораздо больше. Мы насчитали 15, но я расскажу лишь о некоторых. Первое. Правительственный законопроект отбирает у сельского учителя льготы на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства и целиком отдает их на усмотрение региона. Второе. Правительственный законопроект забирает у всех учителей скромную выплату на приобретение книгоиздательской продукции. Третье. Правительственный законопроект отбирает надбавки за ученые степени и звания у ВУЗовских преподавателей, а это, простите, половина зарплаты. Четвертое. Правительственный законопроект отбирает льготы при поступлении в профессиональные учебные заведения у детей-сирот и военнослужащих. Пятое. Правительственный законопроект ничего не говорит о надбавках за классное руководство, которые стали результатом шумной реализации национального проекта "Образование". Далее. Правительственный законопроект ликвидирует как уровень начальное профессиональное образование и не вполне понятно, что будет с дипломами тех, кто это образование получил. Также непонятна ситуация с правом на начальное профессиональное образование, например, у детей с ограниченными возможностями здоровья. Вряд ли их возьмут в техникумы, скорее всего, их переведут на профессиональное обучение. А это совсем другой уровень. Правительственный законопроект не содержит внятного ответа на вопрос, будет образование у нас платным или не будет. В нем написано, что платные услуги могут оказываться вне рамок государственного образовательного стандарта, но в стандарте не прописано содержание образования. Так что, понять, что будет платным, а что бесплатным из этого проекта, довольно трудно. Я по этому поводу вспоминаю доктора Рошаля, который рассказывал, что он в свое время трижды прочитал закон об основах охраны здоровья, но так и не понял, за что и как должны будут платить граждане. Госпрограмма развития образования на 2012 - 2020 годы предусматривает увеличение доли поступления денег от граждан за образовательные услуги более чем в полтора раза. По моему глубокому убеждению, если закон не удастся исправить, вреда будет больше, чем пользы.
Вопрос: Какие поправки Вы собираетесь внести ко второму чтению, чтобы исправить ситуацию, и возможно ли ее исправить вообще?
Олег Смолин: Мы договорились о создании межфракционной рабочей группы для доработки этого законопроекта. Она сформирована на паритетных началах и будет работать под председательством заместителя председателя Госдумы Людмилы Швецовой. Мы будем предлагать поправки, максимально отражающие суть нашего альтернативного законопроекта, который мы подготовили от фракции КПРФ. Мы вообще сейчас превратим большую часть нашего законопроекта в поправки. Но я реалист и понимаю, что далеко не все из этих поправок будут учтены. Несмотря на то, что по слухам Дмитрий Медведев обещал Геннадию Зюганову взять в правительственный законопроект чуть ли не три четверти от предложений нашего документа. На самом деле я думаю, что никто не будет принимать три четверти коммунистического законопроекта и даже не факт, что те предложения, с которыми согласился Дмитрий Медведев, будут обязательно приняты. Ну, например, мне известно, что Медведев заявил, что начальное профессиональное образование должно сохраниться либо в виде уровня, либо в виде ступени. Но нам сейчас говорят, что сделать это невозможно. В уровень превращать не хотят, а в ступень, говорят, нельзя. Скорее всего, будет принята небольшая часть наших поправок или поправки, не имеющие финансового наполнения. Нам говорили, что может быть принято предложение, обязывающее Правительство ежегодно представлять доклад об исполнении государственной программы "Развитие образования на 2013 – 2020 годы". Ну, хоть какая-то форма отчетности! Говорят, еще, что может быть принята часть наших предложений по поводу коррекционного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. По крайней мере, говорят, что право выбора вида учреждения инклюзивного или коррекционного вида образования будет принадлежать родителям ребенка или студенту, если он студент. Также говорят, что могут быть приняты наши предложения в части развития электронного обучения. Я надеюсь, что это так и будет, потому что сейчас, даже действующий федеральный закон, принятый в этом году, не полностью перенесен в большой правительственный законопроект. Может быть, и об это говорила Людмила Швецова, Правительство вернется к той формулировке о зарплате учителей, которая была в проекте закона до того, как его "зачистил" Минфин. Я говорю о том, что средняя зарплата учителей должна быть не ниже средней зарплаты по региону. Это, конечно, будет шагом вперед, но, как я считаю, шагом недостаточным, потому что можно проблему решить в это случае довольно просто. Часть учителей можно уволить, а остальных перевести и на две ставки, и вот тебе, пожалуйста, - средняя зарплата по региону. Мы же требуем, чтобы к средней по региону приравнивалась зарплата за одну ставку. В ином случае получится, как в анекдоте, который я привел, выступая с думской трибуны: большинство педагогов работает на полторы ставки, потому что на одну есть нечего, а не две – некогда! Мы также надеемся, что будут приняты еще какие-то поправки, вероятно, их будет даже не так уж и мало, но они радикально не изменят закон. Но мы все равно будем работать. Второе чтение закона ожидается в середине декабря.
Вопрос: Будут ли проводиться какие-то общественные слушания, семинары, конференции, где вы, привлекая педагогическую общественность, попытаетесь воздействовать на умы своих коллег - "единороссов"?
Олег Смолин: Слушаний уже был вагон и маленькая тележка, и еще одни парламентские слушания будут, если мне не изменяет память, 8 ноября. К сожалению, опыт показывает, что убеждать надо не наших коллег-"единороссов", а представителей Министерства образовании. Когда правительственный законопроект обсуждался в Госдуме, многие депутаты из "Единой России" подходили и говорили, что сочувствуют нашему законопроекту, но проголосовали все равно, как было указано "сверху". Я лично в эфире одного из телеканалов дискутировал с одним очень уважаемым представителем "Народного фронта", профессором, лауреатом Госпремии, и спор был довольно жарким, но когда камеры выключили, он признался, что сам он выступает против ЕГЭ и против принудительного внедрения болонской системы. Публично он этого признать не может, потому что есть фракционная дисциплина. Увы, Госдума в лице "фракции большинства" - это лишь приводной ремень для правительства.
Вопрос: Значит, в случае неудачи будете звать людей на акции протеста?
Олег Смолин: Мы убеждены, что российское образовательное сообщество может очень многое. Как говорил Черчилль, школьные учителя имеют такую власть, о которой премьер-министры могут только мечтать. Беда в том, что при подавляющем перевесе сочувствующих нашему законопроекту кампания общественного давления на власть была довольно слабой. Это надо признать откровенно. Большинство влиятельных организаций, в том числе Российский союз ректоров, профсоюз работников образования и науки и целый ряд других объединений, заняли странную позицию. Они говорили: "все равно будет принят правительственный законопроект", и потому, чтобы внятно и твердо написать про то, что они требуют принятия альтернативного законопроекта, их представители стали давать массовые поправки в правительственный законопроект, еще до того как он был принят. Тем самым, они работали в его пользу. Теперь, как я думаю, можно концентрироваться на всех формах легального давления на власть, чтобы провести наши поправки, если этого не будет сделано, закон в этом виде принесет, повторю, вреда больше, чем пользы. А может быть, будет и так: посмотрев, какой вред принесет этот законопроект, на практике власти сами вернуться к нашему законопроекту. У нас есть опыт, в 2004 году через Думу продавили закон о монетизации льгот. Мы объясняли вред и давали массу поправок, но нам говорили, что народ не понимает своего счастья. После известных народных выступлений с перекрытием дорог в этот законопроект были внесены десятки поправок. В том числе и те, что предлагали мы. Но цена вопроса оказалось очень большой: ежегодно десятки тысяч российских инвалидов оставались без социальной поддержки. Так что, если проект не изменится сейчас, то потом, как мне кажется, Госдума будет обречена принимать наши поправки. Правда, очень хотелось бы, чтобы мы не наступали на одни и те же грабли несколько раз.