"Если позволяешь себе пьяным гонять по Москве - принудительное лечение, дырка в правах и номера с отметкой"
Накануне озвучили результаты рейда "Нетрезвый водитель", который проводили с вечера пятницы до утра понедельника сотрудники столичного управления ГИБДД. Итоги говорят сами за себя: дорожные полицейские задержали 508 пьяных водителей, более половины из которых отказались от прохождения медосвидетельствования на состояние опьянения. Между тем, количество резонансных "пьяных" ДТП в Москве и не только продолжает расти. По мнению председателя комитета Госдумы по делам религиозных организаций и общественных объединений Ярослава Нилова, одним клеймом в виде буквы "П" на правой руке тут не поможешь. О 36 мерах жесткой профилактики, а также о том, почему необходимо возродить вытрезвители, Ярослав Нилов рассказал корреспонденту Накануне.RU.
Вопрос: Почему Вы решили выступить с такими, прямо скажем, экзотическими инициативами – например, клеймить пьяных водителей…
Ярослав Нилов: Другие партии все время отмалчиваются, кто-то предлагает лишать прав на большой срок, но все это борьба с последствиями, а нам надо бороться с причинами этого и просто не допускать нетрезвого человека за руль машины. Мы в ЛДПР предложили комплексную программу борьбы с пьянством за рулем, и некоторые предложения, которые содержатся в этой программе, уже нашли отражение в законопроектах, а некоторые продолжают обсуждаться.
Вопрос: Вы имеете в виду предложение клеймить людей, которые были пойманы в нетрезвом виде за рулем?
Ярослав Нилов: И его тоже, поймите, мы уже устали от сводок, которые каждый лень приносят сообщения о том, что кто-то погиб или стал инвалидом из-за пьяного водителя. В обществе нужно создать культ неприятия, нетерпимости и отвращения к нетрезвому водителю!
Вопрос: На Западе государство поощряет доносительство на пьяных водителей, но у нас "стукачество" не приветствуется, да и дозвониться в "органы" порой бывает непросто….
Ярослав Нилов: Одно из наших предложений как раз и состоит сделать какой-то единый телефон "спасения", куда можно будет дозвониться просто и быстро и не слушать 20 минут красивые мелодии или разговаривать с автоответчиком. Очень часто дозвониться в службу собственной безопасности полиции бывает невозможно, но даже если ты дозвонился, добиться должной реакции тоже бывает очень трудно. Я сам несколько раз был свидетелем ситуации, когда люди пытались дозвониться, и какой неадекватной была реакция на их звонки. Недавно я наблюдал и вовсе феерическую картину: пьяный водитель вознамерился ехать по улице с односторонним движением в противоположную сторону. Естественно, тут же образовалась пробка, но этот невменяемый человек никак не хотел уступать дорогу и отчаянно пытался прорваться к нужному выезду. Когда мои знакомые позвонили в ГИБДД, те сказали, что не могут прислать машину, потому что свободных экипажей нет. У нетрезвого виновника пробки были какие-то "корочки" и потому сотрудники даже не задержали его, а отбуксировав машину на обочину, вынудили его уехать с места происшествия.
Вопрос: А что еще можно сделать в рамках вашей "жесткой" профилактики?
Ярослав Нилов: Я думаю, что надо наладить в производство, а затем запустить в нашу аптечную сеть одноразовые алкотестеры, которые стоили бы 10 рублей или что-то около того. Это нужно, чтобы каждый водитель сам мог проверить свое состояние. Есть некоторые водители, которым, кажется что у них все в порядке, что есть какой-то остаточный алкоголь, и что их никто не поймает. Надо, чтобы у них была возможность "продуться" и решить, ехать куда-то или не ехать. А еще нужно поменять вектор социальной рекламы, вплоть до того, чтобы воздействовать на подсознание человека специальными методами и внушать, что пьяный за рулем - это преступник. Мы должны прекратить эту демагогию по поводу того, был умысел или нет. Раз человек сел пьяным за руль, значит, он преступник. Таким надо делать дырку в правах, выдавать номерные знаки другого цвета, вешать на их машины так называемые "алкозамки". Кроме того, надо заставлять проходить медицинское освидетельствование в государственных медицинских клиниках, а не в "конторах" где за 10 минут и за тысячу рублей тебе дадут справку, в которой напишут все, что угодно. А еще необходимо сопоставить базы медицинских учреждений, где на учете состоят алкоголики и наркоманы, с базами данных ГИБДД, и всех зависимых людей лишить по суду водительских удостоверений, так как эти люди могут быть потенциально опасны. Среди наших инициатив также есть пункт о том, чтобы лишать людей, привлекавшихся за пьянку за рулем, лицензий на охотничье, спортивное или травматическое оружие и лицензий частных охранников. Цель всех этих предложений одна – человека, который хочет сесть за руль, выпив спиртного, "поджать" со всех сторон так, чтобы ему это было невыгодно.
Вопрос: Про вытрезвители в ваших инициативах ничего нет?
Ярослав Нилов: Я слово вытрезвитель специально не писал, я написал принудительное лечение, но думаю, что нечто подобное должно быть. Будет ли это называться спецвытрезвителем или как-то по другому, не в этом дело. Человека надо лечить принудительно, если он садится за руль нетрезвым! Вытрезвители в своем старом виде были ликвидированы довольно давно, и не факт, что там людей лечили. Нужен стационар, в котором на помощь медикам придут современные методики лечения. Если у человека зависимость, его надо лечить и надо делать это принудительно. Вытрезвители, может быть, нужно по-другому назвать, чтобы никаких старых стереотипов не было. Просто все должны понимать, что ни я, ни вы, ни посетители вашего сайта не застрахованы от пьяных водителей. Если алкоголик – значит лечись! Если позволяешь себе пьяным гонять по Москве, значит, принудительное лечение у психолога, дырка в правах и номера с отметкой. Надо человека поставить в такие рамки, чтобы ему потом неповадно было повторять "безобразия", а другие должны видеть и чувствовать, что будет с ними, если они начнут нарушать правила приличия.
Вопрос: Для торговцев алкоголем у вас есть какие-то предложения?
Ярослав Нилов: Конечно, в местах, где продается "горячительное", надо наклеить отметки, что-то типа социальной рекламы: "Выпил – за руль не садись!" Если постоянно это фраза будет сидеть в подсознании, она свой положительный результат она принесет.
Вопрос: Несмотря на такую жесткую риторику, Вы остаетесь сторонником предельно допустимой нормы алкоголя. Почему?
Ярослав Нилов: Потому что нам надо понимать, кого считать нетрезвым водителем. Те бедолаги, у которых отбирали права из-за того, что они выпили кефира, стали заложниками ситуации. Этих людей нельзя считать пьяницами за рулем, и именно поэтому я говорю, что надо сохранить положение о предельно допустимом промилле. Кстати, в СМИ надо прекратить истерию по поводу сухого закона за рулем. То говорят, что сухой закон введен, то говорят, что сухой закон отменен. Знаете, если нашему человеку сказать, что сухой закон за рулем отменен, то он будет трактовать это по-своему, и будет пить, прежде чем сесть за руль. Надо раз и навсегда сказать, что пить и потом садиться за руль нельзя! Огромное количество пьяных за рулем - как раз результат заголовков, кричащих, что сухой закон для водителей отменен.