Шойгу задумал поставить Россию на крыло
Когда Шойгу только начинал говорить о создании в Московской области авиационного кластера и налаживании внутриподмосковного и межрегионального авиасообщения, многие воспринимали это как попытку решить транспортные проблемы исключительно одного региона. Раз, мол, губернатор, сам по области летает на вертолете, то и подмосковные жители, кто побогаче, должны последовать этому примеру. Однако, вскоре выяснилось, что глава региона хочет решить проблемы не только жителей Серебряных Прудов, которым срочно понадобилось в Талдом, и которые, тратят сейчас на этот путь чуть ли не полсуток, но и проблемы жителей Иркутска, которым, чтобы попасть в не такой уж далекий Новосибирск, вообще приходится лететь в Москву. О том, как Шойгу хочет помочь 20 губернаторам сразу и почему ради этого "готов лечь костьми", в материале Накануне.RU.
"Сегодня на Севере и в Сибири до многих городов не добраться. Улететь туда просто не на чем. У нас на территории страны начали появляться вертолеты и самолеты иностранного производства, но они не имеют баз обслуживания, нет никакой возможности провести ремонт или регламентное обслуживание. Но у нас по-прежнему летают самолеты Ан-2, которые уже сняты с производства, но которые каждый, наверное, в своем гараже делает, выкатывает и летает. Я где последние годы не летал, везде видел Ан-2, собранные по запчастям из двух, трех или четырех машин. Они по-прежнему летают у нас на Ставрополье, они по-прежнему удобряют поля. Зачастую они летают даже без связи. Даже в ЦФО, те, кто прилетал на большое совещание в Рязань, могли заметить, что там в аэропорту стоят самолеты Ан-2. Самолеты рабочие. Я спросил - для чего они вам? И в ответ услышал: а как же мы без этих самолетов? Сегодня в Сибири и на Дальнем Востоке растет целое поколение ребят, которые ни разу не были в столице своей области. И именно поэтому мы говорим, что сегодня в соответствие с поручением Президента России нам нужно создать в Московской области центр производства, разработки и доработки, малой авиации. Делать это надо было еще вчера! Но давайте начнем это хотя бы с завтрашнего дня! Нам сегодня всех вопросов не решить, но главное - мы должны ответить, какие самолеты мы будем производить со следующего года в Подмосковье. А в том, что мы начнем это делать, у меня лично, никаких сомнений в этом нет", - с таких слов губернатор Московской области Сергей Шойгу начал совещание по вопросам развития регионального и местного авиасообщения в ЦФО, которое прошло накануне в Жуковском.
Шойгу не случайно упомянул про самолет Ан-2, о возможности производства которого в Подмосковье он впервые заявил несколько месяцев назад. Тогда подмосковный губернатор обмолвился о необходимости производства модернизированной версии Ан-2, самолета Ан-3, который, сохраняя все уникальные способности планера, напичкан современной техникой, увеличивающей дальность полета и улучшающей другие характеристики. Подмосковным чиновникам были даны поручения проверить все производственные площадки и дать заключения о возможности производства новых крылатых машин на территории региона, а потому Шойгу хотел не только заявить о планах, но и подвести некие итоги проделанной работы.
Первым выступил зампред подмосковного правительства Тимур Иванов, который рассказал, что в области уже создано предприятие под названием "Авиационный центр", который начал проработку вариантов использования существующих аэродромных площадок. Разработка инфраструктуры, необходимой для пассажирских перевозок, тоже важная задача и решать ее надо вместе с началом выпуска техники.
Постепенно участники совещания "увели" разговор от главного предложения Шойгу – начале серийного выпуска и производстве малой авиации. Вскоре это предложение мало-помалу начало обрастать сомнениями, а один из руководителей аэродрома в Жуковском и вовсе высказал крамольную мысль о том, что производство малых самолетов будет нерентабельно.
В ответ Сергей Шойгу взорвался: "Хорошо, что вас не слышат в Тикси, Подкаменной Тунгуске или других труднодоступных населенных пунктах Сибири. Смотрите, в Якутии уже 15 лет нет санитарной авиации. И если бы не вертолеты "Алроса", которые страшно дорогущие, я не знаю, как бы там вообще люди жили, как бы там осуществлялся Северный завоз! Я в прошлом году в составе большой делегации был на Тикси. Никуда оттуда не улетишь! В Певеке – то же самое, кроме, как в Москву, больше некуда лететь. Неделю назад я общался с губернаторами Сибирского федерального округа, и они просили, чтобы руководитель федерального округа пореже собирал бы их на совещание, потому что из Иркутска в Новосибирск добираться надо через Москву".
Шойгу не стал дожидаться докладов подчиненных и сам раскрыл карты: "Для меня все просто и понятно. Я точно знаю, что с мая будущего года мы будем делать самолеты в Подмосковье, чего бы мне это не стоило! Костьми лягу, но мы обязательно начнем делать Ан-2 и сделаем до сотни штук".
"Я говорил с 15- 20 губернаторами в сибирских и северных регионах, они говорят – сделайте хоть что–нибудь! Я уже 12 лет слышу про то, что есть хорошие перспективные самолеты, но ничего так и не делается. А если не появится таких самолетов, то мы не сможем летать на Север", - сказал Шойгу.
По словам Шойгу, летать, например, на мыс Шмидта нужно только бортами МЧС или пограничников Ан-74 или Ан-72, но эти самолеты уже не выпускаются.
"Их делали на Украине, потом перевели в Омск, потом вообще закрыли. Сейчас эти самолеты "отработаем" и все, на чем летать-то будем? Конечно, ставить рентабельность во главу угла в нашей стране не совсем правильно. На севере Канады и на Аляске в таких же городах живет 70 тысяч человек, и есть 1,7 тыс. самолетов. И никто не говорит о рентабельности, потому что все понимают, что без этого жизни там не будет", - подчеркнул Сергей Шойгу.
Ответил губернатор и для тем, кто говорил о том, что для новых самолетов не найдется летчиков.
"У нас в Подмосковье, если вы проедете по дорогам, то увидите десятки рекламных объявлений о том, кто и как обучает вождению вертолетом. То же самое с самолетами. Могу сказать больше, несмотря на то, что у нет системного обучения вождению вертолетов иностранных марок, в Сибири малые и средние предприниматели покупают "Робинсоны" и "Еврокоптеры" и летают. В прошлом году мы по линии МЧС искали браконьера, который из Иркутской области перелетел в Тыву и где-то рядом с монгольской границей "плохо" сел. Как потом выяснилось, он вообще без всяких удостоверений и прав 12 лет летал через Саяны на это место порыбачить, а тут ему просто с погодой не повезло. Днем ли, ночью ли, люди хотят летать, и не надо им в этом препятствовать, наоборот, надо создавать сервисные и учебные центры", - рассказал Шойгу.
Поводя итоги совещания, глава региона заявил, что правительству области уже через месяц нужно подготовить перечень инвестиционных проектов по производству легких самолетов местного и регионального сообщения.
А потом, общаясь с прессой, уже более подробно рассказал не только о проблемах отдаленных регионов, но и о том, что в ближайшее время около МКАД появятся десять вертолетных площадок для пересадки пассажиров прилетающих из отдаленных уголков области.
"Сейчас мы этим занимаемся, и тут нам надо совместно с Москвой выработать решение, чтобы у нас на МКАДе и на рокадных дорогах были такие площадки. Никаких возражений со стороны Москвы нет, более того, есть абсолютная поддержка мэра Москвы Сергея Собянина, так что бы будем энергично двигаться в этом направлении. Думаю, такие площадки появятся уже в следующем году", - отметил Сергей Шойгу, отвечая на вопрос корреспондента Накануне.RU
Он также сообщил, что вертолетные площадки появятся у лечебных учреждений области.
"На первом этапе их надо будет сделать уже девять, чтобы каждое лечебное учреждение имело такую площадку и эффективно могло оказывать помощь больным, доставляемым по воздуху. По прошлой своей работе, я вам скажу, что благодаря малой авиации, в месяц 50 – 60 человек доставлялись в больницу, и людям удавалось сохранить жизнь", - добавил он.
То, что губернатор отдельно взятой области вдруг замахнулся на общефедеральную проблему, которая напрямую связана с национальной безопасностью страны, похоже, никого из участников совещания не удивило. Ранее на встрече с президентом Путиным Шойгу получил добро на возрождение того, чем всегда славился СССР – сеть межрегиональных авиасообщений с центром авианауки в Подмосковье. Что из этого получится у бывшего главного спасателя страны, судя по всему, покажет следующий год.