Первые месяцы в ВТО: экономика уходит в пике
Владислав Жуковский о том, как ВВП не устоял перед ВТОНа этой неделе исполнилось два месяца членства ВТО. Согласно данным статистики, за это время произошло весьма интенсивное сокращение темпов роста экономики. И, насколько можно судить, ситуация не просто ухудшается – "временное охлаждение экономической активности", к которому любили апеллировать российские чиновники ещё в первом полугодии текущего года, планомерно переросло в масштабный обвал в несырьевых секторах экономики.
Согласно официальным данным МЭР, темпы роста ВВП России сжались с 3,8% и 3% в июне и июле текущего года соответственно до менее чем 2,8% в августе и 2,4% по итогам сентября. Столь удручающе низкие темпы роста отечественной экономики по итогам сентября текущего года зафиксированы на фоне крайне благоприятной статистической базы.
Сторонники вступления в ВТО говорили, что членство в этой организации обеспечит повышение инвестиционной привлекательности России. Однако инвестиционная деятельность показала снижение, к сентябрю наблюдалась отрицательная динамика. С учетом сезонного календарного фактора МЭР оценивает снижение на 0,3%. Поясним, что в сентябре текущего года оказалось на целых два календарных и рабочих дня больше, чем в сентябре 2011 года, что должно было крайне позитивно сказаться на динамике экономической активности. Тем не менее, даже календарный фактор не помешал темпам роста российской экономики сжаться более чем в 2,3 раза – с 5,7% в сентябре 2011 года до 2,4% в сентябре текущего года. С учётом календарного фактора реальный прирост ВВП России в сентябре текущего года с трудом дотянул бы до 2%, которые являются недостаточными для поддержания социально-экономической стабильности и финансирования взятых государством бюджетных обязательств.
Ещё больше опасений вызывает тот факт, что к концу текущего года прирост российской экономики с крайне высокой степенью вероятности сожмётся до 2-2,2% в годовом выражении. Столь масштабное падение темпов роста ВВП – с 4,9% в первом квартале текущего года до менее чем 2,2% в последние месяцы 2012 года – происходило на фоне стабильно высоких цен на нефть.
Особенно сильные опасения вызывает усиливающаяся примитивизация структуры экономического роста. Согласно последнему опубликованному статистическому отчёту Росстата, прирост добавленной стоимости в обрабатывающих производствах замедлился с 8,3% в первом полугодии 2011 года до весьма условных 3,2% в аналогичном периоде текущего года.
Даже в добывающих секторах экономики, которые выступают главными бенефициарами политики бесконтрольной распродажи невосполнимого минерального сырья и паразитической эксплуатации природно-сырьевой ренты, наблюдается существенное охлаждение деловой активности. Несмотря на колоссальный по объёму приток нефтедолларов (профицит торгового баланса в первом полугодии 2012 года превысил 109 млрд долларов, а суммарный экспорт достиг рекордных 262 млрд долларов), прирост добавленной стоимости сжался с 1,6% до 1,2%. И это при том, что средние цены на североморскую нефтяную смесь Brent, к которой привязано ценообразование российской смеси Urals, на протяжении девяти месяцев текущего года находятся в диапазоне 110-112 долларов за баррель.
Зато российские либералы, внушавшие, что от вступления в ВТО Россия только выиграет, могут "похвастаться" беспрецедентным скачком добавленной стоимости в финансовом секторе – если ещё в первом полугодии 2011 года прирост составлял 4,7% (на фоне общего роста экономики на 3,7%), то за аналогичный промежуток текущего года добавленная стоимость в банковских операциях и финансовых спекуляциях подскочила аж на 16,7%! При том, что прирост ВВП в январе-июне текущего года едва дотянул до 4,5%. Столь стремительный рост добавленной стоимости в спекулятивных финансовых операциях, практически никоим образом не связанных с повышением конкурентоспособности отечественной экономики и модернизации изношенной на 80-85% базовой технологической инфраструктуры, отражает глубину дисбалансов российской экономики и примитивизацию производства.
Остается только предположить, что Россию целенаправленно втянули в ВТО с целью окончательной расчистки экономического пространства для дальнейшей финансово-экономической колонизации России со стороны транснационального капитала.
Российская экономика медленно, но верно скатывается в депрессивное состояние, которое удаётся удерживать от рецессионного обвала благодаря наплыву нефтедолларов и высоким ценам на нефть. Что ещё хуже, усиливающийся спад в экономике и промышленности сопровождается не только структурной деградацией самой экономики и примитивизацией производства, но и закатом самого проекта "экономики трубы".
Такими темпами при сохранении нынешних цен на нефть в диапазоне 108-115 долларов за баррель уже к концу года темпы роста отечественной экономики с высокой долей вероятности сожмутся до 2-2,2%. И лишь благодаря высоким темпам роста в первые месяца 2012 года правительству удастся отчитаться о более-менее приемлемых темпах роста по итогам всего 2012 года в размере 3,2-3,5%. Однако уже в следующем году по мере ослабления притока нефтедолларов все те структурные дисбалансы, которые накопились в российской экономике за годы построения "энергетической державы", мы вполне можем увидеть снижение темпов роста экономики до 1-1,5% по официальным данным и спад экономики на 1,5-2% с учётом реальной инфляции и падения покупательной способности рубля.
Аналогичная ситуация с промышленностью и обрабатывающими производствами, темпы роста которых замедлились до минимальных отметок с кризисного 2009 года. В следующем году без радикальной смены приоритетов социально-экономической и бюджетной политики, ограничения произвола монополий и борьбы с коррупцией они рискуют продемонстрировать едва заметный рост на бумаге и падение на 1,5-2,5% в реальном выражении.
Под разговоры о "модернизации" и "инновациях" российские чиновники собственноручно поставили крест на модернизации, отказавшись от самой возможности оказания адресной поддержки отечественной наукоёмкой промышленности. Присоединение России к ВТО в момент сползания мировой экономики в новую фазу глобальной рецессии, разрастания дисбалансов в международной валютно-финансовой системе и усиливающейся деградации отечественной экономики лишь усилит обвал в несырьевых секторах и спровоцирует дальнейшее консервирование технологической отсталости России.
Любопытно, что глава правительства Дмитрий Медведев открыто признал, что в ближайшее время России от ВТО ничего хорошего ждать не стоит. "Никто никогда не утверждал, что вступление в ВТО — это эпоха всеобщего счастья. Я сам неоднократно говорил, что ВТО — это только инструмент, это свод правил игры. Я думаю, что результат мы увидим не в короткой перспективе, а лет через 5-10", - сказал на днях Медведев, которого, надо полагать, к тому времени на нынешнем посту уже не будет. Тогда осается вопрос, по каким причинам наша экономика должна платить столь высокую цену за членство в "престижной" организации?
Экономист Владислав Жуковский для Накануне.RU