Сербия и НАТО: горе побежденным
Карел Шварценберг, первый вице-премьер и министр иностранных дел Чехии – страны, давно признавшей независимость Косова, дал, наконец, четкое определение того, о чем все знали или догадывались, но опасались говорить вслух. Сербия – страна, потерпевшая поражение в войне с НАТО. Теперь политика Запада по отношению к Сербии определяется этим фундаментальным исходным положением: проигравшая войну сторона должна расплачиваться с победителем ресурсами и территориями… Как говорится, vae victis - условия всегда диктуют победители, а побеждённые должны быть готовы к любому трагическому повороту событий. Шварценберг предельно откровенен: «Здесь нет ничего нового. Все давно хорошо известно. Сербия должна достичь прогресса по вопросу Косова… Условия все знают, уступок быть не может. Могу только посоветовать сербским друзьям принять ясное решение и согласиться с тем, что не может быть изменено… Сербия проиграла войну. А в войне часто теряются территории!».
Карел Шварценберг (1937 г.р.) - один из наиболее влиятельных политиков Европы. Шварценберги – древнейший австрийский род, известный с XII в. Наиболее прославился Адольф Шварценберг, фельдмаршал, имперский граф, в 1599 г. разбивший турецкие войска в битве у крепости Раб - это была первая победа над турками в Европе. А нынешняя когорта европейской правящей элиты, к которой принадлежит и К.Шварценберг, не возражает против идеи отдать Балканы Турции «на съедение». Карел Шварценберг много лет провел в Австрии и Швейцарии, поскольку семье Шварценбергов пришлось уехать после 1948 г., так как их семью считали символом немецкого влияния (точнее, угнетения) и феодального террора. После подавления «Пражской весны» 1968 года он активно встал на сторону чехословацких диссидентов, а между 1984 и 1990 гг. возглавлял Международный Хельсинский Комитет, в его обязанности входило регистрировать нарушения прав человека в странах за «железным занавесом». При президенте Вацлаве Гавеле он стал во главе канцелярии главы государства (1990-1992). Помимо прочего, Карел Шварценберг считается самым богатым политиком Чехии, называет себя жителем Центральной Европы со швейцарским паспортом (Шварценберги уже в средние века имели цюрихское гражданство, а Карел имеет и чешское). Ныне Шварценберг является лидером правой партии TOP09, входящей в правящую правительственную коалицию. 20 октября с.г. первый вице-премьер правительства Чехии и глава МИД князь Карел Шварценберг выступил с программным заявлением как кандидат на пост президента Чехии… Так представители древнейших немецких правящих родов Европы, выступающие ныне как проводники экспансионистских проектов, вгоняющих народы Восточной Европы в нищету и бесправие, диктуют Сербии условия победителей.
В этом аспекте пять раундов переговоров Белграда и Приштины (в марте – июле 2011 г.), спонсором которых выступил ЕС при поддержке США, даже не являются переговорами как таковыми, ибо косовский режим не пошёл ни на одну уступку. Подобный вид двусторонних совещаний в узком кругу при международном посредничестве (точнее - направляющем контроле), скорее, является доработкой условий послевоенной капитуляции Республики Сербии. С какой стати должны выполняться «три пункта» (признание Сербией актов приштинских загсов, личных документов и университетских дипломов), не имеющие урегулированного правового статуса, антиконституционные, не ратифицированные сербским парламентом и даже вообще юридически никак не оформленные? А также добавленные к ним «соглашения» о представительстве Косова на международных форумах как независимого государства и «интегральном» управлении границами (которые Запад и Приштина однозначно трактуют как государственные границы)? Подчеркнём: это – неравноправные соглашения, это – акты безусловной и безоговорочной капитуляции, только растянутые по времени после поражения Сербии.
На новых переговорах Белграда и Приштины та же линия будет проводиться с ещё большей жёсткостью. Натовский Центр стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies) еще в ноябре 2011 г. в своем докладе указал на необходимость перевода будущего диалога Белград - Приштина с «технического» на политический уровень с достижением конкретных результатов. Были предложены такие пункты, как включение в повестку дня вопросов о севере Косова и «границе Сербия - Косово»; акцент на «восстановлении» и обеспечении территориальной целостности Косова; проведение общей кампании по расширению международного признания Косова, начиная с пяти стран Евросоюза, не признавших Косово; переход от «международного надзора» к «развитию страны»; завершение деятельности европейской миссии ЕУЛЕКС и переход к этапу функционирования высшего представителя ЕС (EU special representative - EUSR), действующего в тесном контакте с посольством США в Приштине; включение Косова в процесс визовой либерализации; начало переговоров с Косовом о подписании Соглашения о стабилизации и присоединении к ЕС с предложением Приштине «дорожной карты» к статусу кандидата.Эти пункты планомерно выполняются, независимо от того, кто в данный момент находится в Сербии у власти.
Представитель Великобритании в Европарламенте Найджел Феридж говорит: «Все политики на Балканах только выполняют чьи-либо задания… но ключевые вопросы решаются в Вашингтоне и Брюсселе, а не в Белграде… и мне смешно, когда меня спрашивают, когда наступит Новый Мировой Порядок. Потому что он давно наступил. Хорош он или плох – посмотрите на глобальную ситуацию. Все нормально или все летит в пропасть? Решайте сами. Сербия перед пропастью! Сербские политики весьма запуганы и нервозны, они не знают, где взять денег… Проблема в том, что сербские политики не дают себе труд что-то решить, только спрашивают Вашингтон и Брюссель, что делать дальше, вместо того, чтобы что-то сделать самим. Может, север Косова будет сербским. Но вряд ли». Даниэль Сервер, со своей стороны, указывает, что Белград должен взять на себя обязательства по интеграции севера края под власть Приштины, а «сейчас нужно дать белградским властям время на усвоение этой идеи».
Тем временем Приштина продала всю краевую электрораспределительную сеть «Электороэнергетической кампании Сербии», обслуживающую 400 тыс. пользователей, турецкому концерну „Чалик и Лимак” за 26,3 млн. евро. (Этот факт был оставлен без внимания министром энергетики Сербии Зораной Михайлович, которая зато не постеснялась вызвать международный скандал и пойти на одностроннюю замену документов в момент подписания договора Сербии и России о прокладке газопровода. Москва оценила этот инцидент как «скандал» (6)). Уэсли Кларк, бывший командующий войск НАТО в Европе, а сейчас глава энергетической корпорации «Енвидити» из Канады, требует для своей фирмы лицензии для исследования залежей полезных ископаемых в Косове с целью производства синтетической нефти из угля. Дело в том, что 76 % запасов угля Сербии (16 из 20 млрд. тонн) находятся в Косове – это самые большие и самые экономичные с точки зрения их разработки запасы угля в Европе. Однако производство нефти из угля - довольно грязная технология, заражающая окружающую среду, особенно воду. Тем не менее компания Уэсли Кларка намерена производить 100 тыс. баррелей нефти в сутки. (7) Албанское (приштинское) агенство по приватизации уже нелегально приватизировала добрую половину от 1 358 сербских предприятий в крае, причем без согласия собственников. А это милларды евро! (8) И все эти многомиллиардные потери никак не обозначены на начавшихся уже переговорах Белграда и Приштины.
Пока И.Дачич ведет переговоры с Х.Тачи, лидеры сербов севера края (а они являются полноправной стороной переговоров) отказалась признавать т.н. договоренности об «интегральном управлении границами», направив письмо президенту и премьеру Сербии и потребовав встречи с ними и ознакомления их с «платформой по Косову и Метохии». Однако в Белграде их пока не слышат. В целом начало переговоров характеризуется полной неподготовленностью сербской стороны и поэтому больше напоминает сдачу позиций в режиме «дистанционного управления». То есть военная агрессия НАТО против Сербии сейчас должна быть дополнена изъятием части территории и ресурсов этой страны в качестве контрибуции. Однако и «победители» пока далеко не уверены в молчаливом согласии сербов с «легализацией» изъятия Косова и Метохии. В международно-правовом аспекте проблемы союзниками Сербии остаются Россия и Китай, держится, не сдаётся север края, да и подавляющее большинство сербских избирателей голосовало за Томислава Николича в надежде на изменение политики Белграда, прежде всего в косовском вопросе.
Официальное, по канонам международного права, признание властями Сербии «независимости» отторгнутой у неё силой территории будет иметь абсолютно необратимый, разрушительный характер для государственного существования сербского народа.
Анна Филимонова
Источник: "Фонд стратегической культуры"