Шойгу уходит в леса
Тема леса для подмосковных властей – это всерьез и надолго. Казалось бы, Сергей Шойгу, добившись передачи лесов в свое ведение и тем самым реализовав один из своих предвыборных планов, мог бы и успокоиться. Не тут-то было. Лес для сибиряка Шойгу, как он сам признается, больше, чем лес. А в Подмосковье его надо очистить не только от короеда-типографа и горельников, но и от законодательных ляпов, которые, с одной стороны, позволяют застраивать зеленые зоны коттеджами, с другой – мешают вырубке больной древесины. Накануне губернатор Шойгу съездил в Егорьевск, где посетил деревообрабатывающую фабрику и провел совещание, посвященное проблемам подмосковных лесов. Подробности - в материале Накануне.RU.
"Леса Московской области находятся в удручающем состоянии. Короедом-типографом заражены 40 тысяч гектаров леса. Захламленность, стихийные свалки бытовых и строительных отходов, очаги костров и следы так называемого отдыха на природе в виде разбросанных бутылок, банок и остатков еды – такова сегодняшняя картина многих лесов", - с таких слов начал совещание, посвященное санитарному состоянию лесных массивов области губернатор Сергей Шойгу.
"Я впервые за долгое время добирался сюда не по воздуху, а по земле и имел возможность посмотреть, что творится в лесах вдоль дороги", - добавил он.
После долгой, но выразительной паузы стало понятно, что вводить в курс дела главу региона не надо. Более того, Шойгу сам рассказал, над чем в ближайшее время предстоит работать областным и федеральным чиновникам.
Во-первых, губернатор озадачил всех, назвав ставки, по которым лесные участки сдаются в аренду. Несмотря на то, что на этом можно было бы зарабатывать миллионы, участки "русской Швейцарии" около Звенигорода сдаются по 1400 рублей за сотку в год. И такими темпами, по словам губернатора, чтобы "отбить" все вложения, которые собираются делать власти, потребуется 700 лет.
Во-вторых, глава региона, который до начала совещания успел побывать на одной из деревообрабатывающих фабрик области, заявил, что предприниматели покупают в Подмосковье только 5% древесины, хотя по идее должны были бы покупать 95%.
В-третьих, губернатора не устроила ситуация с Лесным кодексом, который изобилует бюрократическими процедурами, и не изменив который трудно будет навести порядок в лесах.
Разговор иногда перерастал в споры, не всегда понятные для не посвященных, а потому журналисты ожидали квалифицированного комментария от представителей власти и, в итоге "прижали к стенке" заместителя председателя правительства Московской области Дмитрия Куракина, который первым делом объяснил, для чего будет меняться Лесной кодекс и другие нормативные акты.
"Мы планируем целый комплекс нововведений в законодательство, которые связаны как с ограничительными мерами, направленными на большую защиту лесов от незаконных рубок и, самое главное, от незаконной застройки, так и мерами, которые, как ни странно, либерализуют и расширяют возможности использования лесов в тех случаях, когда это необходимо", - отметил Дмитрий Куракин.
"Приведу несколько примеров. Застройка лесов незаконна, и все об этом знают. И рано или поздно те, кто строит коттеджи на землях лесного фонда, пытаются легализовать их. К сожалению, в законе существует лазейка - включение лесных участков в границы населенных пунктов. А там уже все идет автоматически, в границах городов и поселков можно делать рекреационные зоны. А значит, можно вести строительство гостиниц, пансионатов, домов отдыха, под вывеской которых, как грибы, вырастают коттеджные поселки. И вот в чем парадокс: добрый федеральный законодатель ввел упрощенную процедуру и для того, чтобы включить участок в границы поселения, большого количества документов не требуется. А вот для того, чтобы предоставить леса под строительства дорог, инженерных сетей, под строительство гидротехнических сооружений, нужно пройти очень длинную бюрократическую процедуру, связанную с подготовкой проекта лесоустройства, изменить границы лесозащитных территорий, предоставить компенсационные территории. А строительство учреждений здравоохранения или кладбищ на лесных участках - это вообще колоссальная проблема. У нас в ряде случаев кладбища уходят "партизанить" в леса, хотя все знают, что это незаконно. Вот эти парадоксы в законодательстве для нас абсолютно неприемлемы", - добавил он.
Чиновник предложил подумать и над изменением статуса лесов региона.
"У нас колоссально много так называемых защитных лесов – 82% от всех лесных массивов. Ни в одном другом субъекте российской федерации такого нет. И то, что мы не можем эффективно распоряжаться своими лесами, приводит к тяжелым последствиям", – пояснил зампредправительства.
Куракин также раскрыл тему, поднятую губернатором, и рассказал о проблеме использования древесины, которая остается после рубок.
"Когда мы предоставляем леса для рубок, там автоматически возникает право на древесину, потому что для этого леса и предоставляются. А вот когда леса предоставляются нам, например, для строительства дорог, то тут уже древесину - не тронь! Мы можем аккуратно спилить деревья и сложить их вдоль дороги. И это древесина – федеральная собственность – попробуй ее возьми, тут же придет прокурор. И ответственность предусмотрена вплоть до уголовной. Но часто бывает ситуация, когда древесина никому не нужна, и сколько ее не выставляй на торги, никто не придет. Росимущество, проведя торги, считает свою работу выполненной, и в результате деревья остаются лежать вдоль построенной дороги. У нас нет права как-то утилизировать этот материал, а мы готовы взять эти полномочия на себя. У нас есть бюджетные деньги, у нас есть люди, у нас есть техника. У нас есть площадки, чтобы хоронить некачественную и невостребованную древесину. Эту проблему необходимо устранить и мы тоже готовим предложения к федеральным законодателям на это счет", - рассказал он.
Говоря о том, сколько денег, на сегодняшний день приносят леса в бюджет Московской области, Куракин старался выглядеть оптимистом.
"Леса в бюджет не приносят практически ничего. Затраты на лес почти всегда будут больше, чем доходы от них. Мы этого не боимся. В конце концов, это государственная функция и задача. И это прямые расходы бюджета. Я хочу о другом сказать, у нас незначительное количество договоров аренды от участков, отведенных под рекреационные цели, и заключены они от имени Российской Федерации. Там очень низкие ставки, но и эти деньги уходят в федеральный бюджет. После передачи лесов в ведение Московской области у нас появились рычаги, чтобы исправить положение. Мы сегодня готовим новые аукционы и будем менять ценовую политику на этих аукционах при определении стартовых цен. Тем самым, мы хотим увеличить в разы стоимость аренды участков и довести ее до рыночной. В федеральный бюджет бы будем перечислять деньги по установленному нормативу, по тем ставкам, которые существуют, а остальное пойдет в областной бюджет. Получается кесарю – кесарево, а Богу – божье. Мы считаем, что потенциал дополнительных доходов в следующем году, может быть оценен в сумме 1,6 – 2 миллиарда рублей", - отметил Куракин, косвенно отвечая на претензии Шойгу.
А когда речь зашла о том, что подмосковные предприятия используют лишь мизерную часть областной древесины, предпочитая поставки из Твери или Вологды, Куракин и тут расставил все точки над i.
"Эта ситуация складывалась годами. В области годами не велись рубки, которые имеют санитарное значение и которые необходимы лесу, так же как человеку, необходимо стричь ногти или чистить зубы. Мы так наохранялись, что теперь не понимаем, как эту ситуацию исправить. И все те, кто имеет дело с переработкой древесины, вынуждены искать другие рынки. Вот поэтому наши соседи и предлагают свою древесину. У них там ведь не было защитных поясов и такого строгого ограничения по рубкам. Мы хотим поменять ситуацию, но, к сожалению, она будет меняться кривобоко. Главные объемы, которые мы будем предлагать переработчикам древесины, - это отходы санитарных рубок. А соседи будут выкидывать на рынок, в том числе и деловую древесину. Мы будем субсидировать рубки из бюджета, и таким образом леса будут получать то, что им нужно, а деревообрабатывающие предприятия не останутся в убытке. Помимо открытия семи заводов до конца 2014 года, мы рассматриваем вопрос о создании мобильных комплексов по производству биотоплива, и сегодня технические возможности этих комплексов таковы, что они могут быть развернуты прямо на делянке. Опилки тут же будут спрессовываться в брикеты, а затем их можно продавать муниципальным котельным и еще целому ряду потребителей", - поведал заместитель председателя правительства.
Узнали журналисты и о сути спора Шойгу с чиновниками, который разгорелся на совещании.
"В этом году мы не выйдем на необходимые объемы санитарных рубок. Нам для того, чтобы вычистить уже погибший лес, надо рубить в год до 7 миллионов кубометров, а мы предполагали рубить значительно меньше, и на эту цифру выйти только в 2014 и 2015 году. Губернатора не устроили эти темпы. Он дал поручения по ускорению формирования делянок. Сегодня главный сдерживающий фактор - это предварительное лесоустройство, которое положено по законодательству. Нужно юридическое описание делянки как объекта гражданско-правового договора. Это узкое место мы попытаемся расширить своими усилиями и кивать на федеральную власть не будем", - заключил Дмитрий Куракин.
Добавим, что губернатор дал поручение в срок до первого декабря подготовить конкретные предложения по изменению законодательства, а также по улучшению ситуации с санитарными рубками. По всей вероятности, зимой будет проведено еще одна встреча, посвященная этой теме. Пока же Шойгу потребовал от представителей Лесного комитета докладывать о своей работе каждую неделю.