Евгений Федоров: Бюджетные деньги надо направить на развитие собственной экономики, а не на поддержку США и ЕС
Бывший председатель Госдумы по экономической политике, "единоросс" Евгений Федоров предложил отказаться от использования бюджетных денег для закупки валюты и внес соответствующую поправку в бюджет, который сейчас обсуждается в парламенте. По словам Федорова, поддерживая экономику ЕС и США, мы сами рискуем потерять порядка триллиона рублей. О том, почему майские указы Путина оказались под угрозой срыва и как бюджетные деньги, которые государство собирается тратить на сомнительные цели, могут простимулировать рост реального сектора экономики, Федоров рассказал корреспонденту Накануне.RU.
Вопрос: Вы внесли в бюджет, который вскоре будет рассматриваться во втором чтении, поправку, которая запрещает покупать валюту на средства федерального бюджета. Но ведь до сих пор у нас валюту покупал Центральный банк…
Евгений Федоров: Центробанк у нас по закону самостоятельно покупает валюту и называется это золото-валютные резервы. И сейчас эти самые резервы оцениваются в 540 миллиардов долларов, но кроме того, с этого года для закупки валюты предлагается использовать средства бюджета Российской Федерации, причем делаться это будет за счет сокращения некоторых его статей. И, насколько мне известно, для этого будут сокращаться статьи на социальные расходы, чего раньше не было. Бюджетные средства пойдут не только для закупки валюты, но и для выкупа иностранных ценных бумаг.
Вопрос: И каких же денег может недосчитаться российский бюджет?
Евгений Федоров: Триллиона рублей. Сейчас вопрос стоит так: либо эти деньги будут направлены на реализацию майских указов президента, за которые он уже объявлял выговоры, которые, несмотря на это, так и не выполняются Правительством, или на эти деньги будет закуплена валюта. Сейчас Европейский центральный банк и Федеральная резервная система в связи с кризисом печатают массу ничем не обеспеченных денег, и российское Правительство, выкупая часть этой валюты, поддерживает на плаву экономики США и Евросоюза.
Вопрос: В чем состоит Ваша поправка? Какова ее суть?
Евгений Федоров: Этой поправкой мы запрещаем использовать бюджетные средства для закупки валюты. Если этого не сделать, то за три ближайших года будет куплено 240 миллиардов долларов. Я уже сказал, что сейчас наши ЗВР составляют 540 миллиардов долларов.
Вопрос: То есть Вы хотите сказать, что эти 240 миллиардов долларов можно было бы использовать более рационально?
Евгений Федоров: Конечно! Почему мы не учитываем риски, которые связаны с покупкой валюты? Ведь никто не станет сейчас уверенно утверждать, что евро выдержит кризис. И в случае неблагоприятного развития ситуации, мы вообще можем потерять эти деньги! Так что, предлагаю направить эти деньги на другие цели, которые, кстати говоря, предусмотрены законом. Там много целей, но я считаю, что эти средства можно было бы направить на кредитование российских предприятий. Я не предлагаю эти деньги кому-то дарить или как-то нерационально тратить, но направить их выдачу недорогих кредитов для предприятий, работающих в реальном секторе, можно и нужно.
Вопрос: Насколько реально могут подешеветь кредиты, если ваше предложение будет реализовано?
Евгений Федоров: Думаю, что кредиты в госбанках можно было бы выдавать под нормальную ставку, скажем, в пять процентов годовых. При таком проценте предприятия будут строиться. Буду формироваться новые рабочие места. Будут развиваться технологии, и подниматься промышленность. Сейчас российские предприятия получают кредиты под 15%. Эта ставка складывается из ставки ЦБ в 8,5% и рисков, которые оценивают сами банки. Наши оппоненты возражают нам и говорят, что уменьшение ставок разгонит инфляцию, но сейчас наши предприятия из-за дорогих российских кредитов, вынуждены брать деньги у зарубежных банков, там ставка составляет 7-8%. Объем такого заграничного кредитования уже достиг 700 миллиардов долларов. Получается, что мы берем те же самые деньги, только провернутые через европейский банк, на развитие предприятий. А может быть, нам стоит отказаться от такого сюрреализма и дать эти "бюджетные" доллары предприятиям сразу? Зачем нам посредничество Европейского Центробанка? Если наша инициатива будет принята, то российские предприятия будут избавляться от зарубежного финансирования и ограничений, которые связаны с ним.
Вопрос: А что это за ограничения?
Евгений Федоров: У зарубежных инвесторов свои требования: получил наши деньги - покупай оборудование по завышенной цене, переходи в иностранную юрисдикцию, а это значит: корми наших налогоплательщиков. Кроме того, в отношении этих предприятий действует запрет на использование в производстве высоких технологий, о чем, например, говорит та самая поправка Джексона-Веника. Мы хотим изменить систему поддержки производителей и сделать ее такой, какой она существует в странах Европы. То есть мы не изобретаем ничего нового.
Вопрос: Каковы шансы на то, что эту поправку поддержат ваши коллеги депутаты-"единороссы"?
Евгений Федоров: Поправка только внесена, и сейчас этот вопрос обсуждается. Говорить о чем-то еще рано.