Предложили "другую работу"
"Хотел бы предложить вам другую работу" – фраза, с которой началась встреча президента Путина с лидером "единороссов" в Госдуме Андреем Воробьевым для самого Воробьева, пожалуй, действительно знаковая в его карьере. Такого опыта работы у него еще не было, тем более, в таком непростом регионе, как Подмосковье, в котором только-только забурлила политическая жизнь...Тем не менее, как говорят эксперты, кандидатура Воробьева как нельзя лучше подходит для того, чтобы продолжить то, что начал совсем немного проработавший на этом посту Сергей Шойгу. Да и сам Воробьев не раз называл Шойгу своим крестным отцом в политике. О том, что ждет Подмосковье и почему этими четырьмя фигурами не закончатся передвижки во власти, в интервью Накануне.RU рассуждают политологи Сергей Черняховский и Дмитрий Орлов.
Вопрос: Как Вы думаете, почему Путин предложил пост и.о. губернатора Московской области именно Андрею Воробьеву?
Сергей Черняховский: Я не знаю, почему поставили именно его. Он обладает одним качеством, соответствующим этому рангу - он административно политически значимая фигура и, безусловно, в этой ситуации, тем более, тут понятно, что он как организатор и хозяйственный руководитель явно уступает Шойгу, ему будет оказана всяческая поддержка. По сути дела это означает, что Московская область взята под своего рода прямое правление администрации Президента РФ. Вместе с этим была информация, что у него тяжело складывались отношения с партийным руководством, да, в общем, и не это было его мечтой. Была в свое время информация, что до того, как его сделали руководителем фракции, Воробьев хотел стать руководителем одного из регионов, губернатором. Естественно, Кремль сейчас будет компенсировать разницу между ним и Шойгу. На фоне тех изменений, что были перед этим, создается впечатление, что начались передвижки на высшем уровне политической власти. Это предполагает, что кто-то должен занять место Воробьева, и это тоже должна быть фигура знаковая или же будет назначен важный и в последнее время возвышавшийся молодой представитель руководства "Единой России". Но сам этот сдвиг, затрагивающий четыре знаковые фигуры – Сердюкова, Шойгу, Воробьева и кого-то, кто придет ему на смену, потому что можно предположить, что фамилия будет не менее звучащая в последнее время, это уже интересно, и дает основания предположить, что эти передвижки не закончатся этими четырьмя фигурами.
Вопрос: У Вас есть какие-нибудь идеи, кто именно может занять место Воробьева?
Сергей Черняховский :Если бы Олег Морозов не ушел в администрацию президента, я бы не сомневался, что это будет он, а так в принципе есть как минимум две сильные фигуры – это Неверов и Железняк. Причем Железняк в последнее время начал превращаться не то что в восходящую звезду, но в фигуру, повышающую свой статус и значимость. Если, к примеру, это будет он, то это будет означать формирование новой группы влиятельных фигур, связанных с нынешним курсом. Раньше вокруг Путина не складывалась фигура молодых руководителей, обладающих амбициями в политике. Вот Наполеон в свое время создал кадровый корпус бонапартистов, которые на самом деле хоть его и свергли, еще 50 лет управляли Францией. Такой группы при Путине не было, и единственным из молодых был Медведев, да и тот оказался, в общем-то, чужим. Поэтому мне и интересно, как все это будет дальше развиваться.
Хотя, тут встает еще один вопрос, вряд ли это фигура нелояльная Путину, но ясно, что формально Медведев руководитель "Единой России", и тут тоже должно быть согласование. Хотя Шойгу тоже был компромиссной фигурой, но если идти по принципу, осуществленному с Шойгу, это может быть фигура в чем-то компромиссной… Но это все пока лишь гадание да раскладывание пасьянсов.
Вопрос: Что по-Вашему ждет Московскую область, учитывая, что у Воробьева нет опыта работы губернатором?
Сергей Черняховский: Усиленная помощь федерального центра, поэтому я и сказал, что это будет прямое управление администрации президента.
Вопрос: А что касается всех намеченных и разработанных планов Шойгу?
Сергей Черняховский: Я не думаю, что здесь будет какое-то резкое изменение или резкий откат. Воробьев все-таки не человек административного эпатажа, и поскольку своего плана у него, скорее всего, нет, видимо, он будет продолжать реализовывать план Шойгу. Тем более, ему поможет сохранение части кадрового корпуса Шойгу и сохранение его влияния, учитывая, что интересы Министерства обороны и интересы области очень сильно пересекаются, и летний конфликт Шойгу с Сердюковым это доказывает. Да и самое лучшее, что может сделать Воробьев – это сохранить план, ведь это некое стратегически продуманное решение.
Вопрос: Можно сказать, что у Путина просто не было других, более опытных кадров, чем Воробьев?
Сергей Черняховский: Был бы идеальный вариант – перевести из Москвы Собянина, а в Москву вернуть Лужкова, но всем понятно, почему этого не произошло. Здесь есть ряд ограничений, и среди прочего, на Московскую область нельзя было выдвигать просто какую-то новую неизвестную фигуру, тем более после Шойгу. Через год выборы, и нужна была фигура достаточно известная и, очевидно, подконтрольная и управляемая. То есть назначение Воробьева - это некое обозначение того, что правительственные структуры будут держать область под пристальным контролем. Кроме того, были напряжения в руководстве фракции и в руководстве Думы, и они, я думаю, были сторонниками такого решения.
Вопрос: Каковы шансы у Воробьева на победу в сентябрьских выборах?
Сергей Черняховский: Безусловно, снятие Шойгу и создание режима практически досрочных выборов создало новое политическое управление, и, безусловно, область будет использована уже не как полигон, а как серьезный участок борьбы тех или иных групп, причем как оппозиционных, так и напрямую антипрезидентских, как в Химках. И, наверное, власть будет принимать это во внимание. В этом отношении жителям Московской области, наверное, повезло, потому что задача Кремля сделать так, чтобы они с восторгом в сентябре проголосовали за Воробьева.
Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций:
"Об Андрее Воробьеве говорили как о губернаторе Московской области еще прошлый раз, когда с этого поста уходил Борис Громов. Так что, мне это назначение кажется логичным. Воробьев - известный и популярный политик. Думаю, что он обязательно пойдет на выборы, и на этих выборах Сергей Шойгу его поддержит, поскольку Андрей Воробьев не раз называл Сергея Шойгу крестным отцом в политике. Но и у самого Воробьева есть серьезный административный и политический опыт. По всем параметрам он классический публичный политик, находящийся, кстати, в прекрасном возрасте – 42 года для такого назначения просто отличное время. Человек он известный и даже раскрученный, так что, его электоральные перспективы высоки. Я, кстати, уверен, что он пойдет на выборы и будет главным кандидатом. В другом случае назначать его исполняющим обязанности не имело никакого смысла. С этим справился бы и Руслан Цаликов, любой другой опытный управленец. Воробьев слишком ценная фигура, чтобы бросать ее в такой размен. Так что, это не следствие короткой скамейки запасных у Путина, как говорят некоторые эксперты, а вполне осознанное решение президента. Власть будет ставить на него на этих выборах, и у него есть серьезные шансы стали лидером выборной гонки.
Кроме того, надо учитывать, что многие персоны из кабинета, который сформировал Сергей Шойгу, ему знакомы, они работали вместе с Воробьевым. Например, начальник главного управления внутренней политики Андрей Ильницкий или председатель комитета по долевому жилищному строительству Александр Коган. С высокой степенью вероятности можно говорить, что и Коган, и Ильницкий сохранят свои посты в команде Воробьева-губернатора. Вообще задача формирования команды для Воробьева в высокой степени решена. Если говорить о первых шагах Воробьева на этом посту, то я думаю, что он в первую очередь будет стремиться сохранить или по крайней мере удержать те позиции, которых с большим трудом добился Сергей Шойгу. Ему нужно сохранить тот потенциал, который у него есть, благодаря Шойгу, в торге с федеральным центром и Москвой. Ему нужно сохранить влияние на региональный бизнес. Шойгу действовал откровенным натиском и давлением и пытался сделать лояльными практически все региональные элиты, давил на министерства и ведомства, и, конечно, у него был колоссальный ресурс. Сохранить все это Андрею Воробьеву будет трудно. Его лоббистский и политический потенциал пока не сопоставим с потенциалом Шойгу".
Анастасия Колесова, Сергей Ганьжин