Владислав Жуковский: "Чемоданные настроения" непомерно давят на бюджет
Президент Путин высказался за идею переезда Высшего арбитражного суда, Верховного суда и Судебного департамента при Верховном суде в Санкт-Петербург. Вслед за этим бессменный управляющий делами президента Владимир Кожин озвучил предварительную оценку затеваемого переезда чиновников (50 млрд рублей) и сроки реализации проекта – 2-2,5 года.
С формальной точки зрения, можно было бы и закрыть глаза на затеваемую эпопею с бездумным и совершенно неаргументированным переездом судебных инстанций. Если не считать "московские пробки", "передачу статусных функций Санкт-Петербургу" и "расширение служебных площадей судов" в качестве серьёзных аргументов, ради которых имеет смысл пустить на ветер 50 млрд рублей в условиях непрекращающихся рассуждений властей про "дефицит бюджета" и "необходимость жить по средствам". Да, часть этих средств Управделами президента обещает изыскать за счёт реализации находящегося на его балансе имущества.
Однако даже Кожин вынужден признать, что этих средств точно не хватит, и переселение чиновников в северную столицу окажется заведомо убыточным мероприятием. Тем более принимая во внимание личные профессиональные качества чиновников, а также их материальную незаинтересованность и коррупциогенную чистоту при реализации имущества. Целый ряд громких коррупционных скандалов, последним из которых оказался беспредел в Министерстве обороны, продемонстрировал, с какой лёгкостью распродаются наиболее лакомые куски госсобственности за десятую и даже соту часть реальной цены.
Озвученные Кожиным 50 млрд рублей - это менее 0,45% расходной части федерального бюджета России в 2011 году (10,9 трлн рублей) и менее 0,1% ВВП страны (55,5 трлн рублей). По большому счёту, столь незначительной даже по меркам современной России суммой средств, тем более, если бы она была направлена на созидательную деятельность и благое дело, можно было бы смело пренебречь.
Однако только в том случае, если, во-первых, профинансированы все остальные, не менее значимые с точки зрения обеспечения модернизации экономики, возрождения финансово-экономического суверенитета России, повышения конкурентоспособности отечественной промышленности и повышения качества жизни населения, сферы. Во-вторых, если в бюджете страны (области, муниципалитета и т.д.) имеются свободные денежные средства, которые просто некуда направить с большей эффективностью. А, в-третьих, если качество государственного управления и эффективность системы по борьбе с расхищением бюджетных средств такова, что позволяет надеться на то, что большая часть выделяемых средств не будет разворована по пути и дойдёт до места назначения.
Заявленная сумма в два раза превышает предусмотренные в находящемся на согласовании в Госдуме проекте бюджета на 2013-2015 годы расходы федерального правительства на охрану окружающей среды (24,9 млрд рублей) и сопоставимо с финансированием физической культуры и спорта (51,2 млрд рублей).
Более того, затраты на перемещение судов в город на Неве практически сопоставимы с половиной совокупных расходов федерального правительства на судебную систему в 2012 году - 117 млрд рублей. При желании на эти средства правительство могло бы удвоить заработную плату судьям, качественно повысить их заинтересованность в непредвзятом судопроизводстве, существенно снизить материальную заинтересованность в коррупционных связях и тем самым качественно повысить эффективность всей судебной системы. Без этого невозможно добиться, в том числе, улучшения пресловутого "инвестиционного климата", о котором без устали твердят российские чиновники уже более 20 лет и которым обосновывают развал отечественной несырьевой экономики, но при этом, насколько можно судить, ничего не делают для этого улучшения.
Даже нынешняя искусственно заниженная в целях политкорректности оценка расходов, которая практически наверняка уже в ближайшие месяцы будет увеличена в 1,5-2 раза в ходе самого процесса переезда судей, лишь немногим уступает запланированным на 2013 год совокупным расходам федерального бюджета на СМИ (70,4 млрд рублей) и находящуюся в объективном упадке культуру (91,3 млрд).
Другими словами, правительство могло бы удвоить расходы на улучшение откровенно бедственной экологической обстановки как в крупных городах, так и в районных промышленных центрах. И это не говоря о необходимости наращивания расходов на финансирование природоохранных мероприятий и ужесточение контроля за соблюдением природоохранного законодательства со стороны крупных нефтегазовых, металлургических и угледобывающих гигантов, а также производителей удобрений.
По экспертным оценкам, порядка 90% русел рек России загажены отходами добывающих производств и находятся в критическом состоянии – их воды непригодны даже для элементарного бытового потребления - приготовление пищи и т.д. А в ряде случаев даже могут быть опасны для здоровья в случае внешнего соприкосновения с кожей человека.
Однако озвученная сумма – еще полбеды на фоне того, что расходы федерального правительства на физическую культуру и спорт подлежат урезанию на 52%, финансирование СМИ планируется сократить аж на 44,2%, культуры - на 13,1%, а мероприятия по охране окружающей среды – на 10,2%.
На указанные 50 млрд рублей можно было бы практически удвоить расходы федерального бюджета на коммунальное хозяйство (28,6 млрд рублей), а также благоустройство территорий (23 млрд).
В данном случае стоит напомнить, чем закончилась эпопея с переездом Конституционного Суда в Санкт-Петербург несколько лет назад. Реальные затраты на переезд Конституционного суда превзошли предварительные оценки более чем в 20 раз. Затраты на переезд 80 судей и чиновников Конституционного суда подскочили с предварительно заявленных 221 млн рублей до 5,3 млрд рублей.
Но если в случае с Конституционным судом речь шла о переезде в общей сложности 80 чиновников, то, по имеющейся в СМИ информации, в одном только Верховном суде России трудоустроено свыше 1322 человек, из которых 125 судей. Ещё 505 человек работает в Высшем арбитражном суде. Итого 1827 человек, что в 23 раза превышает общую численность судейского корпуса и административного персонала Конституционного суда, перевезённого в Санкт-Петербург по откровенно надуманным и не имеющим логического объяснения мотивам несколько лет назад.
В этой связи несложно догадаться, что предварительная оценка затрат на переезд Верховного и Высшего арбитражного судов в северную столицу вместо предварительно заявленных Владимиром Кожиным 50 млрд рублей на деле обойдётся федеральному бюджету как минимум в 80-120 млрд рублей. Это в лучшем случае.
Экономист Владислав Жуковский для Накануне.RU