Оговорка по Фрейду: Греф признал, что власти обманывают население по поводу инфляции
Владислав Жуковский об "индексациях" для топ-менеджеров и обычных гражданЗа последнее время произошёл целый ряд весьма знаковых событий, которые с предельной ясностью дали понять, что, во-первых, никакой борьбы с реальными причинами инфляции как не велось, так и не будет вестись. А, во-вторых, стало окончательно очевидно, что правящие власти не только прекрасно отдают себе отчёт в истинных причинах высокой инфляции (коррупционные поборы, ценовой беспредел монополий, произвол перекупщиков, непозволительно дорогие кредиты, аварийное состояние инфраструктуры и производственных мощностей и т.д.), но также понимают всю абсурдность и несовместимость с жизнью официальной оценки инфляции, приводимой Росстатом.
Признание о колоссальной пропасти между "причёсанными" и крайне политкорректными оценками инфляции, которые вынужден выдавать Росстат, чтобы не портить настроение своему начальству, и реальным безудержным ростом цен в экономике на этот раз в завуалированной форме сделал бывший министр экономики и нынешний глава крупнейшего госбанка России – Сбербанка – Герман Греф.
На днях на заседании наблюдательного совета Сбербанка России Герман Греф, не стесняясь, заявил, что "по итогам 2012 года мы намерены индексировать размер вознаграждения набсовету на 10,5%". После чего добавил, что на годовом собрании акционеров, вопреки мнению миноритарных держателей акций, будет предложено утвердить в качестве базового уровня вознаграждения ставку в 4,2 млн рублей.
Как и водится в практике российских госкомпаний и госбанков, никто из руководителей Сбербанка даже не обратил внимания на вполне резонное требование миноритарных акционеров увязать размер денежного вознаграждения членов наблюдательного совета (17 человек) с реальным вкладом каждого из них в дело развития бизнеса банка, повышение его конкурентоспособности, финансовой устойчивости и транспарентности. Вместо этого Грефом была предложена система, в рамках которой "выплаты всем членам наблюдательного совета будут дифференцированы только по принципу членства (+10%) и председательства (+20%) в комитетах и председательства в наблюдательном совете (+30%)".
Именно в этом, насколько можно судить, и состоит сущность российских либералов – под бурные разговоры о "конкуренции", "эффективности" и "прозрачности" они всеми силами стараются подавить конкуренцию, замолчать критику своих действий, заткнуть рот миноритарным акционерам и обеспечить возможность извлечения сверхприбылей от своего монопольного положения.
Но, насколько можно судить, экс-министр экономического развития и торговли Герман Греф сам не до конца понял, что сказал. По сути дела, в общепринятом смысле, термин "индексация" означает повышение какого-либо показателя, характеризующего доход (в данном случае вознаграждение членам наблюдательного совета) пропорционально темпам роста инфляции и падения покупательной способности населения с целью предотвращения обесценивания доходов граждан.
Даже несмотря на тот факт, что в речи Грефа нигде не прозвучал термин "инфляция", совершенно очевидно, что под "индексацией" он понимал увеличение размера вознаграждения членов наблюдательного совета на величину роста цен в экономике и падения покупательной способности рубля. Другими словами, заявив о необходимости 10%-ой индексации доходов членов набсовета, Греф, по сути дела, был вынужден признать, что реальная инфляция в России как минимум в 1,7-2 раза превышает официальную оценку Росстата и зашкаливает за 10%.
На самом деле, при желании обвинить экс-министра экономики Грефа можно в чём угодно: от лоббирования интересов глобального бизнеса при втягивании России в ВТО до целенаправленного подрыва остатков наукоёмких производств и превращения России в сырьевую колонию транснационального капитала. Однако сложно упрекнуть Германа Грефа в некомпетентности, профессиональной непригодности и непонимании сути происходящих вокруг процессов – с таким диагнозом не возглавляют Министерство экономики в течение 7 лет, а затем крупнейший госбанк страны.
Как бывший глава МЭР, он прекрасно понимает, что официальная и крайне политкорректная оценка Росстата динамики уровня цен (6-6,5% годовых) как минимум в 2-2,5 раза занижена в политических целях и не имеет совершенно никакого отношения к действительности. Её можно использовать в качестве дискредитировавшего себя инструмента предвыборной пропаганды, но её ни в коем случае нельзя применять при индексации доходов бюджетников и социально незащищённых слоёв населения, так как это может быть истрактовано в качестве скрытой формы геноцида собственного населения и искусственного поддержания нищеты.
Именно поэтому вместо индексации на 6-6,5% Греф предлагает индексировать и без того высокие бонусы членам наблюдательного совета как минимум на 10%. Так что этим шагом Греф, сам того не желая, официально признал, что все отчёты правительства о "снижении темпов роста инфляции до рекордно низких 6,1% по итогам 2011 года" относятся к области антинаучной фантастики и предвыборной пропаганды.
Более того, об этом же косвенно намекает и сам Росстат: "зафиксировав" в предвыборный сезон рекордно низкую инфляцию в 6,1%, он умудрился существенно приукрасить целый ряд макроэкономических индикаторов – от темпов роста экономики, промышленного производства и капитальных вложений до уровня жизни населения и показателей бедности. А также помог правящим властям существенно сэкономить на социальных расходах: индексации заработных плат учителям, врачам, учёным и прочим бюджетникам, а также бюджетных выплатах социально необеспеченным слоям населения – пенсионерам, беспризорным детям, многодетным матерям и т.д.
При этом до сих пор экономисты гадают, каким образом Росстат умудрился зафиксировать росте цен на 6,1% в 2011 году, когда дефлятор ВВП превысил рекордные с кризисного 2008 года 15,8%, продовольствие подорожало на 8-10%, а приближенные к власти естественные монополии подняли цены на газ, транспорт, электроэнергию и ЖКХ на 15-20%. Совершенно непонятно, каким образом по итогам 2011 года Росстат зафиксировал снижение цен на капусту на 63,5%, на репчатый лук – на 42,5%, на картофель – на 52,2%, а на морковь на 35,1%. Получается, что по итогам 2010-2011 годов даже с учётом скачкообразного роста цен на продукты питания в 2010 году, по итогам 2011 года цены на капусту не только не выросли, но даже снизились на 24,8%, лук подешевел на 13,3%, а свёкла и картофель стали доступней на 0,6% и 3,1% соответственно.
Совершенно очевидно, что эти цифры не имеют никакого отношения к действительности – рядовые граждане, которые, в отличие от коррумпированных чиновников и сырьевых олигархов, самостоятельно ходят в магазины, прекрасно понимают, что по итогам двух лет (2010-2011 годы) продовольствие подорожало как минимум на 15-20%, а целый ряд товаров (крупы, капуста, картофель и многие овощи) стали дороже на 25-30%.
Кроме того, нужно понимать, что темпы роста инфляции очень сильно разнятся в зависимости от уровня жизни отдельного взятого человека и социальной группы. В структуре потребительской корзины 70% населения России с доходами менее 20 тыс. рублей от 50 до 70% расходов приходится на продукты питания, оплату услуг естественных монополий, ЖКХ, проезд на транспорте, цены на которые, только по официальным данным всё того же Росстата, опережают прирост инфляции в 2-3 раза.
Отметим, что Греф предлагает поднять на 10-20% компенсации и вознаграждения членам наблюдательного совета Сбербанка, которых можно заподозрить в чём угодно (от профнепригодности и некомпетентности до воровства), но только не в бедственном положении, обездоленности и социальной незащищённости. В таком случае логично предположить, что реальная индексация доходов бюджетников, пенсионеров, социально-необеспеченных слоёв населения, инвалидов, беспризорных детей должна составлять как минимум 17-20%, а не заложенные в бюджет 5-6%.
По сути дела, глава Сбербанка, которого крайне сложно упрекнуть в любви к в большинстве своем нищему и обездоленному населению России и который на протяжении 7 лет работы министром экономики последовательно уничтожал остатки отечественной обрабатывающей промышленности, втягивал Россию в ВТО и сворачивал поддержку несырьевых секторов экономики, открыто признал, что инфляция в России зашкаливает за 12-15%.
Эта цифра практически полностью совпадает с оценкой экс-главы НИИ Статистики Росстата Василия Симчеры и целого ряда видных отечественных экономистов (в том числе академиков Глазьева, Петракова, Богомолова, а также Катасонова, Болдырева, Бабкина, Делягина, Хазина, Мусина и т.д.) относительно того, что так называемая "социальная инфляция" для 70-80% населения России, искусственно удерживаемых властями в бедности и предбаннике общества потребления, превышает 13-17% ежегодно.
Следует отметить, что только по официальным данным Росстата по состоянию на 12 ноября за период с начала текущего года цены на хлеб и хлебобулочные изделия подскочили на 9,7-12%. Мясо птицы подорожало на 15,1%, пшеничная мука прибавила в цене не менее 23,3%, капуста стала дороже на 44,0%, а плодоовощная продукция, даже несмотря на крайне благоприятный сезонный сбор урожая, выросла в цене аж на 13,5%.
Как дорожали товары и услуги с начала года (данные Росстата, кликните для увеличения)
Откровенный беспредел наблюдается в системе естественных монополий, которые, пользуясь приближенностью к высшим эшелонам власти и поддержкой со стороны коррумпированных чиновников, продолжают заниматься ценовым шантажом, душа отечественную экономики и население России.
Даже крайне политкорректный в своих оценках Росстат был вынужден зафиксировать, что по итогам сентября текущего года газоснабжение выросло в цене более чем на 14,2%, горячее водоснабжение – на 11,5%, вывоз мусора – на 7,8%, холодное водоснабжение и водоотведение – на 11,2%, отопление – на 10,1%, коммунальные услуги – на 10,2%, а энергоснабжение стало дороже на 5,9%.
Насколько можно судить, продолжают заниматься откровенным ценовым шантажом и российские транспортные монополии. Согласно "причёсанным" данным всё того же Росстата, по состоянию на 12 ноября за период с начала текущего года проезд в городском муниципальном автобусе в среднем по России подорожал на 7%, проезд в трамвае стал дороже на 9,9%, а цена на билет в троллейбусе подскочила аж на 7,2%. Несколько лучше обстоят дела в системе подземного транспорта – проезд в метро по официальным оценкам подорожал лишь на 3,2%.
Напомним, что в середине ноября замминистра Андрей Клепач, представляя подготовленный МЭР макроэкономический прогноз России до 2030 года, открыто заявил, что вопреки всем предвыборным заявлениям нынешнего президента Путина, даже при условии сохранения крайне благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и высоких цен на нефть, темпы роста инфляции будут превышать отметку в 5% вплоть до 2020 года. По его словам, "резко снизить инфляцию до 2020 года из-за курсов, из-за повышения тарифов, на наш взгляд, мало шансов". Говоря простым языком, замминистра экономики был вынужден открыто признать, что правящий компрадорско-олигархический властный клан отказывается от реальной борьбы с коррупцией, ограничения произвола монополий и возрождения отечественной обрабатывающей промышленности.
Экономист Владислав Жуковский для Накануне.RU