"Протесты" в копейской ИК организованы цыганским "авторитетом"?
В минувшие выходные обострилась ситуация в ИК-6 строгого режима в городе Копейске Челябинской области. 250 человек в субботу вышли на режимный коридор жилой зоны учреждения и выдвинули требования по ослаблению режима содержания и об освобождении из штрафного изолятора ряда осужденных. При этом сообщалось, что заключенные удерживали часть жилой зоны и вышку. На вышке зэки держали плакаты "Люди, помогите!". Возле колонии также собралось большое количество людей, однако выяснилось, что родственников заключенных среди них было не так много. Этот инцидент уже приобрел общероссийский резонанс. Между тем, как стало известно Накануне.RU, по одной из версий, "протесты" были организованы с целью "надавить" на администрацию ИК для перевода цыганского авторитета Гии в другую колонию, откуда его можно было бы "выкупить".
Первой, кто сообщил о беспорядках в колонии, стала правозащитница Оксана Труфанова. Она опубликовала на портале gulagu.net информацию о том, что около 300 человек в колонии объявили голодовку. Позже стало известно, что заключенные забрались на вышку в промышленной зоне и вывесили простыни с надписями "Люди, помогите!". Некоторые утверждали, что надписи сделаны кровью, однако эта информация не подтвердилась.
В акции, которая продолжалась два дня, приняли участие, по официальной информации, около 250 человек.
Однако на видеосъемке с места ЧП видно, что на простынях заключенные написали "Нас 1,5 тысячи!". По данным ГУФСИН, в субботу перед обедом осужденные шести отрядов на режимный коридор жилой зоны учреждения и выдвинули незаконные требования по ослаблению режима содержания.
"В частности они требовали освобождения ряда осужденных из штрафного изолятора, водворенных туда за нарушения правил внутреннего распорядка. Каких-либо иных требований осужденные не выдвигали, негативных проявлений с их стороны не было", – сообщили Накануне.RU в ГУФСИН.
В субботу вечером в колонию прибыл уполномоченный по правам человека в Челябинской области Алексей Севастьянов. Ему заключенные пожаловались на избиение и неудовлетворительное оказание медицинской помощи в исправительном учреждении, а также вымогательства со стороны администрации колонии. Переговоры с омбудсменом в субботу не принесли результатов – осужденные продолжили акцию протеста.
В воскресенье в колонию прибыли представители ФСИН из Москвы, чтобы урегулировать ситуацию. В понедельник стало известно, что заключенные прекратили акцию протеста и вернулись в бараки.
В то же время под стенами колонии разворачивались другие протестные события. Там собрались родственники осужденных, которые, по сведениям МВД, разошлись после нескольких часов. Но на месте остались некие молодые люди, находившиеся в состоянии алкогольного опьянения. Они нарушали общественный порядок, а затем начали закидывать стражей порядка бутылками.
"За нарушение общественного порядка около колонии сотрудниками полиции были задержаны 38 человек. Это в основном мужчины от 18 до 60 лет. При их усмирении пострадали восемь сотрудников ОМОНа, в которых нарушители кидали бутылки. Они получили различные травмы головы, ушибы, сотрясения мозга", - сообщила Накануне.RU руководитель пресс-службы ГУ МВД по Челябинской области Анжелика Чиркова.
По сведениям полиции, часть задержанных – ранее судимые лица. Полиция также отмечает, что никакого избиения родственников заключенных под стенами колонии не было.
Между тем, на видеороликах с места событий видно, что некоторые люди, которые "просто проезжали мимо", получили травмы. Также виден разбитый автомобиль, на котором нарушители пытались прорваться сквозь оцепление ОМОНа.
По мнению правозащитников, причиной акции протеста заключенных стали избиения и вымогательства со стороны администрации колонии. Якобы это не первые случаи протеста со стороны осужденных.
По мнению уполномоченного по правам человека Алексея Севастьянова, одной из причин волнений послужила информация о том, что одного из заключенных избили в следственном изоляторе.
"Предварительные итоги проверки свидетельствуют о недостоверности информации об избиении осужденных, а также о введении на территорию колонии подразделения спецназа ГУФСИН. Фактов членовредительства осужденных не установлено. Все лица, содержащиеся в штрафных помещениях и в отряде строгих условий содержания, осмотрены судебно-медицинским экспертом, телесных повреждений у них не выявлено", - сообщили в прокуратуре.
Осужденные также жаловались на вымогательства денег.
"Один из заключенных утверждает, что его перевели из так называемой "адаптации" в общий отряд только после того, как он заплатил 15 тысяч рублей. В среднем "добровольные пожертвования", со слов граждан, составляют до 200 тыс. руб. Необходимо проверить данную информацию. К сожалению, это уже далеко не первая жалоба на поборы", - сообщил Севастьянов.
Отметим, что в интернете распространялась недостоверная информация о том, что якобы в колонию зашел ОМОН, что заключенных, устроивших бунт, развозят по другим зонам. Некоторые писали о том, что из колонии "вывозят трупы", о "сбежавших заключенных", о "перекрытых в город въездах" и даже о том, что "в Копейск выехал Навальный".
"Очевидно, что выброс негативной информации в сети интернет о деятельности уголовно-исполнительной системы Челябинской области направлен на дестабилизацию обстановки в исправительном учреждении. Между тем линия, проводимая руководством управления, остаётся неизменной – это создание соответствующих коммунально-бытовых условий для осуждённых и приведение режима отбывания наказания в соответствие с действующим законодательством", - считают в ГУФСИН региона.
Колония № 6 является колонией строгого режима, туда попадают осужденные за тяжкие преступления. По одной из версий, которую озвучил Накануне.RU источник в правоохранительных органах региона, недавно туда попали представители цыганской диаспоры, осужденные за наркоторговлю. Их подельники, уже отсидевшие и находящиеся на свободе, возможно и организовали акцию под стенами колонии.
Эта версия косвенно подтверждается общением уполномоченного по правам человека с заключенным Георгием Д. (Гия, как называют его другие осужденные). Он подавал прошение о переводе его в другую колонию, однако оно не было удовлетворено. На видео заключенные говорят омбудсмену, что акция может быть прекращена сразу после того, как Гию выпустят из ШИЗО.
"Меня настораживает, что заключенные стали просить встречи с тем самым Георгием, который находится в изоляторе. Были даже намеки, что по его прямому распоряжению можно будет отменить голодовку. Сотрудниками ГУФСИН им было отказано во встрече", - написал омбудсмен в своем блоге.
По некоторым данным, существуют колонии, откуда представители диаспор могут "выкупать" своих, создавать им благоприятные условия пребывания. Однако в Челябинской области таких колоний нет.
Отметим, что недалеко от колонии расположен шахтерский поселок Горняк. Шахта закрылась, многие люди остались без работы. Поселок представляет собой бараки, в которых проживает многочисленная диаспора цыган. По словам местных жителей, они активно скупают землю, возводя на ней коттеджи.
"Можно отметить, что было много машин из других регионов, что необычно для города Копейска. Уже утром в 5.30 перед ИК-6 я столкнулся с человеком, который назвал себя Сергеем, он не скрывал, что является организатором акции, показывал большое количество набранных номеров в своем сотовом телефоне. Однако Сергей подчеркнул, что компания людей, которые бросали в ОМОН бутылки и снежки, не имеет к нему отношения, он их не знает", - написал в своем блоге омбудсмен.
Похожий случай, только в "детском" масштабе произошел в Атлянской колонии в конце октября. На территорию исправительного учреждения для несовершеннолетних пытались проникнуть девять человек. Они были задержаны. Эта акция также была спланирована знакомыми заключенных с воли. Ранее судимый юноша в состоянии алкогольного опьянения вместе с друзьями пытался проникнуть в колонию, рассчитывая дестабилизировать ситуацию накануне родительского дня.
Бунты в ИК-6 Накануне.RU прокомментировал политолог Сергей Черняховский:
– Версию о спланированном нападении "посетителей" на ОМОН нельзя исключать, она выглядит достаточно правдоподобно. Акция такого восстания, мятежа, бунта – это акция силового противостояния, то есть, по сути, войны. Во-первых, понятно, что для подготовки и ее осуществления оказываются задействованы и потенциально союзные силы, точно так же понятно, что в условиях войны далеко не всегда разбирают, куда стреляют. Если вражеская часть заняла деревню и ведется ее артобстрел, понятно, что попадают и по местным жителям. Это все разговоры – о неприменении силы по отношению к мирным жителям, как общая ориентация – это хорошо, а на практике – не всегда получается. Точно так же на войне сплошь и рядом происходит открытие огня по своим. Это просто некая реальность. То, что мы имеем развитой криминальный мир в России – это реальность. То, что борьба против него затруднена рядом юридических ограничений не вполне адекватных ситуации в России – это тоже реальность. То, что все заключенные имеют связи на свободе, а в ряде случаев это может решать другие задачи – дестабилизация политической ситуации, дискредитация власти, либо необходимость освободить кого-то, ради кого это вообще делается, либо вообще необходимость кого-то убить, находящегося в заключении, – все это может быть.
Сами по себе те или иные бунты в тюрьмах – вещь обыденная во всем мире. Информация о том, что это происходит и в других странах, не только в России, проходит достаточно постоянно. Это по определению естественно. В тюрьмах, колониях, лагерях находятся люди, связанные с правонарушениями. Кто сказал, и с чего надо полагать, что они будут добровольно подчиняться тем юридическим ограничениям, которые на них наложены пребыванием в тюрьме? Ровно ничего, вызывающего удивление, экстраординарного в этом эпизоде нет, и единственное, о чем можно говорить – почему так активно стали распространять информацию.