"Главная задача творческого вуза - не валовый выпуск специалистов, а воспитание настоящего таланта"
Накануне министр культуры РФ Владимир Мединский заявил о том, что считает необходимым избавить творческие вузы от лишних факультетов. По мнению Мединского, профильные учебные заведения не должны тратить время на посторонние предметы и экзамены. Кроме того, проведенный Минобрнауки мониторинг эффективности вузов вызвал у Мединского негодование. "Я категорически не согласен с тем, какой вердикт творческим вузам вынесли коллеги, прежде всего потому, что нельзя оценивать так, как технические или даже гуманитарные институты, вузы, которые готовят творческих работников. Специфика этого образования совершенно другая", - отметил глава Минкультуры.
Президент Всероссийского фонда образования, академик МАНПО, доктор педагогических наук Сергей Комков рассказал Накануне.RU, почему театральные и литературные вузы вынуждены готовить экономистов, а также о том, каким в идеале должно быть образование в творческом институте.
Вопрос: Почему, на Ваш взгляд, сегодня творческие институты, помимо режиссеров, учат студентов быть пиарщиками, экономистами?
Сергей Комков: В сегодняшних условиях это происходит не от хорошей жизни. Творческим (так же как и всем остальным) вузам приходится открывать подготовку на "непрофильные" специальности из-за острой нехватки государственных бюджетных средств. Поскольку большого количества студентов по творческим специальностям набрать не удается, набирают на "непрофильные" специальности, чтобы за счет них восполнить "дырки" в институтском бюджете.
Вопрос: Каким в идеале должно быть образование в таком творческом вузе?
Сергей Комков: В идеале в творческих вузах вся система образования должна быть построена на основе работы огромного количества творческих мастерских и индивидуальных курсов, которые должны вести известные деятели искусства и культуры. Потому что подготовка специалиста в творческом вузе – это очень тонкая штучная работа, главной задачей которой является не валовый выпуск специалистов, а воспитание и развитие настоящего таланта. И уж, конечно, творческие вузы ни в коем случае не должны переходить на двухуровневую болонскую систему "бакалавриат-магистратура". Это будет для системы подготовки творческих работников убийственно.
Вопрос: Владимир Мединский категорически не согласен с мониторингом Минобранауки. Он говорит, что вузы Минкульта не будут закрыты. Вы согласны с позицией Мединского?
Сергей Комков: Министр культуры Владимир Мединский, в отличие от министра образования и науки Дмитрия Ливанова, занял в этом вопросе грамотную взвешенную позицию. В таких вопросах нельзя рубить с плеча. Тем более что критерии, выбранные Минобрнаукой при так называемом "мониторинге", вообще неприменимы к творческим вузам.
Вопрос: Мединский заявил о возможном введении новых специальностей на творческих факультетах. По вашему мнению, как скоро в творческих институтах "обновят" специальности? И оправдано ли это в целом?
Сергей Комков: И в этом министр культуры тоже абсолютно прав. Процесс пересмотра набора специальностей в вузах страны давно уже назрел. Но делать это надо осторожно, не превращая в очередную кампанию. Поэтому не думаю, что это надо делать очень быстро, не изучив тщательным образом всю ситуацию. Но приступать к данному процессу надо в ближайшее время.
Вопрос: Министр образования и науки Ливанов недавно говорил о том, что у ЕГЭ появится устный компонент как раз для творческих вузов. Что вы думаете о данной инициативе Ливанова?
Сергей Комков: У меня давно сложившееся мнение по поводу так называемого ЕГЭ. Я считал и продолжаю считать, что ЕГЭ в том виде, в котором он сегодня осуществляется в российской школе, является преступлением по отношению ко всей системе образования в России. И уж тем более, если он проводится исключительно в письменной тестовой форме. Мы уже давно предсказывали, что рано или поздно ЕГЭ начнет серьезно изменяться. Кроме него, появятся другие формы проведения итоговой аттестации. В том числе будет осуществлен возврат к устной форме экзаменов. То есть произойдет возврат к прежней классической форме выпускного и вступительного экзамена. И в первую очередь это должно относиться к экзаменам по отбору в творческие вузы.