19 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgC4HYf
Цены на штукатурные работы на http://remont.youdo.com/stuccoing/price/.
Бытовой ремонт: http://perevozki.youdo.com/cars/tonar/, смотреть здесь.
Отделка туалета на http://remont.youdo.com/facing/facing/flats/toilet/.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Константин Сивков об Арктике: Это будет преимущественно морская война за островные зоны

Вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков о том, почему российский суверенитет так крепко связан с русской Арктикой

На самом деле Рогозин прав, и схема, по которой, утеряв свои позиции в Арктике, Россия автоматически теряет суверенитет, весьма проста. Ресурсы Ближнего Востока находятся на грани исчерпания, и, в первую очередь, энергетические ресурсы. Не менее активно идет исчерпание значительной части других очень ценных ресурсов, доступных на земной поверхности: редкоземельных элементов, руд. Единственный и максимально удобный для нас резерв этих ценнейших материалов находится на шельфе Ледовитого Океана, там же обнаружены и большие запасы энергетических ресурсов, достаточно вспомнить Штокмановское месторождение. Стоит ли говорить, что по мере разработки имеющихся ресурсов значимость акваторий Северного Ледовитого океана будет возрастать. Особенно для России, которая, если исчерпает энергетические ресурсы на континентальной территории и не сможет получить доступа к ресурсам Северного Ледовитого океана, будет вынуждена их закупать. И сразу в поле зрения попадает другой момент. Россия имеет важный ресурс - коммуникации: морской путь и сухопутный путь. Однако, если мы утратим контроль над Северным Морским путем, это нивелирует и значение сухопутных комуникаций, поскольку наиболее дешевое средство доставки грузов - морской транспорт. Таким образом, при потере контроля над Северным Ледовитым океаном мы с военно-экономической и стратегической точки зрения утрачиваем условия для сохранения суверенитета.

Принимая во внимания тенденции развития нашей экономики, можно утверждать, что вслед за утерянными ресурсами будет утерян суверенитет, коль скоро мы станем недееспобны экономически. Все просто.

Теперь для понимания, давайте оценим угрозы и их источники, а заодно разберемся, достаточно ли просто "расставить вешки", как говорит уважаемый Дмитрий Рогозин. Очевидно, Северный Ледовитый океан освобождается от льда с все более высокой интенсивностью. Северный Морской Путь - регионы Северного Ледовитого океана в своей южной части, прилегающей к России, будут представлять свободное пространство, уверен, так или иначе там разместятся ударные части сильнейших флотов мира, поскольку с этого направления Россия наиболее уязвима. Если Россия утратит контроль над этим регионом, там и базы базирования появятся, например, на Новой Земле, сомневаться не приходится.

Весь вопрос в том, какой характер будет носить конфликт. Дмитрий Олегович предполагает, что ближе к середине века борьба за природные ресурсы будет приобретать "совсем нецивилизованные формы". Что стоит за этой формулировкой? То, что обычно стоит за тем, чем обычно занимаются США и Израиль, занимаются непрерывно. Это Россия занимается "цивилизованными методами" борьбы, потому что сил у нее нет, а США и Израиль, Великобритания и Франция занимаются "нецивилизованными методами". А именно: массированными бомбежками, ударами крылатых ракет, высадками десанта, спецназа, морской пехоты, использованием воздушно-десантных войск. Когда речь идет о "нецивилизованных методах", имеется в виду применение силы.

Какой может быть сценарий применения силы в Арктике? Это будет преимущественно морская война за островные зоны, на основе морских, десантных и противодесантных действий. Морская война, воздушная война, сухопутные войска применяются только для захвата и контроля островных зон.

Ничего этому Россия противопоставить не может: Северный флот слаб, как и все наши флоты. Защитить акваторию мы сможем при нынешнем состоянии дел и ближайшей перспективе, только если речь пойдет о противостоянии ограниченным морским силам, скажем, как морской флот Великобритании, Норвегии. Им Северный флот может противостоять, если подключатся США, то Северный флот противостоять не сможет.

Однако то, что США подключатся, есть очень большая вероятность.

Более того, по нашим оценкам, есть в принципе вероятность начала Мировой войны, и, по нашему мнению, оценивается она как средняя. Выход из нынешнего кризиса для элит США без установления контроля над ресурсами невозможен, поэтому им надо либо смириться с крушением всех экономических механизмов контроля над миром, а политическим элитам Запада согласиться с тем, что они рухнут и их переформатируют, и тогда, возможно, будет выбран иной социальный строй, например, социализм, или же им придется попытаться сохранить контроль над ресурсами на Ближнем Востоке, тем самым ограничить влияние Китая, создать напряженность между Россией и Китаем - такая антагонистичность этих альтернатив и дает возможность оценивать вероятность мировой войны как "среднюю".

Хочу заметить, что модная история о ближайшем разрешении энергетических проблем, благодаря сланцам, например, вряд ли имеет под собой реальную основу. Сланцевая нефть и сланцевый газ сопряжены в свой добыче с экологическим коллапсом территорий, на которых эта добыча идет. Эти территории остаются абсолютно непригодными для жизни. Чем больше ресурсов добывается, тем больше непригодных территорий. США, сделав ставку на сланцевый газ и сланцевую нефть, по сути дела признали факт военного поражения в попытке установить контроль самостоятельно или с помощью НАТО над нефтеносными и газоносными регионами, но это лишь паллиативное решение, вероятнее всего, они будут искать дополнительные силы, чтобы установить контроль над ресурсами мира. И не только Ближнего Востока, но и русской Арктики.

Об этом, конечно, надо говорить лишь как о среднесрочной перспективе, при условии, что нынешние тенденции в развитии вооруженных сил и внешней политики, ориентированные на сдачу российских интересов в Арктике, например, соглашение Медведева по разделу сфер экономических в Северном Ледовитом океане, и фактически большая часть акваторий, которые были в зоне интересов России, оказались переданы в Норвегии, при сохранении этих тенденций это может произойти.

Константин Сивков, вице-президент Академии геополитических проблем


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС